Повышение педагогической культуры родителей детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Взаимосвязь детского сада и семьи как необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение педагогической культуры родителей детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи
Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Вовлечения родителей в единое пространство детского развития в дошкольной образовательной организации решается через повышение их педагогической культуры. Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Все это требует целенаправленной работы, где главной функцией воспитателя является формирование педагогической культуры родителей. Эта задача подтверждается и на нормативно-правовом уровне: ФГОС ДО направлен на достижение цели «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [ФГОС ДО Раздел I, пункт 1.6.].
К началу XXI века сложились устойчивые формы работы дошкольной организации с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: родительские собрания, наглядная пропаганда, беседы и консультации с родителями, посещение семей воспитанников.
Современная ситуация образования ставит педагога в принципиально новые условия, которым присущи отсутствие строгой регламентации педагогической деятельности, существенное расширение информационного поля, развитие индивидуальности педагога, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств. Эти условия указывают на переосмысление и модернизацию традиционных форм взаимодействия с родителями.
В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Для повышения педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия с ДОУ был разработан и реализован долгосрочный проект «Неразлучные друзья – взрослые и дети».
Чтобы добиться большей результативности, необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОО, что и явилось целью проекта.
Были поставлены следующие задачи:
создать условия для активного и успешного сотрудничества детей, педагогов и родителей;
корректировать поведение родителей с помощью обогащения воспитательных умений;
реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду.
Первый этап проекта называется «Будем знакомы!». На этом этапе происходит сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителями воспитанников (для этого нами были составлены анкеты для родителей); также происходит изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС; анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований; формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов, волнующих родителей, по воспитанию детей; подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
На втором этапе «Мы вместе!» начинается непосредственно само сотрудничество. Организация партнерского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью; педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ; информационно-просветительская поддержка родителей (в том числе, лекции узких специалистов ДОУ,); совместная деятельность детей и родителей в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
Так, например, мы знакомим родителей с жизнью д/сада и их ребенка через родительские собрания, уголки, информационные стенды и консультации, проводим устные консультации, беседы с показом видеозаписей и фотографий.
Большим успехом пользуются такие формы работы, как совместные проекты, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. Родители участвуют в подготовке и проведении праздников, досугов.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяют укрепить взаимодействие д/сада с семьями воспитанников.
И наконец, совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
В современных условиях д/сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (например, родители украшали стены в группе).
Доверительные отношения устанавливаются постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел»- ремонт группы, игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Целью заключительного этапа являлось определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями воспитанников; анкетирование по удовлетворенности работой ДОО родителей; определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДОО с родителями.
Мониторинг родительской удовлетворенности после выпуска из ясельной группы показал высокий результат проведённой работы.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...
Опыт работы по теме: " Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста в процессе взаимодействия взрослого с детьми"
Опыт работы....
Методические материалы с 1 заседания ГМО " Развитие детей раннего возраста"«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»
Тема : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста»...
Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)
Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...
ПРОЕКТ «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Вопрос о том, что означает мое имя, наверное, задавал себе любой человек. Что значит мое имя? Какова ...
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна «Семья и семейные ...
Воспитание нравственно - патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей
laquo;Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольноговозраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьёй»...