Кружковая работа
рабочая программа (старшая группа) на тему
Знакомство детей с традициями русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gornitsa_srednyaya_gruppa_1.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 2»
Тематический план работы кружка
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры»
для детей среднего дошкольного возраста
Автор:
Тихонова Т.Н
- Содержание:
- Пояснительная записка.
- Список используемой литературы.
- Перспективный план кружковой работы.
- Список детей посещающих кружок.
- Журнал учёта кружковой работы.
- Пояснительная записка:
- Актуальность:
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, так же творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной культурой: русские народные танцы или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
- Цель работы:
- Формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
- Воспитание мировоззрения на подлинных произведениях народной речи — устного народного творчества (исконно русских словах, словосочетаниях, оборотах и т.д.), подлинных предметах народного быта, в том числе и произведениях декоративно-прикладного творчества.
- Развитие речи, расширение кругозора.
- Задачи:
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм.
- Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом русского народа.
Приобщать к традициям и культуре русского народа.
- Продолжать знакомить с историей возникновения русской народной игрушки.
- Накапливать словарь детей, воспитывая у них интерес к слову, любовь к родному языку и гордость за его богатство.
- Воспитывать лучшие качества, присущие русскому народу: доброту, сочувствие, трудолюбие.
- Список литературы:
- Ю. Аленков «Считалки 1800 самых интересных и занимательных считалок».
- В.П Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».
- А.В Балов «Детские сказки, народные игры, песни и присказки».
- Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».
С. П. Издательство «Детство-Пресс» 1999 г
- А.И Викулина «Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе
дошкольного учреждения».
- О. Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». С. П. Издательство «Детство-Пресс» 2010 г.
- С.Р Николаева, И.Б Катышева «Обруч» №5 2009 г.
- С.Р Николаева, И.Б Катышева «Народный календарь – основа планирования работы
с дошкольниками».
- Перспективный план работы кружка:
Сентябрь:
Тема | Задачи |
| Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. Помочь детям понять, что русский народ с любовью и заботой относится к домашним животным. Воспитывать интерес к русским народным загадкам, эмоциональному их восприятию. |
2. Русская народная сказка «Хвосты» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты». Вызвать эмоциональный отклик на сказку «Хвосты», желание передавать содержание сказки в процессе игровой театрализованной деятельности. |
| Познакомить детей с небылицами. Учить отличать небылицы от других видов русского народного творчества. Понимать шутку, уметь воспринимать её с хорошим настроением. |
4«Колыбельные песни».
| Продолжать учить с детьми колыбельные песни. Знать их назначение. Уметь петь их. Расширять кругозор детей. Отличать колыбельные песни от других песен русского народа. |
Октябрь
Тема | Задачи |
1.«В тереме расписном я живу, к себе в избу всех приглашу». | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Закреплять знание об обычае встречать гостей хлебом-солью. Познакомить детей с пословицами и поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах быта и крестьянского труда. Закрепить представление о предметах домашнего обихода, их внешнем видом, назначении, названии. |
2. «Русские потешки»
| Продолжать воспитывать интерес к устному народному творчеству. Знакомство с потешками. Поведение русских народных игр «Горелки», «Золотые ворота». Закрепить знание детей народных игр, развивать смекалку, ловкость, вызвать положительные эмоции от подвижных игр. |
«Покров – натопи избу без дров». | Расширять и закреплять представления, понятия об осени, урожае, природе. Познакомить детей с народными пословицами об осени, урожае, осенних месяцах. Рассказать о народном календаре и приметах. |
4. «Рябинник».
| Воспитывать любовь к родной природе и народным традициям через устное народное творчество. Формировать у детей представление о календарно-обрядовом празднике «Рябинник», обычаями и приметами связанных с ним, о пользе рябины для человека и птиц, о значении обереговых рябиновых бус. |
Ноябрь
Тема | Задачи |
| Загадывание загадок о предметах народного быта. Разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Жихарка». Повторение знакомых и разучивание новых пословиц о дружбе и смелости. Определение в сказке «Жихарка» элементов, характерных для русских народных сказок. |
2. «Народные инструменты».
| Продолжать формировать представление о народных инструментах, их внешнем виде, звучании, назначении. Развивать чувство ритма, желание играть на музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к народной песне, музыке. |
«Волга – рекам Родины царица».
| Расширять представление детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как о главной реке России. Учить детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живем в России. |
4. «Игра с матрешкой».
| Продолжать знакомить детей с народной игрушкой, закрепить представление о матрешке. Учить сравнивать между собой изделия народных мастеров (Семеновские, Загорские, Полхов-Майданские матрешки). Находить сходство и различия. Воспитывать эстетическое восприятие к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев. |
Декабрь
Тема | Задачи |
1«Выпал беленький снежок». .
| Знакомство с народными играми «Лиса и зайцы», «Медведь». Проведение хоровода «Выпал беленький снежок». Воспитывать у детей интерес к народным обрядам, вызвать у детей положительные эмоции от проведения народных подвижных игр. |
2. «В деревне».
| Использование на занятии картин деревенской жизни. Развивать интерес к пейзажной живописи, поэзии, желание любоваться картиной, ее содержанием. Высказывать мнения и суждения; соотносить увиденное с собственным настроением и опытом восприятия деревенской жизни. Вызвать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. |
3. «Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый».
| Продолжать развивать интерес у детей к русским народным сказкам. Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки. Замечать и понимать образные выражения, познакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь). |
4. «Ёлочка- душистая иголочка»
| Познакомить детей с зимним праздником народного календаря: Новым годом. Рассказать детям об обычаях и обрядах (ряжение, гадание, баловство) на Новый год. Привлечь детей к изготовлению гирлянд и елочных игрушек к Новому году. Воспитывать интерес к русским народным праздникам, к обычаям России. |
Январь
Тема | Задачи |
1. «Зимние святки».
| Рассказать детям о праздниках, которые отмечались в период зимних святок (Рождество, Новый год). Объяснить детям, что старинные обычаи дошли и до нашего времени. Современные свечи и огоньки на елках – это новый «Живой» огонь наших предков, 31 декабря заканчивался студеный месяц и начиналось время «Разгорания солнца», огонь в этот день должен был неизменно гореть. Развивать познавательный интерес к истории. |
2. «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Познакомить детей с рождественскими обычаями петь обрядовые песни – колядки. Вызвать у детей желание разучить несколько колядок. Приобщать к традициям и обрядам русского народа, знакомить с рождественскими праздниками и сяточными гаданиями. Учить соблюдать традиции, помогать возраждать обычаи и обряды русского народа. |
3. «Гжель»
| Вызвать интерес к гжельской росписи, закрепить знание свойств глины. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство народа. |
4.«Волшебная дымка».
| Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством. Расширять представления детей о народной игрушке. Познакомить с дымковской игрушкой: ее характерными элементами и цветовой гаммой росписи. Вызвать интерес к этой народной игрушке. |
Февраль
Тема | Задачи |
1.«Быт и традиции старины русской» | Продолжать знакомить детей с бытом русских крестьян, с избой, с печью – главной частью избы; расширить и углубить представления о старинных семейных обычаях: рождении ребенка, обряд первого купания. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, доброту и любовь друг к другу. |
2. «Примечай будни, а праздники сами придут»
| . Познакомить детей с традициями отмечать любое событие в жизни человека соответствующим обрядом. Так люди старались защитить себя от злых духов, вымолить урожай или заговорить хорошую погоду. Научить детей изготавливать тряпичную куклу «кувадку». Рассказать детям, что таких кувадок собирали в связку по несколько штук, и давали играть младенцам вместо погремушки. |
3. «Одна у человека мать, одна и Родина» | Познакомить детей с народными пословицами о Родине, учить их осмысливать. Формировать у удетей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить с понятиями «большая» и «малая родина» |
4. Илья Муромец – богатырь земли русской».
| Формировать у детей представление о прошлом русского народа. Древней Руси. Уточнить знания о былинах. Былинном богатыре - Илье Муромце». Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать. |
Март
Тема | Задачи |
| Познакомить детей с народными пословицами о матери, учить осмысливать содержание пословиц. Раскрыть многогранный образ матери труженицы. Развивать доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к матери – самому родному человеку, уважение к ее труду. |
2. «Чтение сказок народов севера России «Кукушка», «Айога».
| Воспитывать интерес к сказкам народов России. Познакомить детей со сказками народов Севера. Учить понимать скрытые мотивы поступков героев, определить их характер. Учить передавать свое отношение к содержанию сказок, поступков героев. Помочь детям выразить основную мысль сказок с помощью народных пословиц о матери. |
3«Сороки – праздник весеннего равноденствия» | Познакомить детей с основными приметами прихода весны, объяснить понятие «День весеннего равноденствия. Использование на занятии закличек, приговорок. Рассказать о первом весеннем празднике «сороки», отмечавшемся 22 марта. «сорок сороков летят, весну несут» - говорили в народе. Рассказать об обычае водить хороводы во время праздников – хоровод символизирует ход солнца |
4. «Хаврошечка». Анализ пословиц и фразеологизмов. | Учить детей понимать целесообразность использования в сказке выразительных средств, обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их образное значение. |
Апрель
Тема | Задачи |
1. «Малые фольклорные формы»
| Закрепить знание о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы) ; учить понимать переносное значение образных выражений ; развивать умение составлять сказки по пословицам, с использованием образных выражений. |
2. «Алексей с гор поток»
| Продолжать знакомить детей с народным календарем. Рассказать о народном празднике «Алексей с гор поток». Провести народные игры «Кораблики», «Ручеек». Рассказать докучные сказки, дразнилки. Вызвать у детей положительные эмоции от проведения народных игр, развлечений. |
3. «Вербное воскресенье». .
| Рассказать детям о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Познакомить детей с обычаями связанными с этим днем, воспитывать интерес к духовному наследию земли русской, уважение к обычаям наших предков. |
4. «Пасха». | Рассказать детям о праздновании Пасхи, об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня Пасхальной недели – Красной горки. |
Май
Тема | Задачи |
1. Викторина «Русские народные сказки», | Закрепить знание о народных сказках, о жанровых особенностях сказок, малых фольклорных форм. Формировать образность речи: умение понимать образное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. Развивать интерес к родному языку, красоте и выразительности поэтического слова. |
2. «Обычаи русского лета».
| Познакомить детей с обычаем празднования Троицы. Разучить подвижную народную игру «Ходит Ваня». Закрепить умение складывать фигурки животных из бумаги. Воспитывать любовь к русской культуре, уважение друг к другу, заботу о природе. |
3. «Колобок».
| Учить детей драматизировать русские народные сказки. Исполнять свою роль эмоционально, правильно выполнять действия героев сказки. Проведение русских народных игр «Лиса», «Пятнашки». |
4. «Весёлая викторина».
| Закрепить у детей знания о культуре и быте русского народа. Развивать речь у детей при чтении малых фольклорных форм: закличек, потешек, пестушек, скороговорок и т.д. Воспитывать уважение к истокам русской национальной культуры. |
- Список детей посещающих кружок:
1.Буряк Даша 15. Портных Есения
2.Варюжко Данила 16.Плашинов Кирилл
3.Власиков Даниил 17. Питилимова Аня
4.Геворкян Арус 18. Рогозинская Соня
5.Иванина Даша 19. Скрипченко Максим
6.Кислюк Сергей 20.Фёдорова Полина
7.Курц Арсений 21.Хвостов Толя
8.Кудаева Лиза 22.Шарова Наташа
9.Ложников Артур 23.Щербакова Даша
10.Мамина Лиза 24.Щербакова Маша
11.Михлик Олеся 25.Якушевский Илья
12.Мышко Саша
13.Матыков Кирилл
14.Новиков Артём
Расписание работы кружка:
Среда с 15.40 до 16.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»
Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ «В СТРАНЕ ШАХМАТ»
Представлен годовой план работы по кружковой работе "В стране шахмат" с целями обучения на год, подробным описанием занятий на год обучения...
Непосредственно-образовательная деятельность для родителей по работе кружка "Волшебная мастерская" на тему "Одуванчиковая сказка" (открытое занятие по кружковой работе)
Конструирование весенних цветов - одуванчиков....
Перспективный план работы по кружковой работе в первой младшей группе на тему «Пластилиновая мозайка»
планирование на год. самообразование...
Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"
Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и культурно - историческим традициям, я...
Развитие одаренности детей дошкольного возраста через кружковую работу фольклорного ансамбля "Веснушки" (Из опыта работы)
Выявление одаренных детей по средством кружковой работы и дальнейшее их развитие....
Кружковая работа «Калейдоскоп». в 1- ой младшей группе по сенсорному развитию Перспективное планирование кружковой работы на 2015 – 2016 г.
кружковая работа по сенсорному воспитанию 1 младшая ...