консультация для воспитателей "Организация работы дежурных"
консультация (старшая группа) по теме

консультация для воспитателей по дежурству детей (по всем возрастам)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatstya_po_dezhurstvu_05.16.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНЫХ»

Дежурства - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на

кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство по уголку природы.

Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком- дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки. Во второй младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как во второй младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами. Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки ( по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы. Очень удобно пользоваться раздаточным столиком на колесах, который легко подвезти к детским столам. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками.

Дети средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на тарелку сидящего с ним рядом, просит приподнять ложку, отнести чашку на раздаточный стол ( если для этого созданы условия).

Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз пополам и только потом складывать по длине.

Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.

Дежурства старших дошкольников постепенно усложняются как по

содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к

самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание еще одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей.

Например, все ли после еды должны убирать дежурные или что-то каждый убирает за собой? Решая эти вопросы, воспитатель исходит из целесообразности работы тех и других. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки, при которой естественно сочетается работа дежурных и каждого ребенка.

Например, каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку с блюдцем относит на раздаточный стол. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям усложняется. Дети не только могут раздвигать столы, но и подбирать раздаточный материал, раскладывать его по конвертам, набирать в розетку гуашь, клей, нарезать геометрические формы для занятия т.д.

В старшей группе вводится еще один вид дежурства -дежурство по уголку природы.

Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу « умелый с неумелым». Но это не всегда дает положительный

результат. В старших группах у детей проявляется избирательной отношение

друг к другу и это следует учитывать , поручая им дежурить вместе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы. Так перед занятием воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать заниматься. Спасибо вам, молодцы!». В другой раз он может обратиться к ним с вопросом: «Ну как, можно начинать занятие? Приглашайте детей на занятие». Все это повышает интерес детей к делу. Они чувствуют, что их работа нужна, а поощрение педагогом их действий укрепляет уверенность в своих силах. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает их важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим». Время от времени воспитатель подчеркивает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они еще могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Отчет о работе онлайн обучения и работы дежурной группы в период пандемии с детьми детского сада №1 «Улыбка» р.п. Озинки.

Отчет о работе онлайн обучения и работы дежурной группы в  период пандемии с детьми   детского сада №1 «Улыбка» р.п. Озинки. В связи с распространением короновирусной и...

Конспект открытого занятия «Работа дежурных в уголке природы»

Конспект открытого занятия «Работа дежурных в уголке природы»...

Конспект открытого занятия "Работа дежурных в уголке природы"

Цель: Совершенствование знаний детей о комнатных растениях и ухода за ними.Задачи:Образовательные- уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности выполнени...

Аналитическая справка по результатам летней оздоровительной работы дежурных групп детей от 3 до 7 лет в МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»

Аналитическая справка по результатам летней оздоровительной работы дежурных групп детей от 3 до 7 лет в МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»...