Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству.
статья ( группа) на тему
Народное искусство
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству.
ГОУ Детский сад №1941
Алексеева Г.А.
Декабрь 2012г.
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой, культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Народное искусство как проявление творчества народа по своей природе близко творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, художественные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщить детей к культуре своего народа, частью которой оно является.
Рисование. Декоративно-прикладное искусство.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Основное внимание в программе уделено знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. В содержании занятий включены темы, раскрывающие взаимосвязь разных видов народного творчества: домовая резьба и роспись по дереву, ткачество, вышивка, набойка, народная игрушка. Мы считаем необходимым уже на первом этапе знакомства дать детям целостное представление о народной культуре. Поэтому предлагаем изучение художественных комплексов народного искусства, например, народного костюма. Эти образцы народного творчества вобрали в себя долгий и кропотливый труд многих поколений мастеров. Они представляют собой художественное единство, образованное использованием различных утилитарных и художественных элементов, сочетанием разных материалов и техник.
Для детей младшего дошкольного возраста первыми предметами, с которых начинается знакомство с народным творчеством, являются глиняные дымковские игрушки. Позднее дети знакомятся с филимоновскими и каргопольскими игрушками, узнают богородскую и тверскую игрушки, матрешки, расписанные в Полхов-Майдане. Ребенок растет и развивается в игре, она является основой его жизни и поэтому игрушки ближе и понятней для детей, чем остальные предметы. А яркость и праздничная роспись народной игрушки неизменно привлечет его внимание. Детей привлекает также простота и понятность игрушки: лошадки, козлики, барышни с детьми, нарядные петушки пробуждают желание рассмотреть повнимательнее, поиграть с ними, посвистеть в свистульки. Роспись народных игрушек отличается, с одной стороны, простотой и доступностью исполнения (полоски, круги, точки), а с другой стороны – яркостью красок и праздничностью. Все это и побуждает детей к творчеству, им хочется и самим попробовать нарисовать такие узоры, украсить игрушки, а в более старшем возрасте – и слепить их. По мере взросления, дети начинают знакомиться и с другими видами народных росписей, которыми украшались предметы народного быта, а также материалами, из которых эти предметы были изготовлены мастерами. Это и городецкая роспись, и хохлома, и гжель, и павло-посадские платки, и жостовские подносы. Дети учатся различать виды росписи, находить в них основные элементы, которые часто повторяются в различных видах росписи, хоть и исполнены разными способами и в различной технике. Это – лошадки, петушки, волшебные птицы, цветы, ветви с листьями, солнце. Дети начинают понимать символичность изображения, то, что мастера вкладывали в изображения данных предметов скрытый смысл: они являлись оберегами, приносили в дом счастье, достаток, защищали от злых сил. Сказочность и необычность персонажей народных росписей, их доброта и радостная, яркая расцветка, неизменно вызывают положительный отклик в душе ребенка, заинтересованность. А простота и доступность исполнения вызывают желание самим попробовать создать подобные произведения, научиться новым приемам роспись, попробовать самостоятельно придумать узор, украсить тот или иной предмет.
Народное искусство, в силу своей тесной и органичной связи с окружающей природой, как ничто другое учит нас любить и понимать природу, уметь видеть и чувствовать ее красоту, беречь и защищать.
Изобразительная деятельность. Ручной труд. Лепка.
Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет предмета и в то же время способности сохранять целостное впечатление. Рисование для ребенка – своеобразная форма познания реальной действительности, окружающего мира, постижения художественного искусства. Лепка и конструирование помогают познанию объемных форм предметов. Такая деятельность ребенка на занятиях помогает ему изучать и понимать окружающий мир, действия взрослых людей, их труд и социальный уклад жизни страны. Дети обучаются основам трудовой деятельности, выбирают сферу деятельности, которая их интересует, учатся быть творцами и созидателями, готовятся стать достойной сменой своим родителям и предшествующим поколениям.
Дни открытых дверей: «День русской культуры».
Известно, что творчество детей базируется, в первую очередь, на впечатлениях от окружающего мира, природы, предметов и игрушек, которыми они пользуются. Познание окружающей действительности происходит посредством зрительного, слухового, осязательного восприятия, что и дает пищу для развития эмоциональной сферы ребенка. Когда мы знакомим ребенка с новыми предметами, новой сферой деятельности, необходимо не только заинтересовать его рассказом и внешним видом, но и дать ребенку потрогать эту вещь, попользоваться ею, проявить свои познания. Только так можно добиться наиболее эмоционального отклика детской души и пробудить желание действовать, творить. Особенно это характерно для детей младшего возраста.
Именно поэтому, в целях приобщения к культуре и традициям родной страны, детей необходимо знакомить с подлинными, «живыми» предметами русской старины, которые окружали людей и были им необходимы в повседневной жизни.
Совместными усилиями педагогов и родителей в этом году в нашем детском саду был создан музей предметов народного быта « Русская изба ». Мы постарались воспроизвести интерьер крестьянской избы. Экспонатами для нашего музея служат предметы домашней утвари и быта русской деревни. Открытие музея состоялось в ноябре месяце. Дети не только познакомились с экспонатами музея, но и поиграли в русские народные игры. Непосредственное общение с предметами представленными в музее, когда их можно потрогать, попробовать пользоваться ими, так как пользовались наши предки, вызывает у детей живой отклик и непосредственный интерес к народной культуре.
В музее проводятся циклы занятий для различных возрастных групп. Занятия могут быть как чисто экскурсионной формы, так и совмещенные с другими видами занятий: рисованием, лепкой, музыкальной деятельностью. Музей можно использовать и для обигрывания сказок в театральной деятельности детей. Проводятся занятия по ознакомлению детей с предметами народнего быта, внутренним и внешним убранством русской избы, традициями национального костюма и головного убора, знакомство с традициями русской народной вышивки, ее основными элементами и их значением. В рамких приобщения к народной культуре проводится знакомство детей с декоративыми народными росписями: Хохломской, Полхово-Майданской, Дымковской, Городецкой, Гжельской и росписью Северной Двины. Дети рисуют народные костюмы, головные уборы, предметы русского быта, народные праздники, такие как день Ивана Купалы, Рождество, Масленицу и др.
Художественная мастерская. Рукоделие совместно с детьми.
В процессе патриотического воспитания мы не должны забывать о том, что дети должны чувствовать единство и преемственность поколений. Поэтому так важна совместная работа детей и педагогов на занятиях, а также родителей с детьми в домашних условиях. В нашем детском саду часто используется система привлечения родителей к совместной работе с ребенком для создания художественных поделок и композиций на, проводимые в детском саду, конкурсы различной тематики. Во время занятий с педагогами, дети создают коллективные творческие композиции, что вызывает у них не только моральное удовлетворение результатами своего труда, но и воспитывает дух коллективизма, поддержки, взаимопомощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И з...
Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"
Цель: вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного искусства.Задачи:1....
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству
Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству...
Формирование у детей эстетического отношения к миру посредством праздников.
Формирование у детей эстетического отношения к миру посредством праздников.Динамическое развитие дошкольного образования невозможно без внедрения новых идей, подходов, педагогических технологий, партн...
Консультация «Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру у ребенка дошкольного возраста»
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, э...
Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование у детей эстетического отношения к окружающему миру".
Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, э...