Проэкт "Осень в гости к нам пришла"
проект (средняя группа) на тему
Введение:
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.) Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада, так и дома в совместной деятельности детей и родителей.
Новизна проекта: использование игровых технологий в работе с детьми среднего возраста по развитию речи.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды через пополнения мнемотаблиц по развитию речи, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей среднего возраста методом мнемотехники, картотеки мнемотаблиц, представление опыта на уровне ДОУ
Цель:
создание условий для использования технологии мнемотехники работе с детьми, в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Методы и формы работы:
Практический, наглядный, словесный
Задачи:
1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:
ü Мощное развитие визуального мышления.
- Выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации).
ü Формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Ожидаемый результат:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Этапы реализации проекта:
1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.
2 этап - проектировочный: составление развивающих игр, дидактического материала и пособий (таблиц) на развитие речи детей методом мнемотехники.
3 этап - владеют навыками развития связной речи по рассказам осени.
Работа с детьми | Работа с родителями | Дата | Совершенствование предметно-развивающей среды |
1.Совместное изготовление алгоритмов умывания, одевания, сервировки стола; 2.Составление алгоритма по теме: «Осень» 3.Составление предложений об осени по мнемодорожкам. 4.Рассказывание стихотворений об осени по мнемотаблицам. 5.Заучивание стихотворение «Осень» по мнемотаблицам
| 1.Буклет«Использование приемов мнемотехники по развитии связной речи детей дошкольного возраста» 2.Консультация «Что такое мнемотехника». 3.Привлечение к созданию картотеки мнемотаблиц |
| Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Дидактическая игра « лото» о временах года и сезонной одежде Формировать знание детей о временах года и сезонной одежде. Формировать умение выполнять действия по заданному признаку Учить сопоставлять виды одежды с временами года. Обогащать словарь дете |
Работа с педагогами:
- Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Вывод:
Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Осень в гости к нам пришла»
Вид проекта: Информационно - практико - ориентированный;
Группа: Средняя
Возраст: 4-5 лет
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)
Участники: Дети, воспитатели, родители.
Введение:
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.) Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада, так и дома в совместной деятельности детей и родителей.
Новизна проекта: использование игровых технологий в работе с детьми среднего возраста по развитию речи.
Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды через пополнения мнемотаблиц по развитию речи, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей среднего возраста методом мнемотехники, картотеки мнемотаблиц, представление опыта на уровне ДОУ
Цель:
создание условий для использования технологии мнемотехники работе с детьми, в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.
Методы и формы работы:
Практический, наглядный, словесный.
Задачи:
1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:
- Мощное развитие визуального мышления.
- Выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации).
- Формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.
Ожидаемый результат:
- у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
- появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
- появился интерес к заучиванию стихов;
- словарный запас вышел на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Этапы реализации проекта:
1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.
2 этап - проектировочный: составление развивающих игр, дидактического материала и пособий (таблиц) на развитие речи детей методом мнемотехники.
3 этап - владеют навыками развития связной речи по рассказам осени.
Работа с детьми | Работа с родителями | Дата | Совершенствование предметно-развивающей среды |
1.Совместное изготовление алгоритмов умывания, одевания, сервировки стола; 2.Составление алгоритма по теме: «Осень» 3.Составление предложений об осени по мнемодорожкам. 4.Рассказывание стихотворений об осени по мнемотаблицам. 5.Заучивание стихотворение «Осень» по мнемотаблицам | 1.Буклет«Использование приемов мнемотехники по развитии связной речи детей дошкольного возраста» 2.Консультация «Что такое мнемотехника». 3.Привлечение к созданию картотеки мнемотаблиц | Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Дидактическая игра « лото» о временах года и сезонной одежде Формировать знание детей о временах года и сезонной одежде. Формировать умение выполнять действия по заданному признаку Учить сопоставлять виды одежды с временами года. Обогащать словарь детей |
Работа с педагогами:
- Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Вывод:
Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Приложение
Принцип работы с мнемотаблицами:
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
Далее необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия, рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него. После того как дети освоят способ символической графической аналогии при запоминании отдельных слов и понятий, можно предложить им «зарисовать» небольшие стихотворения.
На начальном этапе детям предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем, целой фразе (строчке) из стихотворения. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Следующий этап – это самостоятельное составление мнемотаблицы. Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Дети рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию. Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.
Заключительный этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки. Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста
Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....
Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"
Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и изодеятельности в средней группе на тему "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
Прогулки "В гости к осени", "Осень в гости к нам пришла"
Прогулка по осеннему селу....
Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".
Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...
Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"
1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...