ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ
элективный курс на тему
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И закономерно, что в картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chek_ped_usloviya.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая работа на тему:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ И ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СВОЕЙ СЕМЬЕ»
Выполнила
Золина Юлия Михайловна
воспитатель,
МБДОУ детский сад №30
Кировский район
Самара, 2015г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Согласно «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» основным направлением развития воспитания является обновления содержания воспитания, внедрения форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента ФГОС, содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования особо подчеркивается необходимость формирования у ребенка основ личностной культуры будущего гражданина и семьянина. И закономерно, что в картине мира, которая должна сложиться у ребенка к концу дошкольного возраста, особое место занимает семья, представления о ней, развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Семья для дошкольника – первое звено, которое связывает его жизнь с обществом. В семье создаются ценные социально-нравственные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, формируются привычки, черты характера, чувства детей психические свойства и личностные качества.
Изучение процесса формирования представлений дошкольников о семье отражено в ряде работ Э.К. Васильевой, Н.И. Демидовой, С.И Голод, М.С. Маковецкого, А.Г. Харчева. Выявлено, что этим представлениям свойственны неточность и фрагментарность, бедность эмоциональной «окраски» неустойчивость и изменчивость, а иногда и просто не соответствуют действительности, заменяются выдумками и фантазиями.
Недостатки в результатах | Недостатки в основном процессе | Недостатки в условиях профессиональной деятельности |
У детей не сформированы представления о понятии семьи, семейных ценностях | Педагог недостаточно использует различные методы и приемы в индивидуальной работе с детьми, в игровой деятельности, в режимных моментах по тематике «Семья» | Отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом |
Не сформированы представления о родословной и о родственных отношениях (родители, дети, бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д.) у детей | Педагогом не используется наглядный материал с использованием членов семьи, «модели» семьи, генеалогического древа, не используются мультимедийные пособия. | Плохо организована совместная деятельность дошкольного учреждения с родителями. Отсутствие современных мультимедийных пособий по тематике «Я и моя семья» |
Дети не проявляют эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, не проявляют заботу о родных и близких | Недостаточное использование разнообразных приемов и методов, направленных на развитие умений различать средства общения и пользоваться ими; Педагогом не ставятся воспитательные задачи по формированию эмоциональной отзывчивости; низкая эмоциональная отзывчивость у самого педагога | Развивающая предметно-пространственная среда содержательно ненасыщенная по тематике «Я и моя семья» |
Таким образом, определяется противоречие:
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у дошкольников предполагает использование различных видов детской деятельности, однако, в практической деятельности отсутствуют педагогические условия для организации этих видов деятельности.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно сформулировать следующую проблему: подбор новых педагогических условий для формирования у дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация с возрастом и темой работы | Пример проявления в действии и в речи ребенка |
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты | Развиты дружеские взаимоотношения между детьми, привычка играть сообща, трудиться. Ребенок заботится о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее. Проявляет заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания. Умеет оценивать свои поступки и поступки сверстников. Использует вежливые слова. Может радовать старших хорошими поступками. | Участвует в сюжетно-ролевых играх, играх-инсценировках. Делится своими достижениями и неудачами со взрослыми. Проявляет сочувствие (вербально и не вербально) |
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности | Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и интересуется историей своей семьи и ее традициями. Ребенок имеет представление об изменении позиции в связи с взрослением. Ребенок создает простейшее генеологическое древо с опорой на семью. | Знает свой пол, возраст, ФИО, состав семьи, многоролевое поведение каждого члена семьи (женщина- мама, бабушка, дочь, сестра и т.д.) Рисует свою семью, себя в будущем. Совместно с родителями участвует в создании генеалогического древа, создании герба семьи, в создании альбома «Наши семейные традиции» |
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения | ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний в общении со взрослыми и детьми. Знаком с произведениями детской литературы. | Знает и использует пословицы и поговорки о семье, о различных человеческих качествах; Составляет рассказы по семейной тематике («выходной день в моей семье» и т.п.) |
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности | проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании в области «семья» | Участвует в театрализованной деятельности, в утренниках: рассказывает стихотворения, поет песни о маме, бабушке, папе о т.д. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В рамках работы по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к семье необходимо разнообразить, найти новые формы, средства обучения.
Так же педагог должен вносить новые материалы для реализации самостоятельной игровой деятельности, то есть на практике педагог должен уметь организовать развивающую предметно-пространственную среду, включающую в себя разнообразные центры:
- центр искусства (иллюстрации, картины «моя семья», коллаж «моя семья», портреты членов своей семьи, разрезные картинки, альбомы «моя семья», генеалогическое древо);
- центр книги и речевого развития (художественная литература в соответствии с возрастом: сказки народов мира и русские народные, произведения устного народного творчества, современные художественные произведения и т.д.);
- центр театрализованной деятельности, который включает атрибуты для разыгрывания «семейных этюдов»;
- центр художественного творчества, включающий помимо художественного материала и средств, иллюстрационный материал, репродукции картин и т.д.);
- «Уголок семьи» для разыгрывания сюжетно-ролевых игр.
В средства обучения необходимо включить:
- подбор необходимой литературы;
- создание демонстрационных программных средств;
- использование мультимедийных дидактических игр;
- использование игр-инсценировок, театрализованных игр, игр-сказок; использование игровых тренингов типа «Назови ласково», «Чем можешь порадовать маму» и т.д.
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (мониторинг). мониторинг производится педагогом в рамках педагогической диагностики. Психолог в свою очередь отслеживает на этапе диагностики психологические показатели.
Методику педагогической диагностики результатов освоения предлагают авторы программы «Семьеведение для малышей»:
Показатель | Диагностическое упражнение | Задачи |
Знания о семье | Рисование на тему «Я в будущем» | Выявить социальную ориентацию ребенка на семейную роль, соответствующую его полу |
Знания о самом себе | Беседа с ребенком | Выявить знания ребенка о многоролевом поведении каждого члена семьи. |
Проявление себя в игровой роли | Диагностика игровой деятельности (вспомогательный метод) | выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры «Семья» |
По примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой диагностика знаний и представлений детей о семье в старшей группе проводится по следующим критериям:
№ | Критерии оценки | Баллы |
1 | Уверенно называет свои имя и фамилию, называет имена и отчества своих родителей | 2 |
2 | Знает и называет имена и отчества своих дедушек и бабушек | 2 |
3 | Проявляет интерес к истории своей семьи и ее традициям | 2 |
4 | Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра, прадедушка, прабабушка | 2 |
5 | Понимает родственные отношения: мама, папа, родители, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, муж, жена, дядя, тетя, племянник, племянница | 2 |
6 | Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких друзей, уважительное отношение к окружающим людям. старается радовать старших своими хорошими поступками | 2 |
7 | Проявляет волевые качества | 2 |
8 | Проявляет свою заботу о родных и близких, помогая им, выполняя свои домашние обязанности | 2 |
9 | Проявляет интерес к профессиональной деятельности своих родителей | 2 |
10 | Имеет элементарные представления о том, что такое семья | 2 |
11 | Имеет элементарные представления о том, что такое родословная | 2 |
- Примерные уровни оценки:
Уровни | Баллы |
Ниже среднего | 4-8 |
Средний | 10-16 |
Высокий | 18-22 |
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Социально – экономические перемены общественной жизни нашей страны вносят определенные изменения в российскую систему дошкольного образования.
Кадровые изменения:
- Курсы повышения квалификации педагогов по организации педагогического процесса по ФГОСДО;
- Ознакомление работников с инновационными образовательными программами и технологиями и их применение на практике;
- Участием в районных и городских методических мероприятиях;
- Педагогические советы, выступления педагогов.
От профессиональной компетенции воспитателя зависит на сколько будут высоки результаты у обучающихся.
Научно-методические изменения:
- Разработать методические пособия для работы с детьми в области «Я и моя семья»;
- Изготовление игровых пособий, схем, наглядного материала;
- Внесение изменений в годовой план по образовательным областям социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Материально-технические изменения:
- Создание предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
- Приобретение, разработка и использование компьютерных игр, мультимедийных пособий;
Нормативно- правовые изменения:
Информационные изменения:
- Приобретение методической литературы по новым требованиям стандарта;
- Создание памяток для родителей, интернет-журналов;
- Создание электронных образовательных пособий и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).
Организационные изменения:
- Разнообразные формы совместной деятельности педагогов и ДОУ в целом и родителей;
При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название книг, игр, пособий по данной теме. Для повышения эффективности проекта разработает критерии и методы его оценки. В проектировочном процессе отсутствуют готовые систематизированные знания – из множества впечатлений, знаний, понятий нужно построить своё представление о его реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых»
В дошкольной системе образования Россиии за последний период происходят значительные изменения, которые повышают требования к личностному и профессиональному развитию учителя. Дошкольные у...
Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»
Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...
Консультация для родителей по формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».
Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь...
Консультация для родителей формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста «Я и моя семья».
Консультация призвана: - осмыслить основные нравственные ценности;- расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания детей;- вовлечь ...
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (легкой степенью умственной отсталости)
Нарушение интеллектуального развития влечет за собой ряд отклонений в развитии восприятия, межличностных отношений, эмоциональной сферы. У дошкольников с нарушением интеллекта (легкой степенью умствен...
консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...