Импровизация – есть средство выражения детской индивидуальности.{Этюды)
методическая разработка ( группа) на тему
Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды вводятся в детскую творческую деятельность с подготовительных к школе групп детского сада, когда дети имеют определенный запас музыкальных впечатлений, когда у них развито воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения.
Исполняя этюды, дети учатся соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Ребенок учится эмоционально и образно передавать движением несложную композицию этого этюда, самостоятельно выбрать и согласовать с характером музыки ходьбу, бег, прыжки и другие движения.
В этюде дети могут разыгрывать разнообразные композиции, «подсмотренные» в социальной окружающей их среде.
Этюд – это набросок, импровизация!
Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.
Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию воображения.
В процессе повторении этюда педагог видит, как совершенствуется выразительность детского исполнения.
Напоминанием сюжета этюда, повторным прослушиванием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом, педагог целенаправленно воздействует на ребенка. Всё это помогает дошкольнику тоньше чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относиться к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. Увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.
Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, усилить мотивацию, пересказать содержание, дать характеристику образов.
Чтение книг о событиях окружающей жизни и явлениях природы, повадках птиц, животных, рассматривание иллюстраций по этим темам, самостоятельное наблюдение животных (домашних, диких – в художественных, мультипликационных фильмах) поможет детям воссоздавать образы и в музыкальных заданиях. Поэтому, знакомство с произведениями литературы, искусства, в какой-то мере, должно предшествовать музыкальному восприятию.
Роль слова при выполнении музыкально – ритмических и творческих заданий огромна. Оно раскрывает сюжет этюда, или игры. Систематическое использование таких заданий активизирует чувство музыкального ритма. Дети учатся правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движениях.
Сюжетные игры и этюды хорошо провести, как спектакль: часть детей – артисты, другая часть – зрители, которые оценивают увиденное, а затем дети меняются ролями, стараясь привнести в свои действия что-то новое, более яркое и интересное.
С сюжетными играми, которых очень много, тесно связано инсценирование песен, стихов.
Обогащение детей музыкальными впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями развитие игровых образов под инструментальную музыку – позволяет использовать в работе с детьми наиболее сложные творческие задания – несюжетные и сюжетные этюды.
Несюжетные этюды проводятся как упражнения на групповых и индивидуальных занятиях. / Вначале предлагается прослушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем проиграть каждую часть и спросить, какое движение можно исполнить под эту музыку? Педагог уточняет ответы детей, напоминает, что со сменой частей необходимо вовремя изменить движение./
Для активизации музыкального восприятия при повторении несюжетного этюда изменяется последовательность звучания частей. Дети учатся осмысливать чередование частей произведения, а не механически их запоминать.
Сюжетные этюды бывают групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Движения товарищей помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.
Конечно, момент подражания не исключается, но наглядный образец приносит несомненную пользу. С каждым исполнением дети совершенствуют движения.
Методика первичного разучивания сюжетного этюда аналогична методике разучивания сюжетной игры.
Индивидуальные сюжетные этюды наиболее сложные. Они требуют сосредоточения сил и умений, но помогают увидеть степень развития каждого ребенка, его творческие возможности, избежать заимствований движений друг у друга.
Примерные варианты музыкальных этюдов и игр в детском саду:
1. «В лесу» муз. Т.Ломовой;
2. «Козлята и волк»;
3. Стих «Конь» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;
4. Инсценирование песни: «Прогулка» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;
5. «Мы в зеленые луга пойдем» сл. и муз. Н.Леви;
6. «Наш огород» сл. А.Пассовой, муз. В.Витлина;
7. «Веселый музыкант» сл. Т.Волчиной, муз. А.Филиппенко;
8. «Зайки серые сидят» сл. В.Антоновой, муз. Г.Финаровского;
9. «Лягушата и щенок» сл. В.Лифишца, муз. А.Живцова;
10. «Два дружка петушка» сл. Н.Берендгофа, муз. В.Герчик;
11. «Бабочка» сл. Н.Френкель, муз. Е.Тиличеевой;
12. «Песенка с гармошкой» сл.З.Петровой, муз. А.Островского;
13. «Мы на луг ходили» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко;
14. «Танцевали краковяк» сл.Я. Чарнацкой, муз. А.Филиппенко;
15. «Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е.Журливой, муз. А,Филиппенко;
16. «С котенком» муз. Ломовой;
17. «Подружки»
18. «Вот какие чудеса» сл. Н.Берендгофа, муз. А.Филиппенко;
19. «Палочка – выручалочка» муз.Ломовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Импровизация – есть средство выражения
детской индивидуальности.
Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды вводятся в детскую творческую деятельность с подготовительных к школе групп детского сада, когда дети имеют определенный запас музыкальных впечатлений, когда у них развито воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения.
Исполняя этюды, дети учатся соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.
Ребенок учится эмоционально и образно передавать движением несложную композицию этого этюда, самостоятельно выбрать и согласовать с характером музыки ходьбу, бег, прыжки и другие движения.
В этюде дети могут разыгрывать разнообразные композиции, «подсмотренные» в социальной окружающей их среде.
Этюд – это набросок, импровизация!
Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.
Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию воображения.
В процессе повторении этюда педагог видит, как совершенствуется выразительность детского исполнения.
Напоминанием сюжета этюда, повторным прослушиванием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом, педагог целенаправленно воздействует на ребенка. Всё это помогает дошкольнику тоньше чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относиться к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. Увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.
Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, усилить мотивацию, пересказать содержание, дать характеристику образов.
Чтение книг о событиях окружающей жизни и явлениях природы, повадках птиц, животных, рассматривание иллюстраций по этим темам, самостоятельное наблюдение животных (домашних, диких – в художественных, мультипликационных фильмах) поможет детям воссоздавать образы и в музыкальных заданиях. Поэтому, знакомство с произведениями литературы, искусства, в какой-то мере, должно предшествовать музыкальному восприятию.
Роль слова при выполнении музыкально – ритмических и творческих заданий огромна. Оно раскрывает сюжет этюда, или игры. Систематическое использование таких заданий активизирует чувство музыкального ритма. Дети учатся правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движениях.
Сюжетные игры и этюды хорошо провести, как спектакль: часть детей – артисты, другая часть – зрители, которые оценивают увиденное, а затем дети меняются ролями, стараясь привнести в свои действия что-то новое, более яркое и интересное.
С сюжетными играми, которых очень много, тесно связано инсценирование песен, стихов.
Обогащение детей музыкальными впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями развитие игровых образов под инструментальную музыку – позволяет использовать в работе с детьми наиболее сложные творческие задания – несюжетные и сюжетные этюды.
Несюжетные этюды проводятся как упражнения на групповых и индивидуальных занятиях. / Вначале предлагается прослушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем проиграть каждую часть и спросить, какое движение можно исполнить под эту музыку? Педагог уточняет ответы детей, напоминает, что со сменой частей необходимо вовремя изменить движение./
Для активизации музыкального восприятия при повторении несюжетного этюда изменяется последовательность звучания частей. Дети учатся осмысливать чередование частей произведения, а не механически их запоминать.
Сюжетные этюды бывают групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Движения товарищей помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.
Конечно, момент подражания не исключается, но наглядный образец приносит несомненную пользу. С каждым исполнением дети совершенствуют движения.
Методика первичного разучивания сюжетного этюда аналогична методике разучивания сюжетной игры.
Индивидуальные сюжетные этюды наиболее сложные. Они требуют сосредоточения сил и умений, но помогают увидеть степень развития каждого ребенка, его творческие возможности, избежать заимствований движений друг у друга.
Примерные варианты музыкальных этюдов и игр в детском саду:
- «В лесу» муз. Т.Ломовой;
- «Козлята и волк»;
- Стих «Конь» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;
- Инсценирование песни: «Прогулка» сл. Найденовой, муз. Е.Тиличеевой;
- «Мы в зеленые луга пойдем» сл. и муз. Н.Леви;
- «Наш огород» сл. А.Пассовой, муз. В.Витлина;
- «Веселый музыкант» сл. Т.Волчиной, муз. А.Филиппенко;
- «Зайки серые сидят» сл. В.Антоновой, муз. Г.Финаровского;
- «Лягушата и щенок» сл. В.Лифишца, муз. А.Живцова;
- «Два дружка петушка» сл. Н.Берендгофа, муз. В.Герчик;
- «Бабочка» сл. Н.Френкель, муз. Е.Тиличеевой;
- «Песенка с гармошкой» сл.З.Петровой, муз. А.Островского;
- «Мы на луг ходили» сл. Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко;
- «Танцевали краковяк» сл.Я. Чарнацкой, муз. А.Филиппенко;
- «Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е.Журливой, муз. А,Филиппенко;
- «С котенком» муз. Ломовой;
- «Подружки»
- «Вот какие чудеса» сл. Н.Берендгофа, муз. А.Филиппенко;
- «Палочка – выручалочка» муз.Ломовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-452827-1440332333.jpg)
презентация для педагогов ДОУ "Музыкальные игры - импровизации как средство творческого развития дошкольников"
Данную презентацию я показывала 21.11.2012 на консультации на педагогическом совете педагогов нашего детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/21/picture-1032800-1524299304.jpg)
Статья "Музицирование и импровизация как средство раскрытия личности ребенка 2-4 лет. Исполнение в форме занятия".
Все малыши любят петь, музицировать и танцевать, это естественное развитие ребенка.Его стремление показать себя, выразить свои эмоции помогает в процессе обучения направить его энергию в нужное русло....
Мастер класс "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов и музыкальных руководителей "Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/25/picture-558396-1716660028.jpg)
Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста
Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1094561-1545661221.jpg)
"Возможности импровизации как средства формирования творческой активности ребенка"
.Раскрытие целесообразности применения и влияния различных видов и форм импровизации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста
Мастер-класс для педагогов педагогов дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/10/picture-1172283-1570691646.jpg)
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"
Мастер-класс "«Импровизация как средство развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»"...