Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми условиях в ДОУ
консультация по теме
Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizhenkova_organizatsiya_poznavatelno.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми условиях в ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Познавательно-исследовательская деятельность — важное средство интеллектуального развития дошкольников.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из задач современного дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
В процессе формирования у детей дошкольного возраста интеллектуально-познавательных умений педагог решает, в первую очередь, следующие задачи:
- Обучает детей системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов.
- Формирует умение сравнивать, группировать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
Это во многом будет определять успешное обучение ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.
При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.
Этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приемам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приемам сравнения и группировки, когда дети овладевают следующими умениями:
- Выделять признаки и свойства объекта на основе сопоставления с другими объектами.
- Определять общие и отличительные признаки и свойства сравниваемых объектов.
- Отличать существенные и несущественные признаки предмета (объекта)
- Определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу, и наоборот, рассматривать заданное, через цепь единичных предметов.
- Объединять предметы на основе выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий) .
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы посредством:
- умения распределять предметы, объекты по классам на основе установления элементарных родовидовых, причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
- классификации и систематизации на уровне символического действия на основе схем, символов, моделей, карт, знаковых систем (цифр и букв).
К 6-7 годам очень важен этот переход от классификации и систематизации на уровне практического действия к уровню символического действия на основе схем, символов, моделей, знаковых систем, так как это является показателем формирования наглядно-образного и логического мышления.
Решая задачи интеллектуального развития, педагог должен наполнить образовательную деятельность содержанием и помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.
Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.
Ведь в современном обществе требуется новый уровень мышления, который основывается на утверждении: «Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум хорошо наполненный».
Литература
1. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
2. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
3. Е. Крашенинникова, Развитие познавательных способностей дошкольников, ФГОС.-М.: Мозаика – Синтез, 2014г.,
4. Л.В. Годовкина, Коррекционно -развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы, ФГОС. – М.: Учитель,2014г
5. ФГОС, Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Ивановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с., .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми в условиях ДОУ"
Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – интеллектуальная деятельность, специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога ил...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
План работы по позновательной деятельности...
Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»
Памятка для родителей «Организация познавательно — исследовательской деятельности в домашних условиях»...
"Организация познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Методическая разработка для педагогов ДОУ...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Методическая панорама статья "Создание условий для организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста".
Ребенок по своей сути - исследователь.Он все познает моетодом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно найти самостоятельно ответы на все интересующие его вопросы. В проектной деятельности дети учатся н...