Проэкт "Осень в гости к нам пришла"
проект (средняя группа) на тему

Мухамбетова НатальяВитальевна

Введение:

     Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.) Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада, так и дома в совместной деятельности детей и родителей.

 Новизна проекта: использование игровых технологий  в работе с детьми среднего возраста  по развитию речи.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды  через пополнения мнемотаблиц по  развитию речи, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей среднего возраста методом мнемотехники, картотеки мнемотаблиц, представление опыта на уровне ДОУ

Цель: 

создание условий для использования технологии мнемотехники работе с детьми, в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Методы и формы работы:

Практический, наглядный, словесный

Задачи:

1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

 Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:

ü Мощное развитие визуального мышления.

  • Выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации).

ü Формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Ожидаемый результат:

  • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные 

           истории;

  • появился интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас вышел на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

          перед аудиторией.

Этапы реализации проекта:

1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.

2 этап - проектировочный: составление развивающих игр, дидактического материала и пособий (таблиц) на развитие речи детей методом мнемотехники.

3 этап - владеют навыками развития связной речи по рассказам осени.

Работа с детьми

Работа с родителями

Дата

Совершенствование предметно-развивающей среды

1.Совместное  изготовление алгоритмов умывания, одевания, сервировки стола;

2.Составление алгоритма по теме:  «Осень»

3.Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

4.Рассказывание стихотворений об осени по мнемотаблицам.

5.Заучивание стихотворение «Осень» по мнемотаблицам

 

1.Буклет«Использование приемов мнемотехники по развитии связной речи детей дошкольного возраста»

2.Консультация «Что такое мнемотехника».

3.Привлечение к созданию картотеки мнемотаблиц

 

 Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Дидактическая игра « лото» о временах года и сезонной одежде Формировать знание детей о временах года и сезонной одежде. Формировать умение выполнять действия по заданному признаку Учить сопоставлять виды одежды с временами года. Обогащать словарь дете

 

Работа с педагогами:

  • Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

 Вывод:

Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

       Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen_v_gosti_k_nam_prishla.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осень  в гости к нам пришла»

Вид проекта: Информационно - практико - ориентированный;

Группа: Средняя

Возраст: 4-5 лет

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Участники: Дети, воспитатели, родители.

Введение:

     Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.) Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Мнемотаблицы просты в применении и изготовлении, их можно использовать как в образовательной деятельности детского сада, так и дома в совместной деятельности детей и родителей.

 Новизна проекта: использование игровых технологий  в работе с детьми среднего возраста  по развитию речи.

Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды  через пополнения мнемотаблиц по  развитию речи, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию речи у детей среднего возраста методом мнемотехники, картотеки мнемотаблиц, представление опыта на уровне ДОУ

Цель:  

создание условий для использования технологии мнемотехники работе с детьми, в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Методы и формы работы:

Практический, наглядный, словесный.

Задачи:

1.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;

3. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

4. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

5. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

 Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:

  • Мощное развитие визуального мышления.
  • Выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации).
  • Формирование способности к эффективному самостоятельному обучению.

Ожидаемый результат:

  • у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
  • появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные  

           истории;

  • появился интерес к заучиванию стихов;
  • словарный запас вышел на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

          перед аудиторией.

Этапы реализации проекта:

1 этап - информационно - аналитический: обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, формирование цели и задач проекта, определение конечного результата, повышение уровня профессиональной компетенции, определение объёма материала, который будет адресован детям.

2 этап - проектировочный: составление развивающих игр, дидактического материала и пособий (таблиц) на развитие речи детей методом мнемотехники.

3 этап - владеют навыками развития связной речи по рассказам осени.

Работа с детьми

Работа с родителями

Дата

Совершенствование предметно-развивающей среды

1.Совместное  изготовление алгоритмов умывания, одевания, сервировки стола;

2.Составление алгоритма по теме:  «Осень»

3.Составление предложений об осени по мнемодорожкам.

4.Рассказывание стихотворений об осени по мнемотаблицам.

5.Заучивание стихотворение «Осень» по мнемотаблицам

1.Буклет«Использование приемов мнемотехники по развитии связной речи детей дошкольного возраста»

2.Консультация «Что такое мнемотехника».

3.Привлечение к созданию картотеки мнемотаблиц

 Дидактическая игра: «Четвертый лишний» Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Дидактическая игра « лото» о временах года и сезонной одежде Формировать знание детей о временах года и сезонной одежде. Формировать умение выполнять действия по заданному признаку Учить сопоставлять виды одежды с временами года. Обогащать словарь детей

 

Работа с педагогами:

  • Консультация «Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

 

 Вывод: 

Использование мнемотаблиц при составлении рассказа помогает детям лучше осознать и воспроизвести структуру рассказа, его последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.

       Чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

                                                                                                             

 Приложение

Принцип работы с мнемотаблицами:

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Первоначально нужно научить детей использовать картинки в качестве опоры для запоминания отдельных слов путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. 

        Далее  необходимо научить детей заменять ключевые слова, понятия, рисунками-символами и самостоятельно их зарисовывать. При этом важно чтобы в графическом образе объекта были выделены главные его признаки, характерные только для него. После того как дети освоят способ символической графической аналогии при запоминании отдельных слов и понятий, можно предложить им «зарисовать» небольшие стихотворения.

На начальном этапе детям  предлагаются готовые мнемотаблицы, где каждая ячейка соответствует одному слову или, в дальнейшем,  целой фразе (строчке) из стихотворения.  Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.  Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Следующий этап – это самостоятельное составление мнемотаблицы. Для этого детям раздаются чистые, пустые таблицы, где количество ячеек соответствует количеству смысловых фраз или строчек в стихотворении. Дети  рисуют к каждой фразе или строчке стихотворения рисунок-символ, рисунок-схему, рисунок-ассоциацию. Постепенно не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет. При этом важно отметить, что если в стихотворении есть слова, которые не понятны или не знакомы ребёнку, нужно обязательно разъяснить их смысл и сделать опорные рисунки. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица.

 Заключительный этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения с опорой на рисунки. Можно также провести словарную работу по стихотворению, провести беседу о смысле стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Матрёшка в гости к нам пришла".- комплекс игр с народной игрушкой с детьми раннего возраста

Комплекс игр с народной игрушкой - матрёшкой- в первой младшей группе....

Занятие по развитию речи "Осень в гости к нам пришла"

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Материал данного конспекта построен с учетом возрастных особенностей детей ....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми на тему: "В гости к нам пришла Матрешка"

Конспект интегрированного  занятия по познавательному развитию и изодеятельности  в средней группе на тему   "В гости к нам пришла Матрешка" Цель данного занятия - приобщение дошко...

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

Интегрированная совместная деятельность воспитателя с детьми младшего возраста. "В гости к нам пришли друзья, угощать пришла пора".

Закрепить названия диких животных; сформировать представления об их внешнем виде, о качестве фруктов и овощей; активизировать в речи детей слова колючий, мягкий,пушистый, вкусное, сочное; воспитывать ...

Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"

1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...