"Роль родного языка в развитии личности детей дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа)

      Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_fadeeva_o.s.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Атемарский детский сад №1 «Теремок» Лямбирского муниципального района РМ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                                                                        Подготовила:

                                                                                                        воспитатель высш. кв. категории

        Фадеева Ольга Сергеевна

                                                              Атемар 2022г

 

      Исключительное место в развитии личности ребенка отводится родному языку. Через него происходит межличностный контакт, ознакомление с окружающим нас миром, во всем его многообразии, узнавание действительности. Это путь соединения человека с великими традициями духовно-нравственной культуры общества и одно из важнейших правил воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве – фундамент успешного обучения в школе.

      В младшем возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, его речь формируется с различных сторон: фонетической, лексической, грамматической. В сенситивный период полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

      Овладевая языковыми навыками в сфере лингвистики, дети стремятся получить и коммуникативные умения. Общение друг с другом и взрослыми наиболее значимо для формирования культуры речи и культуры общения. Для продуктивной взаимосвязи необходимо найти языковые средства для его передачи, уметь вовремя обеспечить обратную связь, должным образом спланировать свою речь. Если дошкольник может мгновенно сориентироваться в языковом материале, классифицировать новые слова, можно сказать, что у него развито чувство языка. Отечественными учеными это суждение трактуется по-разному. У российских ученых, языковедов К. Д. Ушинского и Ф. И. Буслаева - это «дар слова», развитие способности к сознательному овладению сокровищами русского языка. Несмотря на множество различных суждений, суть заключается в том, что эта способность возникает у ребенка не на пустом месте, а в процессе речевой практики. 

       В методических пособиях по речевому развитию до сих пор мы видим совершенно непозволительное утверждение, что в дошкольном периоде язык усваивается лишь посредством подражания, интуитивно и даже инстинктивно. Это в корне недопустимо. 

      Результаты многолетних исследований показали: дети в младшем возрасте и без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности. Они создают новые слова, объединяя, разделяя их, ориентируясь на смысл слова и грамматическую сторону языка. С речевым развитием постепенно приходит осознание языковых явлений, что приводит к настоящему овладению богатством языка.

      Учитывая психолого-педагогические особенности дошкольников, система обучения родному языку включает в себя:

- выбор речевого содержания, понятный ребенку дошкольного возраста;

- приоритет в освоении речи смысловой стороне слова, формированию языковых обобщений, структуре связного высказывания;

- выделение связующего звена в разделах речевой работы;

- осуществление преемственности содержания речевой работы в детском саду и в начальной школе;

-раскрытие характерных особенностей овладения языком;

-наличие взаимосвязи речевой и художественной деятельности в творчестве дошкольников.

      Постижение основ родного языка рассматривается как базис полноценного воспитания личности ребенка-дошкольника, умственного, эстетического и нравственного.

Речевое и интеллектуальное развитие находится в постоянной взаимосвязи. Для того, чтобы у ребенка сформировалась связная речь, он должен представлять себе предмет, событие рассказа, уметь анализировать различные отношения между предметами и явлениями, уметь выражать мысли, слова, строить простые и сложные предложения.

      Развитие речи тесно связано и с эстетическим развитием. Чтение и пересказ фольклорных и литературных произведений знакомит ребенка с изобразительно-выразительными средствами (синонимами, антонимами, сравнениями и др.) Отношение ребенка к языку в его эстетическом назначении проявляется в выборе им средств для воплощения художественных образов.

      Обучение дошкольников родному языку имеет огромное воспитательное значение. Рассматривание и описательный рассказ по картинам, чтение литературных произведений нравственного содержания развивают у детей любознательность, гордость, уважение. Овладение смысловой стороной слова, обогащение словаря детей, коллективное рассказывание позволяет решать нравственные, воспитательные задачи (любовь и интерес к родному языку, его красоте и богатству).

      Для развития речи детей важнейшими остаются задачи: воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности с высказываниями. Решение их усложняется по мере перехода от одной возрастной группы к другой. Воспитателю надо четко представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в каждой возрастной группе:

- заботиться о том, чтобы ребенок, пополняя свой словарный запас, понимал смысл слова, его значение;

- ориентировать детей на понимание значения слова и развитие точности его употребления;

- использовать лексические упражнения для выбора наиболее точного слова из своего словаря, вопросы;

- применять игры, помогающие усваивать падежи, множественное число слова, наклонение глаголов;

- игры, направленные на обучение детей рассказыванию, а также дидактические игры.

      Следовательно, специально предназначенные занятия, игры и упражнения помогают успешно вести работу в ДОУ по полноценному овладению детьми дошкольного возраста родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

Роль музыки во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие .нравственная чистота и эстетическое отношение к жизни и искусству- необхолимые условия формирования целостной личности. Достижению зтой цели во многом способствует правильное муз...

«Роль театрализованного творчества в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и ...

Роль музейной педагогики в развитии личности детей дошкольного возраста

Мини - музеи являются важной частью развивающей среды многих дошкольных учреждений. Для того чтобынаправление музейной деятельности достигло своих результатов, необходимо объединить усилия учёных, муз...

" Роль родного языка в развитии речи детей дошкольного возраста"

Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального вз...

Статья на тему: "Роль сказкотерапии на развитие личности детей дошкольного возраста".

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение пе...