Технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОУ
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Хорошо раскрыто само понятие фасилитации. Выделены основные виды данной технологии, которые можно использовать на родительских собраниях. Последовательно расписаны, как роли так и сам ход мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологии фасилитации в ДОУ | 708.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: изменение традиционного видения процесса совместной работы педагога с детьми и родителями. Задачи: Формировать умение Признать равенство позиций всех субъектов совместной деятельности Развивать умение Создавать оптимальный психологический настрой в группе, обеспечивая реализацию резервов (педагогов, родителей, детей) как партнеров по общению и учитывая эмоциональное состояние, индивидуальные особенности партнеров научиться гибко перестраивать позицию, менять роль в общениии , выбирая оптимальное сочетание средств общения и способов воздействия
Фасилитация этимологически имеет латинское происхождение /ускорять, стимулировать/. Фасилитация производное от глагола – облегчать, помогать, способствовать. Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения ( по типу «Одна голова хорошо, а две лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющих всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех. Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.
Фасилитатор – не заинтересованный в итогах обсуждения, не представляющий интересы ни одного из присутствующих групп и не участвующий в прениях специалист, который отвечает за качественное выполнение повестки дня. Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации тренер не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Фасилитаторы – удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы.
Технологии фасилитации – это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы: Диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений; Технология: постановка цели, анализ реальности, разработка вариантов действий, утверждение воли к действию; Помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы; Консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы; Снятие барьеров и преград в общении; Развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации; Посредничество, актуализация позиций и чувств клиента; Содействие презентации субъекта; Выработка общего решения, предотвращение возмущения и невелирования его до выражения желания, мозгового штурма
Установки фасилитации – принятие ( безоценочное , уважительное отношение к другому); открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям ); конгруэнтность ( рефлексивность , эмпатийность , совпадение внутренних состояний).
Процедура фасилитации на родительском собрании– это совокупность ролей, позиций, стилей и форм фасилитации . Она состоит из следующих этапов: Вступление. /Темы и задачи, кот. стоят перед ними; объяснение участникам собрания формы работы. Важно давать четкие инструкции по форме работы/. Постановка вопроса. /необходимо правильно сформулировать вопрос, он должен быть таким, на кот. трудно ответь «да» или «нет», вызывать желание поделиться опытом/. Поддержание группового взаимодействия. /избирается такая тактика ведения дискуссии, кот. позволяет родителям максимально раскрыться, выработать консолидированное решение и оформить его в виде рисунка, схемы, презентации, письменного решения, протокола/. Инициирование консолидированного решения. /педагог стимулирует группу к принятию общего решения, выработки схемы выступления группы, распределению ролей выступающих, анализу группового процесса принятия решения, оценке результатов работы/.
Модели фасилитации : 1.мировое кафе 2.поиск будущего 3.конференция «Поиск» 4.технология открытого пространства 5.динамическая фасилитация 6.саммит позитивных перемен 7.выход за рамки
1.Мировое кафе /идеально подходит, когда нужно собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей/ Роли участников : -спонсор кафе (один человек или группа, заинтересованные в проведении); - «хозяин кафе» ( фасилитатор или группа, помогающих управлять процессом); -команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие); -участники собрания
1. мировое кафе Ход Мероприятия: Начало - Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола». Основная часть - Несколько ( минимум 3-4) раундов бесед с переходом за разные столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей группы и фиксировать новые идеи. Завершение - Возвращение участников за свой столик, обобщение идей, кластеризация основных идей. Это инструмент для создания контекста коллективных действий, поощряет инициативу, стимулирует к творчеству.
2.Поиск будущего /используется, когда различным заинтересованным группам необходимо найти общую основу для будущего сотрудничества/ Роли участников : -Спонсор (один человек или группа заинтересованных в проведении). -организационный комитет (включает основных участников, кот. совместно с фасилитатором выбирают тему, разрабатывают программу, подбирают участников; выбирают место проведения и обеспечивает логистику мероприятия). - фасилитатор (кроме подготовки мероприятия, управляет ходом мероприятия: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. -участники (как правило, представители различных групп: родители, специалисты ДОУ, управленцы) Требует тщательной подготовки – определения темы, подготовки раздаточных материалов с заданиями и рабочими листами для смешанных и целевых групп.
2. Поиск будущего Ход мероприятия : Взгляд на прошлое – разогрев участников, обсуждение тенденций, кот. влили на группы в прошлом. Взгляд на настоящее – создание общегрупповой «карты сознания» тенденций, которые влияют на группу или исследуемую проблему в настоящем. Взгляд на будущее – создание идеальных сценариев будущего . Обнаружение общих основ – формирование сценариев общего будущего. Планирование действий – составление конкретных планов
3.Конференция «Поиск» /используется для проведения эффективных сессий стратегического планирования/ Роли участников: -Спонсор ( человек или группа, заинтересованных в проведении) – определяет цель собрания -Группа подготовки и планирования (2-3 человека - ключевые участники, которые определяют процесс выбора участников, организуют обучающие сессии, обеспечивают логистику мероприятия) - фасилитатор ( кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом собрания: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса) -участники (внутренние и внешние представители системы).
3. конференция « Поиск» Метод требует тщательной подготовки. На первой планирующей сессии спонсор и другие ответственные и заинтересованные лица определяют тему и определяют границы системы. Это необходимый шаг для того, чтобы затем определить внутренних и внешних по отношению к системе участников. В качестве внешних по отношению к системе участников, но играющих значительную роль в предстоящих изменениях, будут выступать ключевые политические фигуры, представители городской и федеральной администрации. все участники должны быть тщательно проинформированы о целях и задачах собрания и четко понимать, что им предстоит делать в рамках мероприятия.
4.Технология открытого пространства / метод используется только в том случае, если в учреждении имеется действительно сложная проблема и никто не знает как к ней подойти / Роли участников : - Спонсор (человек или группа заинтересованных в проведении) – определяет тему мероприятия. - Фасилитатор – помогает спонсору сформулировать тему, запустить работу самоорганизующихся подгрупп, следит за тем, чтобы у участников была возможность зафиксировать отчет о работе своей подгруппы (лучше всего с помощью компьютеров) и чтобы отчет был вовремя доступен всем участникам группы, проводит завершение процесса. -Участники – все лица, заинтересованные в обсуждении (участие в мероприятии является исключительно добровольным).
4. технология открытого пространства Ход Мероприятия: Начало работы – приветствие и представление участников; объявление темы; концентрация внимания на самостоятельном создании овестки работы; описание процесса; формирование доски объявлений; открытие «деревенского рынка». Основная часть - а)работа самоорганизующихся групп; б)подготовка отчетов; в)знакомство с отчетами и расстановка приоритетов; г)конвергенция ( данное понятие пришло к нам из латинского языка и означает оно «сближение». Нельзя не отметить, что это определение используется не только в биологии, но и в лингвистике, телекоммуникации, и даже в политологии. Именно поэтому следует понимать, что конвергенция – это определенное сходство признаков у организмов, которые несхожи по своей природе, возникшее в контексте эволюции. В результате данного процесса у них возникает определенный ряд схожих признаков (например, внешний облик, строение органов ); д)встречи по планированию действий. Завершение – техника «говорящая палочка»
5.Динамическая фасилитация /это способ креативного исследования проблемы и достижения «творческого консенсуса без компромисса» роли участников : -Заказчик (человек или группа заинтересованных в проведении) определяет роль и цель обсуждения в более широких границах происходящего, желаемый результат, участвует в процессе обсуждения. - Фасилитатор – ведет процесс. -Участники – члены организации или сообщества.
5. Динамическая фасилитация Ход динамической фасилитации : Введение в процесс - Процесс может начинаться сразу же с вопроса фасилитатора : «О чем бы вы хотели поговорить сегодня?», либо с краткого введения в процесс. Начальная стадия – процесс выслушивания, вытягивания и приветствия «первичных решений». Вытягивание опасений и альтернативных решений. Работа с отстаиваинием участниками своих позиций. Вытягивание расхождения группы. Переходная и промежуточная стадии - Фасилитатор помогает остаться в творческом процессе расхождения-схождения-расхождения идей. Завершающая стадия - Создание листов с результатами и закладками. Закладки помогают суммировать наработки и оценить объем проделанной работы.
6.Саммит позитивных перемен /используется для проведения широкого спектра позитивных изменений в организации, включающих развитие лидерства, стратегическое планирование, изменение корпоративной культуры, прояснение видения и ценностей/ . Роли участников : Спонсор - человек или группа заинтересованных в проведении) Группа планирования - ключевые участники, представляющие различные уровни и направления в организации). Фасилитатор - кроме разработки дизайна мероприятия, управляет процессом саммита: сообщает задания, следит за временем, динамикой процесса. Участники – внутренние и внешние представители учреждения. Составление правильных вопросов – ключевой шаг в процессе подготовки саммита.
6. саммит позитивных перемен Ход мероприятия: Открытие - исследование и увязывание многочисленных составляющих «позитивного ядра» учреждения (сильные стороны, полезные качества, способности, таланты, ценности, традиции, практики и достижения, кот. обеспечивают успех). Мечта - представление будущего учреждения в самых смелых формулировках. Модель - разработка «социальной архитектуры» (система, структура, стратегия, культура, способы партненрства ), чтобы придать мечте форму. Маршрут – планирование действий. Взятие обязательств, формирование команд ля инноваций, разработка и запуск изменений. После саммита организуется работа проектных команд, отслеживается прогресс, результаты работы освещаются по всей компании, подводятся итоги.
7.Выход за рамки / межфункциональные или межуровневые группы сотрудников, специалистов, родителей обращаются к важным для функционирования учреждения темам, разрабатывают рекомендации и представляют их главному руководителю на общем родительском собрании/. Роли участников : Спонсор – руководители ДОУ, комитета, отдела образования, заинтересованные в проведении изменений в организации). Команда разработчиков – совместно с консультантом- фасилитатором разрабатывает дизайн мероприятия и подбирает участников. Консультант(ы)- фасилитатор (ы) – помогает спонсору четко осознать, какие роли задействованы в процессе, кого необходимо включить в команды участников, разрабатывает дизайн мероприятия, помогает организовать логистику процесса. Участники – межфункциональные команды сотрудников, специалистов, родителей, близких к области планируемых изменений или решаемой проблемы.
7. выход за рамки ход мероприятия : Введение – цели, повестка, план работы. Мозговой штурм – обсуждение отдельных аспектов поблемы . Галерея идей – отбор лучших идей. Разработка плана действий – разработка плана действий по принятым идеям. «городское собрание» – утверждение выбранных для внедрения идей. = внедрение. Данный этап является обязательным. На этой стадии организуется и отслеживается прогресс в работе проектных команд, результаты освещаются по всей компании, подводятся итоги.
Используемые материалы и литература: О. и. Давыдова, А. А. Майер «Как э ффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО», центр педагогического образования, москва , 2014 А. В. Дронь , О. Л. Данилюк «Взаимодействие доу с родителями дошкольников». Программа «ребенок – педагог – родитель», санкт-петербург , детство-пресс, 2012 Материалы из интернет-источников www.Ns.p http://www.maam.ru/detskijsad/zolotoj-post-maaam-2629.html
Спасибо за внимание! )))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для музыкальных руководителей «Использование технологии фасилитации для построения эффективного взаимодействия субъектов в ДОО»
Семинар для музыкальных руководителей содержит подробно раскрывает технологию фасилитации по взаимодействию ДОО и семьи....
Родительское собрание по теме «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» с использованием метода фасилитации «Мировое кафе»
Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержки малыша в этот период....
Методическая разработка родительского собрания с использованием технологии фасилитации.
Методическая разработка родительского собрания с использованием активных методов работы с родителями «Родительские собрания в ДОУ с использованием технологии фасилитации». (Wor...
Конспект родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кафе».
Предлагаем Вам конспект проведения родительского собрания с использованием интерактивной технологии фасилитации «Мировое кофе». Фасилитация (от англ. «facilitate» – облег...
Буклет для родителей « Использование технологии фасилитации на родительских собраниях»
Буклет для родителей « Использование технологии фасилитации на родительских собраниях»...
Конспект родительского собрания с использованием метода фасилитации "Мировое Кафе"
Актуальность проблемы использования технологии фасилитации "Мировое Кафе" обусловлена тем,что как форма и метод работы она в последнее время получает все большее распространение, в том числе...
«Здоровьесберегающие технологии» (в рамках родительского собрания)
Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей в области здоровьесбереженияЗадачи: Сформировать у родителей представление о современных здоровьесберегающих технологиях, применяемых в д...