«Инициативность дошкольников как образовательный результат»
консультация на тему

Консультация о том, что же необходимо для становления детской инициативности: какие условия и компетентности воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инициативность дошкольников как образовательный результат»

Формирование учебной самостоятельности в начальной школе уже признано важной образовательной задачей. Какова же стартовая ситуация первоклассников? Какие характеристики необходимы для успешной реализации программ формирования самостоятельности? Феноменально для педагога – практика это выглядит так: хотелось бы,  чтоб первоклассник умел задавать вопросы, когда чего-то не понимает, чтобы проявлял интерес к новому и  чтобы умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.

В целом это означает, что при столкновении с препятствием в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или незнания.

Наверняка такое поведение невозможно без инициативности как черты личности.

Инициатива – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Я опираюсь в таком определении на работы Л.С. Выготского о детском воображении, В.А.Петровского о неадаптивной активности и  находим подтверждение в трудах Э.Эриксона и Е.О.Смирновой о задачах дошкольного возраста. Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки.

Что обеспечивает становление способности к таким действиям у дошкольников? Этот вопрос стал ключевым в определенный момент.

В соответствии с базовыми положениями психологии развития педагоги должны обнаруживать формирование ключевых возрастных новообразований дошкольного возраста в игре.

        Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.

Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников.

Таким образом,  при полноценной игре, дошкольник имеет опыт замысливания, произвольного поведения и опыт преодоления наличной ситуации.  

Выходит, что инициативность должна быть напрямую связана с уровнем развития игры. И развернутая игра сама по себе обеспечивает все необходимые предпосылки для формирования учебной самостоятельности в школе.

Однако, сравнительные исследования уровня инициативности, которые показывает ребенок 5-6 лет в свободной игре, в свободном экспериментировании и по наблюдению педагога в группе показывают следующее:

  • Инициативность в игре соответствует уровню развития игровой деятельности.
  • Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют  инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот. (Но если мы вернемся к задаче формирования учебной самостоятельности в начальной школе, то нас должны интересовать условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации).

Наблюдения позволяют  выдвинуть следующую гипотезу:

Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям можно отнести:

  • опыт удивления, обнаружения своего интереса,  
  • опыт пробы своего действия в социально заданных рамках,
  • социальная поддержка достижений.

При создании таких условий, мы можем ожидать проявления инициативы в  познавательной деятельности к концу дошкольного возраста.

Какие технологии обеспечивают это в дошкольном образовании?

Можно предположить, что это (1) организация игры с неоформленным материалом, это (2) метод проектов как организация жизни группы, исходя из детских интересов и вопросов, и (3) особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом.

Таким образом, в группе, где создаются особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов), дети показывают динамику в становлении инициативности и происходит перенос из игровой в предметную деятельность. Итак, можно  предположить, что описанные условия позволяют формировать инициативность как образовательный результат дошкольной ступени. Возможно ли создание таких условий в обычном, типовом детском саду?  Разработка технологий и методического обеспечения еще предстоит.  Однако уже очевидно, что критически важным фактором в создании таких условий в детском саду является позиция взрослого: воспитателя или узкого специалиста. Поэтому так велико значение качественной подготовки и переподготовки педагогов-дошкольников.  Необходимые для развития детской инициативности компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока.

1. Игровая компетентность

Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей для ее фасилитации, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.

2. Работа с интересами ребенка

Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы, гибок в отношении планов дня и организации конкретной познавательной деятельности, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.

3. Управление предметно-развивающей средой группы

Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы.         

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -

СПб.: СОЮЗ, 1997.

2. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.

3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М: Школа-Пресс, 1997.

4. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ИТД "Летний сад", 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...

Открытый методический день "Новая образовательная среда, как средство и условие достижения образовательных результатов дошкольников

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды....

Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию

Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию в настоящее время является актуальным, так как педагогам трудно перестрои...

Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ. Образовательные результаты освоения программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. (%) (2020-2021г).

Мониторинг  (Достижение обучающихся) разработан коллективом МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка" по Инновационной программе  "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"  под ред. Н.Е. Веракса (2020-202...