Воспитание сказкой или сказочное воспитание
статья

Сабанцева Анжела Николаевна

В статье раскрываются пути решения проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования. Представлены формы и методы поэтапного развития творческого воображения воспитанников на основе материалов народных и авторских сказок. В статье можно найти формы изучения  уровня развития творческого воображения и развития творческих способностей в различных направлениях. В статье приводится пример внедрения проекта «Использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» в отдельно взятом детском саду. Особое внимание в рамках проекта уделено изучению атмосферы внутри семьи ребенка, а также активному взаимодействию педагогов, детей и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sabantseva_anzhela_nikolaevna.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Сабанцева Анжела Николаевна

старший воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Новоторъяльский детский сад «Теремок»

Воспитание сказкой или сказочное воспитание

В статье раскрываются пути решения проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС дошкольного образования. Представлены формы и методы поэтапного развития творческого воображения воспитанников на основе материалов народных и авторских сказок. В статье можно найти формы изучения  уровня развития творческого воображения и развития творческих способностей в различных направлениях. В статье приводится пример внедрения проекта «Использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» в отдельно взятом детском саду. Особое внимание в рамках проекта уделено изучению атмосферы внутри семьи ребенка, а также активному взаимодействию педагогов, детей и их родителей.

Воспитание ребенка всегда было трудной и вместе с тем ответственной задачей. Как научить ребенка быть честным и справедливым, чутким к чужому горю? Как воспитать достойного человека, который войдет во взрослый мир уверенным шагом, преодолеет трудности взрослой жизни, стойко переживет невзгоды, воспитает своих детей нравственными? Все эти вопросы всегда тревожили не только педагогов, но и всех людей: родителей, бабушек и дедушек, ведь им самим не на словах, а на деле, приходится ежедневно сталкиваться с проблемами и сложностями воспитания.

Перед современным человеком, участвующим в воспитании ребенка, возникает все больше проблем: мы живем в мире, где ответы на все вопросы можно легко найти в Интернете, с экранов телевизоров все чаще смотрят монстры, которые не всегда отличаются душевностью или нравственной чистотой. Когда жизнь так стремительна, а родители заняты, детей все чаще не только оставляют на попечение бабушек и дедушек, но и обращаются к помощи воспитателей, педагогов и репетиторов, порой не жалея на обучение средств. При этом родители должны хорошо понимать, что ничто не заменит личного общения с ребенком, постоянного диалога с ним, прогулок и игр. Помочь понять своего малыша, узнать о его тревогах и страхах, может книга.

Именно эти мысли легли в основу проекта, который уже третий год успешно реализуется в детском  саду «Теремок». Проект имеет название «Использование сказкотерапии в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста» и его основной целью является установление партнерского и дружеского диалога между родителем и ребенком, а также развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка, его логического мышления, и не в последнюю очередь – формированию мощного духовного стержня у маленького человека, развитию его личностных качеств.

Почему из всего множества книг сегодня в современном детском саду основой выбрана волшебная сказка? Возможно, кто-то скажет, что это несовременно и назовет нас ретроградами. Но не стоит забывать, что сказка передает мудрость поколений, в течение многих веков воспитывает человеческое в ребенке. Испокон веков в крестьянских семьях сказки передавались в устной форме от матери или бабушки к ребенку, в дворянских и купеческих семьях эту роль часто исполняли няни и кормилицы.

С помощью текстов сказок мы (как уже многие поколения людей до нас) развиваем духовно-нравственные качества: мудрость, мужество, справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость, щедрость. Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что уже в процессе первого чтения малыши ярко проявляют свои симпатии и антипатии  к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы прийти им на помощь. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу добра. Ребята искренне радуются, что побеждает справедливость: добрые люди выходят из беды, а злые погибают,  то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда так было.

Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но еще сказка помогает родителям найти общий язык с ребенком, подружиться с ним, помочь ему решить первые трудности.  Часто получается так, что напрямую выяснить, что конкретно тревожит ребенка, у родителей никак не получается, так как многие дети стесняются тех страхов, которые их мучают. В этом случае на помощь приходит сказкотерапия – ребенку гораздо легче рассказать о том, что беспокоит и тревожит не его самого, а далекого сказочного героя. Следовательно, одной из важнейших задач сказкотерапии  является выявление актуальных проблем ребенка и психологическая помощь.

На районном семинаре, прошедшем в ноябре 2017г., педагоги показали разные формы и методы сказкотерапии в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. Среди них основными стали занятия с детьми, театрализация сказок, презентация проекта «Моя любимая сказка», мастер-класс по изготовлению куклы, творческая театрализованная деятельность детей по сюжету русской народной сказки «Гуси – лебеди», круглый стол, викторина, тренинг. В учреждении педагогами разработаны программы кружков по дополнительному образованию и авторская программа по развитию творческого воображения, логического мышления детей дошкольного возраста. Сравнительно недавно был опубликован опыт работы «Роль современной авторской сказки в формировании нравственных ценностей и навыков сочинительства у детей дошкольного возраста», были организованы выставки детско-родительских творческих работ «Сказка своими руками», «Книжки - малышки» и созданы театры: пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, театр на ложках.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности  невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в  создании костюмов и декораций, с большим желанием и интересом сами участвуют в постановках. С их помощью открыт Центр сказок, благоустраивается сказочная площадка на территории.

В нашем детском саду создан семейный клуб «Сказочная фантазия», где педагоги и родители через театр способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, детского творчества. Вместе разыгрывают этюды, учатся перевоплощаться в героев сказки, изготавливают театральные куклы и атрибуты к сказкам, учатся показывать пальчиковый и теневой театры. Большой интерес  у родителей и детей вызывают задания, связанные с сочинением семейной сказки.

Благодаря новому подходу к работе мы создали обновлённое образовательное пространство, изменили мнение родителей о базовых ценностях ребенка. Дети сами учатся сочинять сказки, рисовать к ним иллюстрации. С большим желанием дети посещают детскую библиотеку и музей.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его духовно-нравственном здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малыша чувство духовного благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство.

Еще одной целью нашего проекта (сопутствующей, но оттого не менее важной) является помощь родителям ребенка в установлении крепких дружеских отношений внутри семьи, укреплении доверия друг другу, создании атмосферы, которая будет всячески способствовать развитию ребенка и раскрытию его творческого потенциала.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: ООО «Речь», 2000. 310 с.
  2. Шорохова О.А., Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по связной речи дошкольников/О.А. Шорохова.- М.: ТЦ Сфера, 2006. 208 с.
  3. Азаматова О.В. Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»/О.В. Азаматова.- Тюмень. 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная сказка «На сказочной полянке» Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование представлений о ценности окружающей природы в музыкальной импровизации, связанной с  образами обитателей леса и фантазийными персонажами....

Консультация для родителелей "Воспитание сказкой или сказочное воспитание"

"  Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество ,верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия -это ключик, с помощью которого можно отстоять эти истоки, и они забьют жи...

Воспитание сказкой или сказочное воспитание

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для ...

Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей

Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

Сценарий музыкально - театрализованной постановки сказка – сценка «Сказочная Репка» по мотивам русской народной сказке «Репка» Воспитатель: Кузнецова Н.Г.

Действующие лица и костюмы:Автор – взрослый.Старик – (ушанка, рубашка, невод, висящий через плечо).Баба – Яга (платье с заплатами, платок, накладной нос, метла).Спящая Красавица &nda...

Всё вокруг похоже на белую сказку. Но какая сказка без сказочных героев? Конечно, и в нашей сказочной реальности появляются снежные герои, главный из которых - добрый снеговик.

Снеговик является самым популярным зимним сказочным героем после Деда Мороза и Снегурочки. В каждом дворе стоит свой снеговик, дети в восторге от этого сказочного героя. Наверное, еще и потому, ...