«Инициативность дошкольников как образовательный результат»
консультация на тему
Консультация о том, что же необходимо для становления детской инициативности: какие условия и компетентности воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Инициативность дошкольников как образовательный результат» | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инициативность дошкольников как образовательный результат»
Формирование учебной самостоятельности в начальной школе уже признано важной образовательной задачей. Какова же стартовая ситуация первоклассников? Какие характеристики необходимы для успешной реализации программ формирования самостоятельности? Феноменально для педагога – практика это выглядит так: хотелось бы, чтоб первоклассник умел задавать вопросы, когда чего-то не понимает, чтобы проявлял интерес к новому и чтобы умел взаимодействовать с детьми и взрослыми.
В целом это означает, что при столкновении с препятствием в достижении цели или при обнаружении дефицита в знаниях, ребенок не останавливает свою деятельность, а ищет возможности преодоления преграды или незнания.
Наверняка такое поведение невозможно без инициативности как черты личности.
Инициатива – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Я опираюсь в таком определении на работы Л.С. Выготского о детском воображении, В.А.Петровского о неадаптивной активности и находим подтверждение в трудах Э.Эриксона и Е.О.Смирновой о задачах дошкольного возраста. Инициативное действие всегда осознанно, целенаправленно и учитывает социальные рамки.
Что обеспечивает становление способности к таким действиям у дошкольников? Этот вопрос стал ключевым в определенный момент.
В соответствии с базовыми положениями психологии развития педагоги должны обнаруживать формирование ключевых возрастных новообразований дошкольного возраста в игре.
Игра — пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности ребенок без напряжения преодолевает наличную ситуацию в воображаемой ситуации, он легко создает замысел и реализует его.
Благодаря воображению появляются новые сюжеты, герои и свойства героев. Пространство преображается в соответствии с замыслом. Предметы преобразуются в то, что необходимо, независимо от их реальных характеристик. В игре появляются правила, которые вначале обсуждаются, а затем регулируют действия участников.
Таким образом, при полноценной игре, дошкольник имеет опыт замысливания, произвольного поведения и опыт преодоления наличной ситуации.
Выходит, что инициативность должна быть напрямую связана с уровнем развития игры. И развернутая игра сама по себе обеспечивает все необходимые предпосылки для формирования учебной самостоятельности в школе.
Однако, сравнительные исследования уровня инициативности, которые показывает ребенок 5-6 лет в свободной игре, в свободном экспериментировании и по наблюдению педагога в группе показывают следующее:
- Инициативность в игре соответствует уровню развития игровой деятельности.
- Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот. (Но если мы вернемся к задаче формирования учебной самостоятельности в начальной школе, то нас должны интересовать условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации).
Наблюдения позволяют выдвинуть следующую гипотезу:
Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям можно отнести:
- опыт удивления, обнаружения своего интереса,
- опыт пробы своего действия в социально заданных рамках,
- социальная поддержка достижений.
При создании таких условий, мы можем ожидать проявления инициативы в познавательной деятельности к концу дошкольного возраста.
Какие технологии обеспечивают это в дошкольном образовании?
Можно предположить, что это (1) организация игры с неоформленным материалом, это (2) метод проектов как организация жизни группы, исходя из детских интересов и вопросов, и (3) особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом.
Таким образом, в группе, где создаются особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов), дети показывают динамику в становлении инициативности и происходит перенос из игровой в предметную деятельность. Итак, можно предположить, что описанные условия позволяют формировать инициативность как образовательный результат дошкольной ступени. Возможно ли создание таких условий в обычном, типовом детском саду? Разработка технологий и методического обеспечения еще предстоит. Однако уже очевидно, что критически важным фактором в создании таких условий в детском саду является позиция взрослого: воспитателя или узкого специалиста. Поэтому так велико значение качественной подготовки и переподготовки педагогов-дошкольников. Необходимые для развития детской инициативности компетентности и ценности воспитателя можно разделить на три блока.
1. Игровая компетентность
Взрослый должен уметь играть сам и получать удовольствие от игры, уметь создать условия для детской игры, уметь включиться в игровую деятельность детей для ее фасилитации, уметь наблюдать за свободной игрой детей и оценивать уровень развития игровых способностей.
2. Работа с интересами ребенка
Взрослый умеет удивляться и удивлять, умеет услышать и поддержать детское любопытство, способен изменить образовательную деятельность так, чтобы она способствовала поиску ответов на детские вопросы, гибок в отношении планов дня и организации конкретной познавательной деятельности, способен предъявить детский интерес родителям и включить их в работу, умеет оформить результаты.
3. Управление предметно-развивающей средой группы
Взрослый умеет преобразовывать пространство группы в соответствии с новыми задачами, имеет собственный стиль организации пространства, способен удерживать одновременную работу малых детских групп в разных зонах, умеет сотрудничать с детьми в оформлении пространства группы.
Литература
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -
СПб.: СОЮЗ, 1997.
2. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. — М.: ТОО «Горбунок», 1992. — 224 с.
3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М: Школа-Пресс, 1997.
4. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ИТД "Летний сад", 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и инициативности дошкольника через креативную игру-драматизацию.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, где формированию инициативности и самостоятельности ребенка должно ...
Открытый методический день "Новая образовательная среда, как средство и условие достижения образовательных результатов дошкольников
Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды....
Раздел 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов
конспект нод...
Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию
Формирование у дошкольников самостоятельности и инициативности в процессе образовательной деятельности по физическому развитию в настоящее время является актуальным, так как педагогам трудно перестрои...
1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
ЖИТЬ -ЗНАЧИТ РАБОТАТЬ. ТРУД ЕСТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА....
Достижение обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ. Образовательные результаты освоения программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой. (%) (2020-2021г).
Мониторинг (Достижение обучающихся) разработан коллективом МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка" по Инновационной программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под ред. Н.Е. Веракса (2020-202...