"Возможности импровизации как средства формирования творческой активности ребенка"
статья по музыке
.Раскрытие целесообразности применения и влияния различных видов и форм импровизации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_improvizatsii_kak_sredstva_formirovaniya_tvorcheskoy_aktivnosti_rebenka.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу, чем человек, только подражающий актам других! Самым необходимым делом в данном направлении я считаю развитие способности к импровизации». Это слова видного русского, советского музыкального критика, композитора, музыковеда Б. Асафьева. Импровизация (с лат. неожиданный), как процесс сочинения музыки во время ее исполнения была известна еще в глубокой древности. Фольклор, джаз - виды музыкального искусства, основанные на импровизации, фантазии, воображении музыкантов-исполнителей.
Выдающиеся педагоги-исследователи З. Кодаи, К. Орф, Б. Яворский уделяли этому виду творческой музыкальной деятельности детей огромное внимание. Д.Б.Кабалевский отмечал, что занятия импровизацией могут решить две взаимосвязанные задачи: выработку интонационного и ладового слуха и развитие творческой фантазии ребенка, ведь творческие проявления детей раскрывают основные характеристики музыки: лад, ритм, динамику, штрихи, форму, жанр, стиль, фактуру изложения.
По мнению Б.Яворского, развитие творческих способностей детей происходит в несколько этапов:
- накопление впечатлений;
- самопроизвольное, спонтанное проявление творчества в речевых, зрительных, сенсорно-моторных направлениях;
- импровизации двигательно-ритмические, словесно-речевые, музыкальные, иллюстративные;
- создание собственных композиций, отражающих художественные впечатления: литературные, музыкальные, изобразительные, пластические;
- музыкальное творчество.
На музыкальных занятиях и ритмике я использую несколько видов импровизации: вокальные, пластические, инструментальные, речевые и иногда изобразительные.
Речевая импровизация - наиболее доступный вид деятельности дошкольников. Первоначальная подготовка детей к импровизации заключается в интонационном нахождении соответствия музыки и стихов и передача их смыслового значения в выразительном тоне. Важно, чтобы стихи отвечали определенному музыкальному жанру: маршу, песне, танцу. Маршевые стихи дети исполняют призывными интонациями, изображая шаги ладошками по коленям (« Мы идем с флажками», «Горошина»), напевные стихи исполняются нараспев (« Андрей-воробей», «Сорока-сорока»). Вокальная импровизация продолжает речевую. Вначале попевка декламируется совместно с детьми, затем педагог начинает петь первые строки, а дети продолжают начатую мелодию. Интересной формой вокальной импровизации является « озвучивание» имен. Педагог нараспев задает вопрос, ребенок пропевает свое имя (полное или краткое). Этот прием я использую буквально с первых занятий, когда происходит знакомство с детьми (он помогает не только узнать имя ребенка, но и составить общее представление о его музыкальных способностях). На последующих занятиях прием «озвучивания» усложняется и расширяется. В процессе занятий с дошкольниками стараюсь использовать в своей речи как можно больше образов и сравнений. Например, звуки твердые, как « горошинки» или наоборот тянем «паутинку», чтобы не порвать. Или, исходя от обратного: показываю и спрашиваю на что похоже.
Важнейшим фактором творческого развития является игровая деятельность. Игра побуждает к творчеству, выявляет нераскрывшиеся качества ребенка, стимулирует формирование его духовной культуры. На музыкальных занятиях используются два типа игры: сюжетно-ролевая и проблемно - моделирующая. Подготовка к роли может идти через анализ музыкальных, живописных, литературных произведений, объединенных общей темой. Проблемно-моделирующий тип включает сочинение песни по кругу, узнавание песни по ритму, зеркальную импровизацию несложных движений под музыку. Такие игры развивают способность мыслить, понимать музыкальное произведение.
Дошкольники легко импровизируют в музыкально-ритмической деятельности. Пластическая импровизация помогает детям понимать музыкальное произведение и эмоционально реагировать на него. На начальном этапе даются простые задания по созданию образа: « Мы котята, ножки у нас быстрые, глазки зоркие, мы ходим мягко осторожно». После сказанных слов начинает звучать музыка и дети с помощью движений передают образ котика. В дальнейшем дети самостоятельно воссоздают образ котика в силу своих способностей (слушание кубинской н. песни « Котята», воссоздание образа: котята умываются, выгибают спинку и т.д.) С накоплением опыта пластическая импровизация усложняется новым заданием: изобразить грустного или веселого котика. Далее усложняется спектр эмоций - смелый, усталый, испуганный ( слушание «Дуэта кошек» Россини и передача характера каждого из персонажей муз. произведения в движении.
Детям предлагаются другие варианты пластической импровизации: « Угадай, кто я и какое у меня настроение?» На занятиях ритмикой так же при пояснении движений применяются сравнения: « Пяточки дружат, носочки поссорились», « Локти округлые, будто руки обнимают мячик, сравниваю руки с раскрывающимся цветком, как он тянется к солнцу» и т.д. Часто использую такой метод: предлагаю под звучащую музыку группе детей или индивидуально изобразить в движении какую либо зарисовку (летний день, подводный мир). Во время обсуждения попутно идет закрепление знаний по окружающему миру.
Импровизировать можно и на детских музыкальных инструментах. Чтобы дети могли свободно импровизировать они должны иметь представление об этих инструментах, способах извлечения звуков из них. Мы слушаем каждый из них, находим сходство звучания инструмента со звуками природы. А потом сочиняем минирассказы, например, о приметах весны, летняя гроза, случай на лесной опушке. Надо сказать, что именно импровизация на детских музыкальных инструментах, вызывает самый большой интерес и восторг у ребят. Даже к сочинению элементарных незамысловатых мелодий на пианино не остается равнодушным ни один ребенок.
По мере приобретения детьми импровизационного опыта педагогу проще развивать детское театральное творчество, умение выразительно исполнять роли, пластично двигаться в танце, применять знания и умения в самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...
Театрализованная деятельность, как средство формирования творческой личности ребенка
Воспитание - дело совести,Образование - дело науки,Позднее, в уже сложившемся человекеОба вида познания дополняют друг друга.Виктор Гюго.В работе раскрывается современный взгляд на потенциальные разви...
Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста
Современные реалии требуют воспитания самостоятельной, творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способнос...
Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста
Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...
Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.
Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...
Сказкотерапия для формирования творчески-активного ребенка
Привлекательность сказкотерапии для педагогов можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Через анализ вымышленной ребенком сказки можно получить информацию о его жизни, актуальное состояние, ...
Музыка как средство формирования творческой личности ребенка
Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений ...