Огород на окне или сказочное путешествие Колобка
проект на тему
экологический мини-проект в группе раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balykina_yum_slepova_av_pedkaleydoskop_2015.docx | 930.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Конкурс методических разработок
«Образовательная палитра»
«ОГОРОД НА ОКНЕ или сказочное путешествие Колобка»
Экологический мини-проект для детей раннего возраста
Сведения об авторе:
Балыкина Юлия Михайловна, Слепова Алла Васильевна
воспитатели
структурного подразделения «Детский сад «Василёк» ГБОУ ООШ №20 г. Новокуйбышевска
стаж работы в должности – 7 лет
Новокуйбышевск, 2015
Содержание
- Методический комментарий ……………………………………………3
2. Содержание экологического мини-проекта «Огород на окне»……..4-8
- Список использованной литературы……………………………………9
- ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1 «Сказочное путешествие Колобка», авторская сказка….10-12
Приложение 2 Стихи об овощах ………………………………………….13-16
Приложение 3 Физкультминутка «Овощи»...………………………………...17
Приложение 4 Фотоматериал …………..……………………………………..18
Методический комментарий
Познавательное развитие является одним из пяти направлений федерального государственного стандарта дошкольного образования, которое предусматривает развитие у детей интересов, любознательности и познавательной мотивации. Считаем, что для достижения этой целинаиболее эффективна проектная деятельность. Формирование основ экологической культуры нужно начинать с раннего возраста. Научить малышей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому – основные задачи экологической работы в этот возрастной период. Так в группе раннего возраста «Анютины глазки» появился проект «Огород на окне». Используемые в проекте методы и приемы помогают детям лучше познать жизнь растений, способствуют расширению представлений о растениях, как живых организмах, об условиях, о которые им необходимы для роста и развития. У детей воспитываются художественно-эстетические чувства, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результату совместного с педагогом труда.
Экологический проект «Огород на окне» является методической разработкой, содержащий цель, задачи, ожидаемые результаты в познавательном развитии детей раннего возраста. В образовательный процесс включены родители, которые помогли создать условия для реализации проекта. Экологический проект разработан с учетом возраста детей в виде знакомой им русской народной сказки «Колобок», в которой главный герой путешествовал к сказочным персонажам, узнавая, у кого, что растет.
Таким образом, экологическая сказка под названием «Сказочное путешествие Колобка» развивает у детей раннего возраста интерес к художественной литературе, любознательности наблюдательность к происходящим явлениям природы, содействует формированию основ экологической культуры.
3
«Сказочное путешествие Колобка»
Экологический проект для детей раннего возраста
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель – способствовать развитию познавательной активности и формированию основ экологической культуры
Задачи:
- Способствовать развитию у детей интереса, любознательности. Использование знакомого литературного произведения (р.н.с «Колобок»), стихотворений об овощах и цветах,закрепление содержания сказки, нетрадиционная форма представления проекта. (Художественно-эстетическое развитие)
- Включить детей в двигательную активность, снять мышечное напряжение. Смена видов деятельности. (Физическое развитие)
- Способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками.Развиватьэмоциональную отзывчивость, заботливое и бережное отношение к растениям. Содействовать формированию у детей трудовых навыков и самостоятельности. (Социально-коммуникативное развитие)
- Создать условия для совместной деятельности детей с взрослым: посадка цветочных семян, овощных культур (развитие мелкой моторики рук), наблюдение за ростом растений. Способствовать развитию познавательной активности у детей в действиях по показу, образцу («делай также»), логического мышления. Помочь проследить взаимосвязь и взаимозависимость живых и неживых объектов природы. Познакомить с разнообразием растений, их потребностями (свет, тепло, вода) и способами
4
ухода за ними (поливать). Способствовать развитию сенсорных способностей у детей (цвет, форма, величина). (Познавательное развитие)
- Обогащать и активизировать словарь детей, совершенствовать память,
поощрять попытки рассказать стихотворный текст (Речевое развитие)
Ожидаемые результаты (целевые ориентиры): дети с интересом рассматривают огород на окне, внимательно слушают сказку «Сказочное путешествие Колобка» в исполнении воспитателя, отвечают на вопросы по содержанию сказки, правильно выполняют основные движения согласно тексту физкультминутки и по образцу взрослого, правильно выполняют задание на дифференциацию цвета, активно участвуют в продуктивной деятельности (лепка овощей).
Оборудование:
Стихотворения об овощах и цветах;
Авторская экологическая сказка «Сказочное путешествие Колобка»;
Огород на окне (рассада овощных и цветочных культур);
Игрушки сказочных героев;
Домик;
Крупная мозаика зеленого и желтого цвета;
Камушки, мелкие ракушки;
Овес, кукуруза;
Синяя бумага (речка);
Бочонок с медом;
Пластилин;
Дощечки, салфетки; муляжи овощей 5
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Педагог предлагает детям рассмотреть огород на окне, интересуется, нравится ли он им. | Дети высказывают свое отношение к огороду на окне | Дети заинтересованы и с удовольствием рассматривают огород, положительно высказываются о нем. У детей развита любознательность. |
Педагог рассказывает сказку «Сказочное путешествие Колобка» (см. Приложение 1). | Дети слушают | Дети внимательно слушают сказку. |
Педагог задает вопросы по сюжету сказки:
| Дети отвечают | Дети активно отвечают на вопросы по содержанию сказки. У детей обогатился и активизировался словарь. Дети запомнили последовательность сюжета сказки |
Педагог благодарит детей за ответы и приглашает их на физкультминутку (см. Приложение 2). | Дети активно выполняют движения. | У детей снято мышечное напряжение |
Педагог приглашает детей за стол, чтобы слепить горошек для мышки и морковку для зайца. | Дети садятся за столы и готовятся к продуктивной деятельности | У детей сформирована эмоциональная отзывчивость |
Педагог предлагает детям рассмотреть материалы,которые понадобятся им в работе, спрашивает, что они видят | Дети называют материал | Дети умеют общаться с педагогом. У детей обогащен словарь |
Педагог проговаривает и показывает, как отщипывать маленькие кусочки пластилина. Формирует круговыми движениями горошины и прямыми – морковку. | Дети смотрят | Дети внимательно смотрят |
Педагог предлагает детям самостоятельно слепить овощи. | Дети приступают к лепке. | Дети развита самостоятельность У детей развиты сенсорные способности |
Педагог помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания. | Дети ждут помощи | Дети положительно реагируют на затруднения |
Педагог хвалит детей за старания и результат. | Дети радуются | Дети радуются |
Педагог предлагает сложить горошины в одну тарелочку, а морковки в другую. | Дети выполняют задание | У детей развито внимание |
Педагог с детьми оформляют выставку на заранее приготовленном столике в приемной комнате к приходу родителей. | Дети помогают | У детей сформировано желание помогать |
8
Список использованной литературы
- Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом» Экологическое воспитание дошкольников, Москва 2008.
- Балыкина ЮМ, Слепова АВ, авторская разработка на основе русской народной сказки «Колобок», «Сказочное путешествие Колобка», экологическая сказка, СП «Детский сад «Василек» ГБОУ ООШ №20 г.Новокуйбышевск, 2015
- Русская народная сказка «Колобок», Хрестоматия для дошкольников, составители: Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, М. АСТ, 2009
- Физкультминутка http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/10/07/tematicheskie-fizkultminutki-dlya-detey-v-kartinkakh
9
Приложение 1
Экологическая сказка «Сказочное путешествие Колобка»
Авторы-составители: воспитатели Балыкина Ю.М., Слепова А.В.
Жили-были в небольшом домике Дед да Бабка. И были у них Петушок и Колобок. Петушок рано утром вставали, всех будил своим пением: – Ку-ка-ре-ку. А Колобок помогал по дому.
Пришла весна, настала пора огород сеять. Колобок помогал сеять картофель чеснок и редис.
Заботился Колобок об огороде, поливал его и полол. Петушку Колобок насыпал светлые и длинные зерна овса и квадратные-желтые зерна кукурузы. Петушок клевал зерна и пел свою песенку: -Ку-ка-ре-ку!
Колобку было очень интересно, что же сажают другие сказочные герои на своих огородах. И однажды он отправился в путешествие по сказке.
Катится Колобок по каменной дорожке, вокруг которой растет зеленая травка, катится. А навстречу ему Мышка – норушка.
-Здравствуй, Колобок. Куда путь держишь?
-Отправился я в путешествие по сказке, посмотреть, что сказочные жители сажают. Расскажи, что растет у тебя на огороде?
-Проходи, смотри. Тут у меня растут горох и фасоль. Тянутся они к солнышку, растут длинные, длинные. А потом на них вырастут стручки, в которых и будут поспевать зерна гороха и фасоли. Из них можно приготовить и кашу, и суп. Вот какие культуры растут на моем огороде.
Поблагодарил Колобок Мышку-норушку за ее рассказ и покатился дальше.
Катится Колобок по каменной дорожке, а навстречу ему Медведь.
- Здравствуй, Мишенька-Медведь.
-Здравствуй, Колобок. Что привело тебя в эти края?
- Путешествую я, Миша, по сказке и смотрю, что выращивают сказочные жители. Вот, что ты выращиваешь на своем огороде?
- Проходи, смотри. Только у меня не огород, а цветник. Посадил я цветы – Бархатцы, Петунью, Анютины глазки. Вырастут они, зацветут разными 10
цветами. Прилетят пчелы, соберут нектар и сделают мед. А я очень люблю мед.
- Какой хороший у тебя цветник, а ты угостишь меня медом?
- Обязательно, приходи еще ко мне в гости.
Попрощался Колобок с медведем и покатился дальше.
Катится Колобок, катится, с каменной дорожки на желтую песчаную. Песчаная дорожка привела его к синей речке. По берегу реки находились белые мелкие камушки и мелкие ракушки. Покатился Колобок по камушкам и встретил Зайца.
- Здравствуй, Зайка-попрыгайка!
- Здравствуй, Колобок! А что ты тут делаешь?
Путешествую я по сказке, смотрю, что выращивают сказочные герои на своих огородах. Расскажи, Зайка, а что растет у тебя?
- Я выращиваю морковку, вкусную, оранжевую. Мы зайцы очень любим морковку!
Попрощался Колобок с Зайкой и покатился дальше. Катится Колобок по каменному берегу реки и видит: плавают в реке уточки и рыбки. Рыбки рассказали Колобку, что они не могут жить без воды. Покатился Колобок по бережку и встретил Чипполино.
- Здравствуй, Чипполино!
- Здравствуй, Колобок! А как ты сюда попал?
- Я путешествую. Смотрю, что посадили герои сказок на своих огородах. Что у тебя растет?
-У меня растет лучок.
-Он помогает деткам не болеть, он очень полезный - борется с вредными микробами!
- Как у тебя хорошо, но мне пора в путь. До свидания!
Катится Колобок, катится, а, навстречу ему Лиса и Волк.
- Здравствуйте, Лисичка-сестричка и Волчок- серый бочок!
- Здравствуй, Колобок! 11
- Волк-волчок, серый бочок, Лисичка-сестричка, расскажите мне, что вы посадили весной на своих огородах?
- Мы, Колобок, сажаем укроп да петрушку. Их мы добавляем в суп и салат и кушаем просто так. Ведь это очень полезно для любого организма.
Попрощался Колобок с ними и покатился домой к Дедушке да Бабушке.
Рассказал им, кого встречал на своем пути, что сказочные герои сажают у себя на огородах и какую пользу всем дают овощи, цветы и зелень.
12
Приложение 2
Стихи об овощах и цветах
СВЕКЛА
Вкус свеклы своеобразный
И сортов бывает разных:
Винегретная и борщевая,
Для скотины – кормовая.
Для людей незаменимая
И гурманами ценимая,
Всем привычная свекла
Не отходит от стола.
ЛУК
Порожденье горьких мук,
Это что? Конечно лук!
От микробов защищает,
Хоть и за язык щипает
Наш зеленый Айболит,
Когда горлышко болит.
РЕДИС
Жаль, что так отходит быстро
Раннею весной редиска.
Очень вкусная в салатах,
Аппетитная, ребята,
Со сметанкою и солью,
Перемешанная с луком.
Не еда, а эйфория,
Просто музыка без звука.
МОРКОВЬ
Что морковь весьма полезна,
Это всем давно известно.
Этот вкусный корнеплод
Уважает весь народ.
В блюда первые кладут
И в зажарки, и в салаты.
Подружитесь с ней ребята.
Чтобы зубки не болели
И всегда во рту белели,
Крепкие, здоровые
И к еде готовые.
13
ГОРОХ
Он не вырасти не мог
Наш любимый царь горох.
Посадила его мама
Нам на радость
Вместе с нами.
Быстро мы его склевали,
Даже вырасти не дали.
Вместе со стручками съели,
Потому что так хотели!
ПЕТРУШКА
Кучерявая, кудрявая,
Избранная, между травами,
Чтоб кормить нас и лечить,
Уму-разуму учить.
Как природная добавка
Все полезна эта травка.
Наша древняя старушка
Всем известная петрушка.
УКРОП
У укропа запах резкий,
Даже детям всем известный.
Его кушать надо в меру,
Пару веточек, к примеру,
В свою порцию положить.
С ним надо дружно жить,
Ведь для нас укроп всегда
И лекарство, и еда.
ЧЕСНОК
Ешьте, милые, чеснок,
Заготавливайте впрок,
Чтоб всегда он в доме был
И здоровье нам дарил.
Чтоб лечил нас и бодрил,
Придавая больше сил.
И от хворей всех берег
Наш надежный друг чеснок.
14
ФАСОЛЬ
Фасоль в стручки запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.
УКРОП
И зеленый, и душистый.
И, как елочка, пушистый.
Я – укроп, делюсь секретом:
Нужен я зимой и летом.
КАРТОФЕЛЬ
Из картошки много блюд
Приготовить можно
И простых и сложных:
Её варят, жарят, трут,
На костре ее пекут.
Что вкуснее в целом мире,
Чем картошечка в мундире
АНЮТИНЫ ГЛАЗКИ
Не Татьянкины, не Майкины
А полянкины и лужайкины
Подмигнули веселые глазки
Мне счастливой участнице сказки:
- Ты своя, ты не с нашего луга,
Заходи же почаще, подруга!
ФИАЛКА
На солнечной опушке
Фиалка расцвела –
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится
От загребущих рук.
Но кто-то ей поклонится,
И сразу видно – друг!
15
ПЕТУНИЯ
Ее стихия - вазы и кашпо,
Не надо ей обильные поливы...
Побеги могут быть спадающим жабо,
На клумбах красок смесь и переливы.
БАРХАТЦЫ
Этот бархатный ковёр
Будет ярок до тех пор,
Пока осень, холода
Не нагрянут к нам сюда.
Ярко-рыжие головки
Лето всё без остановки
Так цветут, что во садах -
Красотища - Просто "ах"!
ФАСОЛЬ
Фасоль в стручки запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.
ПЕТРУШКА
Кучерявая, кудрявая,
Избранная, между травами,
Чтоб кормить нас и лечить,
Уму-разуму учить.
Как природная добавка
Все полезна эта травка.
Наша древняя старушка
Всем известная петрушка.
16
Приложение 3
Физкультминутка
Овощи
Овощей мы наберем,
Идут по кругу, взявшись за руки, высоко поднимая колени.
Если в огород пойдем.
Здесь поспели не бананы:
Останавливаются, поворачиваются в круг, разводят руки в стороны перед собой.
Отрицательный жест указательным пальцем.
Лук, чеснок и баклажаны
2 поворота туловищем влево-вправо руки на поясе. Наклонится – руки перед собой.
И редиска и морковка -
Поднимают левую, затем правую руку вверх.
Им в земле сидеть так ловко.
Руки на поясе. Присесть.
Мы их из земли достанем
Наклониться вперед – хватательные движения ладонями у пола.
И салаты делать станем.
Потирающие движения ладонями друг о друга.
17
Приложение 4
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказочное путешествие с колобком
Конспект занятия по Ф,Э.М.П в средней группеТема:» Сказочное путешествие с Колобком»Цель: Продолжать упражнять в счёте предметов в пределах 4.закрепить знания детей о геометрических ...
Познавательно-исследовательский проект «Сказочный огород на окне» во второй младшей группе детского сада.
Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности. Знакомить детей с условиями, необходимые для роста растений....
НОД по речевому развитию 1 мл. гр. «Сказочное путешествие с Колобком»
Программное содержание: Обучающие: приучать детей слушать и слышать воспитателя, понимать задаваемые вопросы, отвечать на них; повторять несложные фразы; участвовать в игровых движениях и р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие колобка в сказочный лес»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов по средствам дидактической игры в первой младшей группе по теме: «Путешествие колобка в сказочный лес»...
"Сказочный огород на окне"
Познавательно-исследовательский проект для младшей группы....
Проект «Огород на окне «Сказочный дворик»
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...
Бал-карнавал на новый лад: «Сказочное путешествие Колобка»
Сценарий для детей старшей группы на Старый Новый год. Для создания праздничную атмосферы, воспитывания желания радовать друзей и близких стихами, песнями, танцами....