«Моделирование, как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста»
статья
Что сделать, чтобы ребенок добился успехов в учебе? Этот вопрос волнует большинство родителей будущих школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"https://konkurs-dlya-pedagogov.info/modelirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-svyaznoj/" | 20.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед каждым родителем в определенный период времени стоит вопрос, готов ли его ребенок к обучению в школе? Подавляющая часть ученых, изучающих развитие психических процессов детей раннего и младшего возраста, сходятся во мнении, что развитие речи для детей является важнейшим навыком в дошкольном детстве.
Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». (Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с., ил.)
Педагоги в своей практической работе отмечают, что навыки речевого общения дошкольников не развиты в соответствии с возрастом детей. В современном дошкольном воспитании, все чаще сталкиваешься с такой проблемой, что недостаточно сформированы навыки связной речи у детей. Можно отметить такие недостатки, как высказывания у ребенка короткие, логически не связанные между собой, непоследовательные, низкая информативность и так далее.
В настоящий момент существует большое количество методик, которые разработаны с целью, помочь в развитии речи детей. Одну из них я хотела бы выделить, такую как наглядное моделирование.
В основу моделирования входит принцип замещения. С помощью моделирования, можно исследовать какие-либо явления, путем изучения модели. Модель – это образ процесса или явления. Он может быть условным, например, изображение, схема, чертёж и т.д.
С помощью научных исследований (например, коллективная монография, авторы которой являются: Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер, Р.И. Говорова, О.М. Дьяченко, Л.Е. Журова, Т.В. Лаврентьева, К.В. Тарасова, В.В. Холмовская, Л.И. Цеханская) подтвердили, что наглядные модели являются той формой, которая доступна и понятна детям дошкольного возраста. Дети лучше и легче усваивают знания, если их предоставить в виде наглядных моделей и действий с ними, так как в дошкольном возрасте мышление у ребенка является наглядно-действенным и наглядно-образным.
Метод моделирования может являться средством развития связной речи у детей дошкольного возраста. Этот метод можно применять и при обучении детей рассказыванию и при знакомстве детей с литературой. В зависимости от возраста, а так же индивидуальных способностей ребенка, можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, опорные картинки и т.д.
Наглядные модели помогают развивать устную речь детей, идет обогащение и активизация словаря, закрепление словообразования. Так же модели помогают составлять и использовать предложения для рассказов, описания предметов.
Наглядное моделирование можно использовать уже с младшего возраста, например во время рассказывания сказки. Формировать навык подбора заместителя к определенному сказочному персонажу, атрибутов к сказке и т.д. Самые простые наглядные модели могут быть в виде полоски разной длины или круги разной величины. Например, при разыгрывании сказки «Репка» можно взять вырезанный из желтой бумаги круг (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей.
Нужно научить дошкольников четко соблюдать последовательность действий сказки, а не просто играть с предметами. В дальнейшем это поможет выделять в сказке основные события и связи между ними.
В старшем возрасте в работе с детьми используются блоки-рамочки, соединенные стрелками, в которых расположены заместители основных персонажей. Этот вид моделей поможет понять, основную последовательность событий сказки. Начинать можно с небольших историй, которые можно сочинять и самостоятельно.
В 6–7 лет, дети могут самостоятельно построить наглядные модели при прослушивании текста и использовать их при пересказе.
Моделирование помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения самостоятельно. А так же развивает умственные способности ребенка, помогает лучше усваивать понятия, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более полным, последовательным и точным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование-как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
Формирование у ребенка обобщенного представления о логической последовательности текста, на которые они ориентируются в самостоятельной речевой деятельности...
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.
Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...
Коммуникативная компетентность, как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации
Развите связной речи у детей посредством театрализации...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Презентация к ВКР...
Моделирование, как средство развития связной речи для детей дошкольного возраста
В основу моделирования входит принцип замещения. С помощью моделирования, можно исследовать какие-либо явления, путем изучения модели. Модель – это образ процесса или явления. Он мож...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...