Обобщение опыта работы" Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста с окружающим миром"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое моделирование в ознакомлении детей раннего возраста

с окружающим миром

                                                         Воспитатель:        Н.А.Полховская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка-детский сад № 21 « Семицветик» г.Железнодорожный

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношении к окружающему миру, обусловленный ростом возможностей малыша. Ребенок пытается действовать как взрослые: внимательно слушает объяснения, начинает активно задавать вопросы: Что это? Как? Зачем? Где?

Отвечая на детские вопросы, педагог ищет такие формы подачи материала, которые с одной стороны доступны пониманию ребенка, а с другой  - оставляют пищу для размышления, загадку, которую нужно разгадать.

Ребенок двух лет многим интересуется, но еще мало умеет. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы; сформировать базовые представления об окружающем мире; создать условия для активного участия ребенка в исследовании предметов, объектов и явлений.

Проводимая в начале года диагностика познавательного и речевого развития детей группы показывает, что при поступлении в детский сад более 40% детей имеют низкий уровень речевого развития, недостаточный словарный запас, а некоторые дети не говорят. У детей отмечается низкая познавательная активность, трудности в назывании и использовании предметов ближайшего окружения, несформированность навыков социально-бытового поведения.

На основе полученных данных была поставлена цель – формировать базовые представления об окружающем мире, как основы социальной компетентности ребенка раннего возраста при переходе из одной микросоциальной среды в другую, и определены задачи:

  • Создать условия для накопления и обогащения субъективного опыта ребенка при ознакомлении с окружающим миром.
  • Разработать базовые игровые комплексы, позволяющие моделировать различные социально-бытовые и проблемные ситуации, доступные пониманию ребенка.

Мы предположили, что системная исследовательская деятельность в специально организованных условиях на основе игровой модели реальной ситуации позволит малышу более активно включаться в процесс изучения предметов, объектов и явлений окружающего мира, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и удовлетворяющим естественную любознательность ребенка.

В качестве основных направлений работы были определены:

  • практическая исследовательская деятельность ребенка по изучению предметов и объектов окружающего мира;
  • игровое моделирование ситуаций, максимально приближенных к реальным.

На первых этапах обучения исследование носит опосредованный характер, находя свое отражение в узнавании и назывании предметов ближайшего окружения и явлений природы, тех, которые ребенок может увидеть и потрогать. Поэтому мы стремилась создать такие условия для познавательной деятельности, которые давали бы возможность обследовать предметы и объекты, экспериментировать с природным материалом, наблюдать за живой и неживой природой.

Работая над созданием предметно-развивающей среды, мы сформулировали ряд правил, которые учитывали бы особенности организации практико-познавательной деятельности детей третьего года жизни. Так необходимо помнить, что любая игрушка, имитирующая объект живой природы должна иметь такие же пропорции, цвет и форму, как и изучаемый объект. Части тела человека и животного должны быть соразмерны друг другу. Например, заяц должен быть белый или серый; медведь не может быть розового и голубого цвета или меньше по размеру, чем заяц. У животных и птиц на картинках должны быть изображены все отличительные особенности. Оборудование и материалы для проведения опытов должны быть безопасны и сделаны из прочных и легких материалов.

Для формирования у детей целостного представления об окружающем мире нами разработаны три основных игровых модуля – «Мой дом», «Бабушкин двор» и «Лесная полянка».

Данные модули позволяют проектировать различные ситуации максимально реалистично, они мобильны, легко трансформируются в соответствии с поставленной задачей.  Использование модулей в работе позволяет на одном и том же оборудовании познакомить детей с учебным материалом по принципу «от простого к сложному», где каждый ребенок может найти себе занятие по интересам, возможностям и потребностям, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.

Необходимо отметить, что использование модулей дает возможность знакомить детей с окружающим миром не зависимо от времени года, что особенно важно в условиях Севера, когда дети раннего возраста в течение большего количества времени учебного года находятся в помещении и не имеют возможности наблюдать многие явления в живой природе.

Игровой модуль «Мой дом» - это набор игрушек и игрового оборудования для ознакомления детей с режимными моментами, такими как: сервировка стола, последовательность одевания и раздевания, уборка игрушек по местам, приготовление обеда, лечение зверюшек и др.

Для удобства организации все игровое оборудование модуля «Мой дом» мы разделили на блоки и дали им условные названия – «Кукла Маша обедает», «Игрушки спят, и ребятки спят», «На прогулку», «Водичка-водичка, умой мое личико», «У нас гости», «Каждой игрушке свое место». Работа в рамках данного модуля проводится в форме сюжетно-отобразительной игры, где основная роль отводится воспитателю, а дети действуют под непосредственным руководством взрослого, постепенно, по мере усвоения, перенося полученные умения и навыки в самостоятельную игру.

Модуль «Бабушкин двор» предназначен для ознакомления детей с домашними животными и птицами, их внешним видом, повадками и для освоения элементарных правил ухода за ними. Предметно-пространственная среда включает макет избушки, небольшие скамейки, набор домашних животных и птиц (мягких и резиновых), стол, набор конструкторов разной величины, оборудование для экспериментальной деятельности и многое другое.

Моделировать подворье можно в двух вариантах. Первый вариант – это постройка домика, забора и надворных построек их конструктора. Активное участие в создании такого двора принимают сами дети. А затем размещают птиц и животных, кормят их, играют с ними.

Более сложный вариант основывается на моделировании подворья из специального оборудования, которое дает детям возможность как бы «попасть» к бабушке в гости и посмотреть как ведут себя животные и птицы. Например, кошка любит греться на солнце, лежа на скамейке, а петушок взлетает на крышу и громко поет.

Весной  на примере сосульки мы знакомим детей с таянием снега. Например, на крыше домика появились прозрачные льдинки - это сосульки. Если они некоторое время находятся под прямыми лучами солнца из окна, то начинают таять. А если под капли подставить пластмассовую или металлическую емкость, то можно услышать звон капели или «песенку весны». В растаявшей воде можно пускать кораблики из бумаги, щепок и другого бросового материала. Так на примере корабликов можно познакомить детей с такими сложными понятиями как «тяжелый - легкий». Если кораблик утонул, значит он тяжелый, а если плавает и не тонет, то легкий.

Во второй половине учебного года дети принимают посильное участие в посеве семян на «мини-огороде». Организация такого вида деятельности имеет огромную практическую пользу и значительно расширяет границы ручной умелости у детей. Ведь это совсем не просто, выкопать ямку и точно положить в него семечко, закопать и аккуратно полить водой из лейки. Или посадить каждую луковичку в свой «домик» в лотке.

Наибольший интерес вызывает у детей модуль «Лесная полянка». Он включает макеты солнца, облаков, деревьев, оформленных в соответствии со временем года, цветов; игрушки насекомых, диких животных  и их детенышей; макет гнезда, кормушки и небольших птиц.

Попадая в атмосферу «леса», дети знакомятся с изменениями, которые происходят с растениями в разное время года. Живой интерес у детей вызывает наблюдение за падающими предметами, например, осенними листьями. Во время игры они знакомятся с таким осенним явлением как листопад и учатся различать различные шумы. Ведь если по листьям походить ногами, то можно услышать тихий шорох. Зимой деревья стоят голые, а ветки и корни присыпаны снегом, чтобы не замерзнуть, а весной на дереве появляются маленькие зеленые листочки.

На специальных занятиях детей узнают, что многие животные, такие как медведь и ежик зимой спят, но перед этим готовят для себя норки и берлоги из опавших листьев, а заяц меняет шубку и прячется от лисы за кустами и сугробами; птички вьют гнезда и их трогать нельзя. В игровой ситуации дети учатся называть животных, находить  различия в их внешнем виде (медведь большой, а зайчик маленький, у лисы хвост длинный, а у зайчика короткий, шубка у зайчика мягкая, а у ежика колючая). В процессе знакомства дети учатся заботиться о животных и птицах. Например, кормят птиц на кормушке зимой, строят берлогу и норку для ежика и медведя из листьев и снежинок или снежных хлопьев.

Летом основная работа по ознакомлению детей с миром природы проводится на участке детского сада. Малыши не только наблюдают за растениями, насекомыми, но и изучают свойства объектов мира неживой природы. Так в процессе опытно-игровой деятельности они узнают, что сухой песок сыплется, если его полить – он становится мокрым, а из мокрого песка можно лепить куличики, на нем можно рисовать забавные картинки палочками, пальцами и даже сандаликами. Из небольших гладких камешков можно выложить оградку для цветника или несложный узор, но брать нужно только маленькие камешки, потому что большие – тяжелые.

Проводимая в конце года диагностика познавательно-речевого развития позволяет сделать следующие выводы. Многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями с включением элементарной опытно-экспериментальной деятельности способствует накоплению, обогащению и активизации словаря, формированию базовых представлений о мире людей и мире природы.  Во время взаимодействия с педагогом малыши учатся отвечать на вопросы и задавать их сами, активно включаться в процесс изучения интересующих их явлений и постепенно переносить их в свою жизнь. 

Использование игровых модулей позволяет систематизировать работу по ознакомлению детей с окружающим миром, повысить познавательный интерес детей к изучаемому объекту или явлению, способствуют развитию наблюдательности и эмоциональности, и как следствие ускорить процесс начальной социализации ребенка в микро- и макросоциальной среде детей раннего возраста.

Литература 

  1. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром

В данной статье описаны цель и суть личносто-ориентированного подхода, а так же рекомендации по планированию и проведению занятий по данной теме....

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Циклограмма ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром с использованием художественного слова. Цикл " Осень"

Разработанная циклограмма знакомства детей раннего возраста с окружающим миром, позволяет проводить,  наблюдения на природе с определенным содержанием на неделю каждого годового месяца. Подб...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...