Программа кружка художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Мукосолька»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Программа кружка «Мукосолька» рассчитана на 2 года (5 - 7 лет). Программа реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

141300, г. Сергиев Посад, ул. Победы, 10

тел/факс. 8 (254) 5-62-14

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МБДОУ «Детский сад № 6 –

центр развития ребенка»

от «____»__________2021г.

Протокол № ____

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 6 –

центр развития ребенка»

_______________Е.Н. Бачинская

«_____»______________2021г.

 

 

 

 

 

 

Программа кружка художественно-эстетической направленности  для детей 5-7 лет на 2021-2023 учебный год «Мукосолька» 

 

Возраст обучающихся 5-7 лет

Срок реализации 2 года

 

 

 

 

 

Составитель: Баталина Т.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

Сергиев Посад, 2021 год

        

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка ……………………………………………             3
  2. Возрастные возможности детей по лепке        5-6 лет,        6- 7лет…………………………………………………………………        8
  3. Планируемые результаты освоение программы        10
  1.       Содержательный раздел
  1. Учебно        – тематический план по тестоплатике с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 6 года). Содержание

программы ………………………………………..        11

  1. Учебно – тематический план по тестопластике с детьми старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет). Содержание

программы…………………………………………        17

  1.      Организационный раздел
  1. Описание материально        – технического обеспечение Программы………………………………………………………..        22
  2. Организация образовательной деятельности………………….        22
  3. Диагностический инструментарий…………………………….        23

3.4. Список литературы…………………………………………………...     24

Приложение № 1        25

Приложение № 2 Рекомендации        26

Приложение № 3 Вводная диагностика        31

  1. Целевой раздел

  1. . Пояснительная записка

Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, а в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими        руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.

Программа дополнительного образования        «Мукосолька» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность.

Разработчик: Баталина Татьяна Федоровна МБДОУ «Детский сад №6-центр развития ребенка». Программа кружка: «Мукосолька» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических разработок: И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», И.А. Лыкова «Цветные ладошки», И. А. Лыкова «Мы лепили, мы играли», О. А. Гильмутдинова «Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», Горичева В. С. «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина», Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Программа кружка «Мукосолька» рассчитана на 2 года (5 - 7 лет). Программа реализуется с детьми старшего дошкольного возраста. Численность группы до 25 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с сентября по май во вторую половину дня.

Творческая деятельность оказывают сильное воздействие на эмоционально- волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.

Новизна программы дополнительного образования заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реалиатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно, воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами        воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться.

Актуальность  Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Деятельность детей в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность  Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Создание программы дополнительного образования направлено на:

  • Повышение сенсорной чувствительности, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизированную работу обеих рук;
  • Развитие воображения, пространственного мышления, мелкой моторики рук;
  • Формирование самостоятельности планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
  • при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

В процессе деятельности у детей налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Комплектование группы происходит на основе свободного выбора. В работе группы используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Работа по программе включает в себя различные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный        (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • репродуктивный;
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический        (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве технологической разгрузки проводятся кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного творчества.

Отчет о работе проходит в форме выставок. Презентация результатов работы на родительском собрании.

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию деятельности дошкольных образовательных организаций:

с законами РФ и распоряжения правительства РФ

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. №        1726р        «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.        № 1155        «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014

«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 09–3242        «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.        №

26        «Об утверждении СанПиН        2.4.1.3049-13        «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

с региональными документами

  • Законом Московской области        «Об образовании в Московской области» от 27.07.2013 г №94/2013-03;

с локальными документами

  • Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад №6- центр развития ребенка» г. Сергиев Посад.

Содержание программы определено с учётом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Срок реализации «Программы» – 2 года.

Программа: адаптирована для детей 5-ти - 6-ти летнего возраста и 6-ти – 7ми летнего возраста с учетом физиологических, возрастных, психологических особенностей.

Характеристика программы

Программа «Мукосолька» проводится с детьми 5 - 7 лет. Количество    детей 10-25 человек. Работа с детьми проводятся один раз в неделю, продолжительностью:

  • старшая группа – 25 мин.
  • подготовительная группа – до 30 мин.

Вся работа по программе строится в три этапа:

  1. – организационный (сентябрь)

  • изучение спроса родителей;
  • изучение интересов детей, пожеланий родителей;
  • проведение родительских собраний с выставкой детских работ;
  • рекомендации по изо творчеству в семье.
  1. – основной (октябрь – середина мая)

  • организация работы с детьми по программе;
  • оформление выставок детских работ;
  • встреча с родителями и посещение родителями занятий.
  1. – заключительный (середина мая)

  • оформление выставок;
  • презентация результатов работы на родительском собрании.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что-либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? как? Что бы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

Принцип поэтапности. От простого к сложному - важное условие при обучении лепке.

Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желание его сотворить.

Принцип цикличности. Построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того, дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаем ребенка не только тому,что он сможет усвоить без труда, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполнит эту работу с помощью взрослого, а завтра это сможет сделать сам.

Методические подходы и приемы

В основном этапе программы подбираются приемы и методические подходы, в зависимости от возраста и поставленных задач.

Базовый курс Задачи:

  • познакомить с тестопластикой, как видом лепки;
  • создать условия для возможности использования различных приемов работы с тестом, знакомить с особенностями используемого материала;
  • способом изготовления фигур из простых форм (шар, овал, конус).

Приемы:

  • показ технологических приемов;
  • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.;
  • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.;
  • игровые приемы (приход героя и др.);
  • создание условий для самостоятельная деятельности в использовании инструментов для лепки (стеки, печатки и т.д.).

Основной курс Задачи:

  • углубленно изучать с детьми технологию тестопластики;
  • освоить технологии объемных и рельефных работ;
  • формировать творчество, создавая необычные изделия на основе обобщенного способа лепки;
  • развивать опыт общественной мотивации, желание доставлять радость родным и близким.

Приемы:

  • показ технологических приемов;
  • организация выставок;

праздники дарения.

Средства:

  • соленое тесто
  • стеки
  • доски
  • кисти
  • краска гуашь
  • шаблоны

Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, развитие самостоятельности при планировании своей деятельности, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к выставкам;
  2. Воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;
  3. Воспитывать самостоятельность в организации своего рабочего места, желание убирать за собой.

Развивающие:

  1. Развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  2. Развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
  3. Развивать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;

Образовательные:

  1. Знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. Формировать представления об основах техники безопасности;
  3. Создавать условия для творческой самостоятельности;
  4. Формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения.
  1. Возрастные особенности развития детей

Особенности художественно – эстетического развития детей 5 -6 лет.

Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения оно становится более четким.

Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творчестве.

Дети старшей группы, создавая образ, мало внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда точно дети выполняют способы вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не исправляют. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом, стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтобы фигурка была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль играют основные внешние признаки (наличие головы, ног, туловища и т.д.), а детальное изображение формы, ее строения со всеми особенностями ребенку недоступно.

В своей лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, который они наблюдали сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие ноги у фигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части между собой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать длину ног, рук по отношению к туловищу.

Из выразительных средств дети часто пользуются отделкой фактуры, изображая ее стекой        (углубленный рельеф) или накладыванием на поверхность мелких кусочков соленого теста. Подобное стремление ребят определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их желании выполнить предмет таким, какой он есть. Дополняя создаваемый образ мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы в виде расплющенных округлых форм.

В связи с тем, что ребята данного возраста не стремятся тщательно отработать форму, во время занятий у них остается время на лепку других или однородных предметов. Особенностью работ, получающихся у

пятилетних детей, является недостаточная прочность в скреплении частей. Ребята забывают плотно прикреплять голову, крылья и т. д., не придают этому значения; только после специальных указаний воспитателя они делают это более тщательно. В лепке из соленого теста, скрепление деталей происходит после того как нужную деталь смачивают водой при помощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление деталей между собой.

Немалую роль в создании лепного образа играет накопление умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме того, можно наблюдать, как они начинают вытягивать части из целого куска, самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по собственному замыслу. Пятилетние дети уже могут лепить туловище и ноги животных из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных местах.

Таким образом, мы видим, что творческие возможности 5-6 летних детей шире, чем у детей средней группы. Они уже владеют многими способами лепки, умением использовать такие выразительные средства, как изображение формы, дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в использовании выразительных средств.

Использование нового выразительного средства движения свидетельствует о том, что дети старшей группы имеют вполне сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое могут изобразить в лепке.

Особенности художественно-эстетического развития в 6-7 лет

Дети в этом возрасте должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ лепка из целого куска.

В подготовительной к школе группе детям показывают лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу ребенку. Тем самым у ребенка появляется возможность развития собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Ставятся следующие задачи: побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему (зоопарк, игрушки, сервиз, натюрморт), материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.

Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,

являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

  1. Планируемые результаты освоения программы Знать:

  • правила техники безопасности;
  • требования к организации рабочего места;
  • инструменты и приспособления;
  • свойства пластилина и способы работы с ним;

Уметь:

  • правильно обращаться с инструментами и приспособлениями;
  • создавать объемные и плоские модели;
  • вносить изменения в конструкцию модели;
  • выполнять работу самостоятельно;
  • грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения;

По окончании курса у ребенка должен быть сформирован интерес к обучению.

  • Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов;
  • Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов;
  • Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию;
  • У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Выставки готовых изделий.

Пополнение предметно-развивающей среды и оформление групповой комнаты продуктами детского творчества.

Возможные достижения ребенка в результате работы по программе на конец года:

Старшая группа:

  1. Лепка с натуры;
  2. Лепка по представлению;
  3. Лепка из целого куска;
  4. Сглаживание поверхности формы;
  5. Устойчивость изделия;
  6. Выразительность образа;
  7. Динамика движения;
  8. Лепка из нескольких частей;
  9. пропорции;
  10. Роспись;
  11. Налепы;
  12. Углубленный рельеф;
  13. Использование стеки.

Подготовительная группа:

  1. Лепка с натуры;
  2. Лепка по представлению;
  3. Динамика движения;
  4. Выразительность образа;
  5. Лепка скульптуры из 2-3 предметов;
  6. Поза;
  7. Пропорции;
  8. Разные способы лепки;
  9. Сплющивание;
  10. Защипывание, соединение краев теста;
  11. Оттягивание;
  12. Сглаживание;
  13. Вдавливание;
  14. Прижимание;
  15. Примазывание;
  16. Раскатывание;
  17. Мелкие налепы;
  18. Устойчивость;
  19. Рельеф;
  20. Роспись;
  21. Использование стеки.

  1. Содержательный раздел программы

  1.         Учебно-тематический план по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Содержание программы.

Месяц

Периодичность проведения занятий

в неделю

Продолжительность занятия

в минутах

Темы

Сентябрь

1

25 мин

«Дары лета»

Октябрь

1

25 мин

«Осень в гости к нам пришла»

Ноябрь

1

25 мин

«Детский сад»

Декабрь

1

25 мин

«Мастерская Деда Мороза»

Январь

 1

25 мин

«Зимние чудеса»

Февраль

                               1

25 мин

«Февральский калейдоскоп»

Март

                  1

25 мин

«Встречай весну»

Апрель

                  1

25 мин

«Космос»

Май

                  1

25 мин

«Фантазёры»

Итого за год

36

Учебно-тематический план

месяц тема

содержание

Сентябрь

«Фрукты» 1 занятие

Вспомнить этапы технологии изготовления изделий из солёного теста.

Воспитывать аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Развивать эстетическое восприятие.

«Фрукты» 2 занятие

Раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Декоративная тарелка «Цветы» 1 занятие

Познакомить со способом лепки цветка из отдельных частей: раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.

Развивать гибкость пальцев, развивать творческую инициативу.

Декоративная тарелка «Цветы» 2 занятие

Раскрашивать изделия после просушки, развивать самостоятельность при подборе краски: смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

Октябрь

«Колючий ёжик»

1 занятие

Воспитывать любовь к окружающему, видеть прекрасное во всем многообразии.

Развивать способность к тонкому восприятию формы,

текстуры. Развивать творческое воображение.

«Колючий ёжик»

2 занятие

Раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.

Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

«Божья коровка на листике»

1 занятие

Воспитывать аккуратность при работе с тестом, работать используя стеку. Формировать наблюдательность, способность сосредоточиться на поделке, замечать округлую форму и характерные

признаки        (голова, брюшко, точки на жестких крылышках).

«Божья коровка на листике»

2 занятие

Поощрять желание использовать технику нетрадиционного рисования, для более выразительного образа - пальчиком, ватными палочками для рисования точек. Оформлять работу на

листике.

Ноябрь

«Мои любимые

игрушки»

Инициировать творческие проявления детей при

создании любимой игрушки. Самостоятельность

1 занятие

Определять способ лепки. Развивать глазомер,

синхронизировать работу обеих рук.

«Мои любимые игрушки»

2 занятие

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

«Твори, выдумывай, пробуй»

1 занятие

Инициировать творческие проявления детей при создании поделки.

Самостоятельно определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

«Твори, выдумывай, пробуй»

2 занятие

Упражнять в способах работы с красками, развивать

эстетическое восприятие, чувство цвета, видеть конечный результат задуманной работы.

Декабрь

«Дед Мороз спешит на праздник»

1 занятие

создавать условия для творческой самостоятельности, используя знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Показать, как с помощью чесночницы можно выдавить тесто для волос и

бороды. Создать радостное настроение у детей.

«Дед Мороз спешит на праздник» 2занятие

Раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, используя разные способы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Радоваться результатам своего труда.

«Нарядная ёлочка» 1 занятие

Совершенствовать прием: «вырезать» ёлочку из теста по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой

творческой ситуации.

«Нарядная ёлочка» 2 занятие

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка. Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные

материалы.

Январь

«Снеговик» 1 занятие

Знакомить детей со способом изготовления объёмной поделки:

обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать худож.- творческие способности, дополнять работу шапкой,

шарфом.

«Снеговик» 2 занятие

Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы.

«Пингвины на

льдине»

Формировать способность лепить фигурку из целого

куска, использ уя приёмы скатывания, вытягивания,

1 занятие

сплющивания,

надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность.

«Пингвины на льдине»

2 занятие

Раскрашивать фигурки после просушки, точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Объединять свою поделку в общую

композицию.

Февраль

«Кружка для папы» 1 занятие

Развивать самостоятельность: лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.

Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

«Кружка для папы» 2 занятие

Раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать

аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

«Открытка 23

февраля» 1 занятие

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

«Открытка 23

февраля» 2 занятие

Раскрашивать открытку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное

близкому человеку.

Март

«Рамка для фото» 1занятие

Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

Развивать самостоятельность, аккуратность; формировать потребность в саморазвитии. Формировать у них желание сделать подарок своими руками; отрабатывать умение работать с тестом.

«Рамка для фото» 2 занятие

Самостоятельно подбирать цвет, самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетические восприятия, чувство

цвета.

«Весенние цветы» 1 занятие

Продолжать осваивать технику барельефной лепки; развивать

способность видеть красоту в привычных предметах; развивать

художественный вкус, творчество, фантазию, воображение,

самостоятельность.

«Весенние цветы» 2 занятие

Раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски,

смешивать, для получения нужного оттенка.

Развивать мелкую

моторику рук, глазомер. Оформлять работу.

Апрель

«В далёком космосе»

1занятие

Продолжать освоение техники рельефной лепки.

Инициировать самостоятельный поиск приемов лепки

(скручивание, свивание, наложение слоёв и т.д.).

Воспитывать интерес к сотворчеству.

«В далёком космосе» 2 занятие

Совершенствовать умения раскрашивать готовые

изделия гуашью. Воспитывать уверенность, активность, аккуратность в работе.

«Курочка и

петушок» 1занятие

Закрепить способ лепки на основе овоида или

цилиндра. Совершенствовать        представление        о ремесле игрушечных дел мастеров.

«Курочка и

петушок» 2 занятие

Уточнить представление о цветосочетаниях.

Развивать воображение. Воспитывать интерес к народному искусству.

Май

«Дерево жизни» 1занятие

Продолжать знакомство с техникой рельефной лепки. Развивать способность к композиции. Воспитывать интерес к народной культуре, желание участвовать в

оформление интерьера.

«Дерево жизни» 2 занятие

Упражнять в способах работы с красками, развивать

эстетическое восприятие, чувство цвета. Видеть конечный результат задуманной работы.

«Путешествие в лес» 1занятие

Совершенствовать способность детей лепить фигуры животных, птиц, насекомых из соленого теста.

Создать коллективные композиции. Развивать фантазию. Способствовать развитию мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса. Вызвать интерес к творчеству.

«Путешествие в лес» 2 занятие

Инициировать поиск средств художественно- образной выразительности. Развивать чувство цвета,

формы, композиции. Воспитывать интерес к природе.

Календарно – учебный график

Планирование разработано на месяц, каждое из занятий включает различные структурные элементы.

старший возраст 5-6 лет

Структурные элементы занятий

Сентябрь

2 занятия

Октябрь

4 занятия

Ноябрь

4занятия

Декабрь

4 занятия

Январь

4 занятия

Февраль

4 занятия

Март

4 занятия

Апрель

4 занятия

Май

2 занятия

Основные способы лепки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лепка из нескольких частей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лепка простых форм

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Основы композиции

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Панно

+

+

+

+

Животные, насекомые

+

+

+

Растительный мир

+

+

Фрукты, овощи

+

Игрушки

+

+

+

16

  1. Учебно-тематический план по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Содержание программы.

Месяц

Периодичность проведения

занятий в неделю

Продолжите льность занятия

в минутах

Темы

Сентябрь

1

 30 мин

Тема 1. До свидания лето

Октябрь

1

30 мин

Тема 2 В гостях у осени

Ноябрь

1

30 мин

Тема 3 Детский сад

Декабрь

1

30 мин

Тема 4 Новогодняя мастерская

Январь

1

30 мин

Тема 5 Зимние чудеса

Февраль

1

30 мин

Тема 6 Февральский калейдоскоп

Март

1

30 мин

Тема 7 Мартовские фантазии

Апрель

1

30 мин

Тема 8 Весна-красна

Май

1

30 мин

Тема 9 В африку по морю

ИТОГО ЗА ГОД

        36

Учебно - тематический план

Месяц

  Тема

Содержание

Сентябрь

Панно «Краски ушедшего лета»

1 занятие

Совершенствуем умение лепить из соленого теста, развивать фантазию детей, творчество,

эстетическое восприятие окружающего мира.

Панно «Краски ушедшего лета» 2 занятие

Создавать коллективно композицию, аккуратно приклеивать детали, обсуждая этапы работы.

Развивать воображение, фантазию детей. Расписывать изделия из теста гуашью.

Собираем урожай. Фрукты, овощи

1 занятие

Раскатывать лепешки, с помощью стеки делать прожилки. Расширять и углублять представление

детей об овощах и фруктах. Развивать воображение.

Собираем урожай. Фрукты, овощи

2 занятие

Развивать самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок.

Воспитывать аккуратность в работе, желание договариваться между собой.

Октябрь

Натюрморт в корзине

1 занятие

Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов.

Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы.

Натюрморт в корзине

Развивать творчество. Расписывать готовые

изделия гуашью. Воспитывать художественный вкус.

Именинный торт

Формировать у детей желание сделать подарок

1 занятие

своими руками; отрабатывать умение работать с тестом. Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца.

Формировать потребность в саморазвитии: составлять торт из нескольких        «коржей», пользоваться готовыми шаблонами для украшения торта.

Именинный торт

2 занятие

Воспитывать аккуратность в работе. Расписывать

готовые изделия гуашью.

Ноябрь

1 занятие Любимые игрушки

Продолжать знакомить детей с приемом лепки объёмных поделок. Учить пользоваться зубочистками для скрепления деталей, соблюдать пропорции при лепке любимых игрушек. Развивать художественный вкус.

Любимые игрушки

2 занятие

Развивать самостоятельность в правильном

подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе.

Картины на стену. 1 занятие

Из соленого теста выходят замечательные картины. Делаем основу желаемой формы, продумываем и готовим крепеж. Развивать опыт в творческом поиске новых решений в создании композиции.

Картины на стену. 2 занятие

Совершенствовать изобразительную технику. Воспитывать эстетический вкус, интерес к оформлению своей работы. Воспитывать

уверенность, активность.

Декабрь

Снеговички. 1 занятие

Закрепить особенности лепки; развивать способность выделять особенности формы,

деталей, пропорции.

Снеговички. 2 занятие

Развивать самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок.

Воспитывать аккуратность в работе, желание договариваться между собой. Развивать воображение.

Елочные украшения. 1 занятие

Создать условия для творческой самостоятельности. Поощрять желание делать поделку, пользуясь готовыми шаблонами,

самостоятельно придумывать дизайн.

Елочные украшения. 2 занятие

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

Развивать связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы.

Январь

Угощение к Рождеству. 1 занятие

Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки,

Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки.

Угощение к Рождеству

2 занятие

Раскрашивать изделие с помощью гуашевых красок. Воспитывать аккуратность в работе,

желание договариваться между собой.

Зайчшки-трусишки

1 занятие

Закрепить особенности лепки; развивать

способность выделять особенности формы, деталей, пропорции.

Зайчшки-трусишки

2 занятие

Развивать самостоятельность в выборе цветовой палитры для раскрашивания готовых поделок. Воспитывать аккуратность в работе, желание

договариваться между собой. Развивать воображение.

Февраль

Зимняя картина. 1 занятие

Закрепить особенности лепки. Развивать стремление соблюдать последовательность соединения деталей, разные приемы лепки. Формировать представления об основах техники

безопасности

Зимняя картина. 2 занятие

Развивать воображение, чувство цвета, формы и

композиции. Воспитывать        самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры.

Подарок папе. 1 занятие

Воспитывать желание лепить красивые предметы в подарок близким людям. Показать возможность моделирования формы изделия на основе готовой формы. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.

Подарок папе. 2 занятие

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех

сторон.

Март

Конфетница для мамы. 1 занятие

Продолжать формировать желание делать красивые предметы в подарок близким людям. Познакомить с новыми приемами лепки.

Воспитывать стремление четко соблюдать необходимую последовательность действий;

Конфетница для мамы. 2 занятие

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти на объёмной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех

сторон.

Голубая гжель. 1 занятие

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою

образную выразительность. Воспитывать интерес к народному искусству.

Голубая гжель. 2 занятие

Оформлять изделие по мотивам гжельской росписи. Освоение узора в зависимости от формы

изделия.

Апрель

Цветы.

1 занятие

Выполнять поделку определенной формы, последовательное соединение деталей,

использовать мелкие налепы.

Цветы.

2 занятие

Раскрашивать изделие с помощью гуашевых

красок. Воспитывать акк        уратность в        работе,

желание договариваться между собой.

Воспитывать любовь к природе.

Клумба. 1 занятие

Показать способ приготовления цветного теста,

смешивания разного по цвету теста и получения совсем нового оттенка.

Клумба. 2 занятие

Развивать самостоятельность при составлении объёмной композиции. Развивать комбинаторские способности. Воспитывать

эстетический вкус.

Май Жирафик

1 занятие

Закрепить последовательность лепки. Соблюдать пропорции и выделять особенности формы,

деталей.

Жирафик

2 занятие

Развивать творчество. Расписывать готовые изделия гуашью.

Воспитывать художественный вкус.

Морские рыбки. 1 занятие

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать

уплощенные фигурки рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами.

Морские рыбки. 2 занятие

Развивать воображение, чувство цвета, формы и

композиции. Воспитывать самостоятельность в художественном поиске цветовой палитры

Календарно – учебный график

Планирование разработано на месяц, каждое из занятий включает различные структурные элементы.

старший возраст 6-7 лет

Структурные элементы занятий

Сентябрь

2 занятия

Октябрь

4 занятия

Ноябрь

4занятия

Декабрь

4 занятия

Январь

4 занятия

Февраль

4 занятия

Март

4 занятия

Апрель

4 занятия

Май

2 занятия

Основные способы лепки

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лепка из нескольких частей

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Лепка простых форм

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Основы композиции

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Панно

+

+

+

+

Животные, насекомые

+

+

+

Цветы

+

Фрукты, овощи

+

+

Игрушки

+

+

Подарки

+

+

21

3.Организационный раздел

  1. Описание материально-технического обеспечения Программы

Технические средства обучения

ноутбук – 1шт;

магнитофон – 1 шт;

проектор- 1 шт;

экран-1 шт; столы, стулья для занятий лепкой – по количеству детей;

Учебно        –

наглядные пособия

Игрушки

Картотека пальчиковых игр и гимнастики Презентации

Игрушки Иллюстрации Стихи Сказки

Подборка музыкальных произведений

Раздаточный материал

Доски, стеки, скалки, ёмкости для воды, мука, тесто, инструменты для декорирования поделок. Материал для декорирования        (блёстки, пуговицы, стразы, пайетки,

природный материал)

  1. Организация образовательной деятельности

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

Программа рассчитана на 36 учебных занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Структура занятия по лепке - общепринятая и состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: повторение правил безопасности, пальчиковая гимнастика, игровой момент, постановка задачи.

Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа по выполнению поделки. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: освоение новых приемов лепки и закрепление имеющихся знаний и умений.

Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени.

Здесь выполняются последние декоративные моменты. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.

Формы подведения итогов:

  • выставки;

праздники дарения;

  • итоговое занятие;
  • открытые занятия для родителей;

Условия, необходимые для реализации Программы.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия: личностное общение педагога с ребенком;

  • проветриваемое и светлое помещение с возможностью мытья рук и инструментов;
  • широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
  • атрибуты, наглядные пособия;
  • помещение предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
  • результативность каждого занимающегося по итогам года.

  1. Диагностический инструментарий (см. приложение)

Оценочные материалы

Мониторинг результатов освоения детьми программы по лепке из теста Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в конце учебного года.

Процедура оценки предполагает трёхуровневый подход

Высокий уровень:

  • Ребёнок уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
  • Умеет самостоятельно достигать цель;
  • Проявляет начало творческих способностей.

Средний уровень:

  • Ребёнок не уверенно владеет приёмами работы лепки из теста;
  • Недостаточная самостоятельность;
  • Замысел реализуется частично.

Низкий уровень:

  • Ребёнок не овладевает приёмами работы лепки из теста;
  • Отсутствует самостоятельность, интерес;
  • Замысел не реализован, работа не доведена до конца.
  1. Список литературы

  1. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду 2009г.
  2. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
  3. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика»

2007

  1. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с.
  2. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
  3. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
  4. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с.
  5. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
  6. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
  7. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с.
  8. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с.
  9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –

Ярославль: Академия развития, 1998.

  1. Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.
  2. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала.        – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.

Приложение № 1

Этапы

Цель

Методы и приемы

1. Организационные моменты

Создать атмосферу доверия и принятия

Коллективные упражнения, направленные на развитие

производьности

2. Основной этап

Настроить на продуктивную групповую деятельность.

Активизация детей и снятие чрезмерного эмоционального возбуждения, развитие и коррекция

Изобразительные упражнения и изотехники направленные на установление эмоционального контакта между всеми участниками.

3. Практическая часть

Развитие психических

процессов, формирование

навыков работы с солёным тестом.

Игры, исследования, творческие дела и т.д.

4. Заключительный этап

Оценка занятия,

обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости,

уверенности в себе.

Анализ каждой работы. Выставка работ.

Обсуждение какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия.

Приложение №2

Существует очень много вариантов собственноручного приготовления массы для лепки. Один из самых известных – солёное тесто. Это очень удобный, пластичный и податливый материал, способный принять любую форму и совершенно безопасный для детей. Из этой статьи вы узнаете, как правильно обращаться с соленым тестом для лепки, что входит в его состав и другие маленькие хитрости тестопластики.

Если вы решили освоить технику лепки из теста, наверняка захотите узнать, какие компоненты потребуются для его изготовления.

РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ СОЛЁНОГО ТЕСТА

2 ст. муки;

  1. ст. соли экстра; 1 ст. воды;
  2. ст. л. подсолнечного масла;

1 ст.л. клея ПВА (или обойного клея) 1ст.л. крахмала

гуашевые краски или натуральные красители.

Сухие ингредиенты смешайте в глубокой миске, затем добавьте масло и небольшое количество воды. Чтобы получить цветное тесто, используйте гуашь или натуральные красители, такие, как сок свеклы или моркови.

Замесите тесто.

ВАЖНО: Чтобы проверить, пригодна ли масса для лепки, из нее выкатывают гладкий шар, в середине него пальцем продавливают ямку. Тесто не должно ни растекаться, ни сиюминутно возвращать форму. Края углубления должны оставаться ровными

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ

Кроме знания рецептов, понадобится ещё набор необходимых приспособлений для работы с тестом.

Во-первых, скалка – без неё не обойтись. Если же вы не имеете такого инструмента, можно использовать небольшую бутылочку с водой.

Во-вторых, дощечка, клеёнка или плёнка для лепки, чтобы не запачкать стол, и ножик.

Кроме того, пригодятся формочки для вырезки печенья, всякие пуговички, бусинки, колечки, кружево и прочая мелочь для выполнения оттисков, а также краски, кисточка и ёмкость с водой.

СУШКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕСТА

После того, как изделие из теста будет готово, его нужно будет хорошенько высушить. Очень важно сделать это правильно, иначе вся работа пойдёт насмарку.

СПОСОБ №1 – В ДУХОВКЕ

Духовой шкаф предварительно разогрейте до температуры 55-80 °C. Поделку разместите на покрытом пергаментом противне и поставьте противень в духовку. Время сушки длится около часа или чуть больше, в зависимости от размера фигурки.

СПОСОБ №2 – НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ

Это займёт гораздо более долгий промежуток времени, чем в случае с духовкой – примерно 3-4 дня. Не рекомендуется сушить поделки под прямыми солнечными лучами или        на горячей батарее        – они могут потрескаться из-за этого.

СПОСОБ №3 – В ХОЛОДНОЙ ДУХОВКЕ

Отличие этого метода от первого состоит в том, что изделие помещается в холодную духовку и только потом включают, разогревая её до 150 °C. Затем духовку выключают, позволяя фигурке остыть вместе с ней.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

Чтобы сделать фигурки из теста ещё более красивыми и привлекательными, можно раскрасить их, используя гуашь, акварель, а ещё лучше – акрил. Эта краска не размазывается, быстро высыхает и не оставляет следов.

ВАЖНО: Можно раскрасить как само тесто еще в процессе его приготовления, так и готовую фигурку, тогда творчество будет интереснее и полезнее вдвойне

СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ

  • Смешайте акварельные краски с небольшим количеством воды и нанесите на изделие таким образом, чтобы они не растекались;
  • Добавьте в гуашь клей ПВА и равномерно покройте этой смесью фигурку;
  • Ещё возможно заранее придать оттенок материалу, и лепить сразу из цветного. Для этого разделите массу на части, скатайте из них шарики, в каждом выдавите небольшую ямку и капните туда немного растворённого в воде пищевого красителя. Хорошо разомните кусочки, чтобы краска распределилась равномерно.

После раскрашивания поделку лучше покрыть лаком – это защитит её от выцветания и грязи. Для покрытия можно использовать жидкий или аэрозольный лак. В случае с первым необходимо нанести несколько слоёв, а для второго достаточно одного нанесения.

Биокерамика – так ещё называют процесс лепки из теста – не только увлекательное и полезное занятие для развития мелкой моторики и усидчивости детей, но и отличное хобби для взрослых. Если у вас ещё остались вопросы, касающиеся лепки из солёного теста и его приготовления, обращайтесь, всегда рада вам помочь.

Вводная диагностика Приложение №3

Ф.О.

ребена

Скатывание

прямыми движениями

Скатывание

круговыми движениями

расплющи

вание

Соединение

в виде кольца

Защипывание

края формы

Лепка из

нескольких частей

Соблюдение

пропорции

Оттягивание

части от основной формы

Сглаживан

ие поверхнос ти формы

Присоед

инение части

прижи

мание

Вдавливан

ие для получения полой формы

Использов

ание стеки

В - Высокий уровень- владеет в совершенстве С - Средний уровень - владеет частично Н - Низкий

29

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

программа кружка художественно-эстетической направленности "Волшебная бумага"

создание условий для развития творческих способностей и одарённости детей четвёртого года жизни...

Дополнительная образовательная программа хореографического кружка (художественно-эстетическое направление) для детей раннего дошкольного возраста

Программа предназначена для детей раннего дошкольного возраста (от 2-х до 4-х лет),модифицирована с учётом программ А.И.Бурениной,Т.Сауко "Топ-хлоп, малыши",А.И. Бурениной "Ритмическая мозайка". В нас...

Программа кружка художественно- эстетического направления для детей 5-7 лет

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического...

Рабочая программа кружка художественно-эстетической направленности (папье-маше) «Удивительный мир папье-маше» для детей старшего дошкольного возраста

Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в к...

Программа кружка художественно - эстетической направленности "Песенка", для детей 5-7 лет

Программа вокального кружка "Песенка", составлена, для работы с детьми 5-7 лет, по развитию певческих, творческих, музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Рабочая программа кружка художественно - эстетической деятельности «Художественная мастерская»

Рабочая программакружкахудожественно - эстетической  деятельности «Художественная мастерская»...