Воспитание коммуникативных качеств
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Кондратенко Наталья Фёдоровна

Дети не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kommunikativnyh_kachestv.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет ГБОУ «1-й МОК» Кондратенко Наталья Фёдоровна

 «Воспитание коммуникативных качеств у дошкольников»

Актуальность темы.

В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками.

 Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка ко взрослой жизни.

Коммуникативно-речевые  критерии

активность в общении (стремиться к общению по собственному желанию, является

   инициатором общения);

• умение слушать и понимать речь;

• умение строить общение с учётом ситуации;

• лёгкость вхождения в контакт с детьми и взрослыми;

• ясность и последовательность выражения своих мыслей;

• использование форм речевого этикета;

Целевые установки.

·создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;

·обучать умению слушать и слышать другого;

·учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

·развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;

·учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

·воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

На  занятиях:

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
  • обеспечивается главное условие общения - адресованность речи детей: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
  • широко  используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Формирование коммуникативных умений в партнерском взаимодействии строится на базе следующих видов детской деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, познавательно - исследовательская деятельность, чтение художественной литературы.

На  что  нужно  обратить  внимание

Общение со взрослыми.

1.Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

.Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.

.Насколько внимателен ребенок к взрослому. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.

II. Общение со сверстниками.

1.Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли при обращении вежливые слова.

.Внимателен к сверстнику; замечает его настроение; старается помочь; умеет не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением или действует только в своих собственных интересах.

.Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их различает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях (уступает или кричит и дерется, обзывается), обращается за помощью к взрослому и т.д.

.Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные доброжелательные по отношению ко всем детям равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Таким образом, определив критерии коммуникативных умений, такие как внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер - мы выделили показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Высокий уровень сформированности коммуникативных умений предполагает умение детей вежливо обращаться к взрослым и сверстникам, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Дошкольник приветлив со сверстниками: здоровается и прощается, называет по имени. Внимателен, старается помочь другому, считается с мнением других детей. В конфликты вступает редко. В конфликтных ситуациях умеет уступать, не кричит. Ровные и доброжелательные отношения со сверстниками.

К среднему уровню относятся те дети, которые знают правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого или другого ребенка. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Приветлив со сверстниками, но привычка здороваться и прощаться, ежедневно не сформирована. Во время выполнения деятельности иногда отвлекается. В конфликты вступает периодически. В конфликтных ситуациях часто обращается за помощью взрослого. Взаимоотношения с детьми избирательные, ровные.

Низкий уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников характеризуется отсутствием умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок вежливые слова практически не употребляет, перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь. Со сверстниками не приветлив, вежливые слова не употребляет, грубит. Во время выполнения совместной деятельности отвлекается, мешает другим. Провоцирует конфликты. В конфликтных ситуациях дерется, обидчив. Взаимоотношения со сверстниками часто негативные, избирательные.

Для  развития  коммуникативных  качеств,   используются   проблемные ситуации:

На улице было очень тепло и солнечно, поэтому у Сережи было хорошее настроение. Он подошел к лавочке, на которой сидели незнакомые старушки,  и сказал: «Привет, бабушки!». Старушки посмотрели на него и ничего не ответили, только подумали: «Какой невежливый мальчик». Почему так подумали старушки, ведь Сережа поприветствовал их? Чего не знал Сережа?

Мама укладывала спать маленького братика Коли. Малыш долго не мог уснуть. Коля решил рассказать ему сказку про  бабу Ягу, черта, Кощея Бессмертного. Неожиданно брат заплакал еще громче, он испугался. Чего не учел Коля?

Наташа услышала издалека, как воспитательница сказала: «А кто хочет рассказать мне об этом?». Наташа подбежала и крикнула: «Я». «Ну, расскажи», - ответила воспитательница. Наташа молчала, а дети засмеялись. Почему молчала Наташа?

Такие ситуации вводятся педагогом не специально, не в назидание детям, а как бы «к слову», «к разговору». Это побуждает детей к воспоминаниям аналогичных факторов из своего личного опыта и к их анализу. В этих ситуациях воспитатель не дает готовых ответов, «рецептов» как нужно было бы вести беседу, он только акцентирует внимание детей, что они возникают ввиду отсутствия необходимых умений и знаний.

Следующее, что чрезвычайно значимо для коммуникативного развития ребенка, в том числе и его речи,  это создание речевой среды. И этот вопрос требует очень серьезного отношения. Все педагоги знают, что в процессе анализа любого занятия оценивается речь взрослого. И все знают, как неопределенны и однообразны, бывают оценки. Какой же должна быть речь взрослого? Сколько её должно быть? Много? Мало?  Ведь именно взрослый  создает речевое пространство, ему отводится в этом решающая роль.

Речь взрослого, как правило, при проведении занятий, направленных на коммуникативное развитие детей, звучит почти постоянно (разговорной громкости, шепотная). Однако это не означает, что её   не  должно  быть  много. Преобладать  должна  речь  детей.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников.

Как известно, для развития речи ребенка большое значение имеет наличие в его ближайшем окружении правильных речевых образцов. А поскольку ребенок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, большую часть дня находится в коллективе, где общается со сверстниками и взрослыми, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ.

 

Речь должна быть абсолютно правильна, литературна.

Необходимо помнить, что речь взрослых является образцом для подражания детей. Поэтому она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости - не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку это приводит к быстрому утомлению акустического анализатора. Поскольку в процессе языкового развития ребенка интонационное оформление речи окружающих имеет большое значение для формирования как семантико-синтаксических, так и сверхсегментных характеристик речи, особое внимание следует уделять используемым в общении с детьми интонациям. Речь педагога должна быть эмоционально выразительной с естественными интонациями.

 

Кроме этого, педагогам необходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов-эмбол – мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.

 

По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:

 

  • при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
  • обращение к ребенку не должно быть обезличенным – называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
  • в общении с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулировать использование правил речевой коммуникации при общении детей между собой, а также на занятиях.

 

Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей – чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.

 

Возможности слухового речевого восприятия у детей дошкольного возраста тесно связаны с возможностями качественной моторной реализации устной речи. А поскольку функции моторного праксиса у дошкольников сформированы еще недостаточно, артикуляционная программа обращенного высказывания должна включать в себя не более 9 слогов, а это соответствует простому предложению из 3-4 слов. При этом главная информативная часть высказывания должна быть вынесена в начало обращения (например: слова обращения, смысловая часть и т.д.).

Однако, поскольку элементарной единицей речи является слог, в процессе общения фраза, как правило, произносится слитно, как одно слово. Поэтому для улучшения слухового восприятия устной речи детьми в речи взрослых должны присутствовать логические ударения, паузы помогающие выделить главную существенную в смысловом плане часть высказывания. Постановка логических ударений осуществляется путем изменения громкости и высоты голоса, паузами, замедлением темпа речи, послоговым проговариванием.

 Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития и запасом представлений об окружающем мире детей.

Рекомендации для воспитателей, направленные на формирование коммуникативных умений

1.Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от ... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

2.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.

«Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Остановится в круг. Остальные дети, представляя, что они это - его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент»- дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3.Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё настроение:

Предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4.Предложите детям игры и упражнения из цикла « Я и мои эмоции».

«Лица»- дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;

 «Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

«Глаза в глаза» - дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

«Как ты себя сегодня чувствуешь?»- ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

5.Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

-«Угадай» - один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

«Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Иностранец» - один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

«Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:

изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга. Золушка и другие сказочные персонажи; произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:

участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

следующие упражнения, игры:

«Опиши друга»- двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок  и  дарят его друг другу;

«Царевна-Несмеяна» - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

«Сравнения» - дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» - взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

8.Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса-Барабаса», « Бармалея» и т.д.

9.Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

Использование игры в развитии навыков общения дошкольников

Все игровые упражнения можно разделить на шесть разделов в зависимости от того, на какую сферу человеческой личности воздействуют.

  1. Игры, воздействующие на физиологию дошкольника. В первую очередь такие игры помогают снятию мышечных зажимов, развивают гибкость, пластичность тела, стимулируют самовыражение детей в эмоциональном движении. Игры, ориентированные на телесные ощущения, помогают ребенку справляться с пассивностью, скованностью, закрепощенностью и замкнутостью. Ведь не секрет, что расслабление на уровне тела и мышц помогает человеку обрести и психологическое спокойствие, равновесие, расслабление. Пример игры «Двигайся, как медведь, страус, лягушка и т.д.». Детям предлагается в движении изобразить какое-либо животное или сказочного персонажа.
  2. Игры, развивающие вербальные и невербальные способы общения. Вербальное общение формируется с помощью сочинения рассказа о своем переживании сильных чувств: страха, гнева, грусти, а также в игре «Испорченный телефон». Обучение невербальному общению с помощью жестов, мимики, пантомимы осуществляется в играх «Говорим через стекло», «Рассказываем стихи жестами», «Показываем мимикой, чего хочешь».
  3. Игры, знакомящие с человеческими эмоциями, обучающие умению выражать свои эмоции и правильно распознавать эмоциональное состояние товарища. В данном разделе используются игры «Дневник настроений», «Изобрази эмоции пальцами», «Эмоции в картинках». Для игр применяются карточки с изображением различных эмоций схематическим рисунком, дети подбирают соответствующую пиктограмму к изображенной на рисунке эмоции. На пустых карточках дети могут изобразить свое лицо, радостное или грустное.
  4. Игры, направляющие внимание на себя самого, свои чувства, состояние. В упражнении «Психологический автопортрет» дети поочередно отвечают на вопросы о себе: за что можно похвалить и за что можно поругать? В упражнении «Опиши себя» все ответы должны начинаться с имени отвечающего и описывать личные качества, увлечения, чувства, черты характера. Затем проводится совместное обсуждение каждого ответа. Если ребенок затрудняется самостоятельно рассказать о себе, разрешаются подсказки других детей. Таким образом, происходит развитие способности дошкольника задумываться о себе, о том, каким он сам себя представляет и каким видят его окружающие.
  5. Игры, формирующие осознанное отношение к своей семье в целом, каждому ее члену в отдельности и к себе как значимому и полноправному члену семьи. Для этого применимы задания «Нарисуй свою семью и свой дом», рассматривание фотоальбомов с заданием прокомментировать каждую фотографию, беседа о любви к родителям. Такие занятия активизируют развитие чувства родства, теплоты, любви к членам своей семьи, а также дают понимание о том, что ребенок сам является таким же родным, любимым и принимаемым человеком для своих домочадцев.
  6. Игры, активизирующие развитие навыков взаимодействия с другими людьми. Такие игры развивают у детей внимательное отношение к индивидуальным особенностям своих товарищей, формируют доброжелательное, дружеское отношение к ним, создают чувство единения, причастности к общему делу. Для этого применяется упражнение «Рисуем вместе», в котором вся группа работает над созданием одной большой картины, где каждый ребенок отвечает за определенный участок. Дети учатся договариваться, уступать, делиться карандашами, фломастерами, обсуждать проект рисунка. Возможно применение театрализованного проигрывания различных ситуаций взаимодействия детей друг с другом. В таких сценках дети решают нравственные вопросы, как лучше поступить в той или иной ситуации, задумываются над вопросом, какого человека называют добрым, честным, смелым, вежливым.

Конспект развивающего занятия «Конференция зверей»

Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения.

Задачи: Развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать своё поведение в коллективе.

Материалы:

1.Ритуал приветствия «Здравствуй!»

Дети стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: «Здравствуй,… (называет имя),  я рад (рада) тебя видеть!»

2.Основная часть.

Речь с движением «На водопой».

Жарким днём лесной тропой                  (Дети спокойно идут по кругу друг за другом)

Звери шли на водопой:

За мамой -лосихой топал лосёнок,           (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисёнок,         (Крадутся на носочках).

За мамой- ежихой катился ежонок,        (Приседают, медленно двигаются вперёд.)

За мамой-медведицей шёл медвежонок,   ( Идут вперевалочку.)

За мамою-белкой скакали бельчата,         (Скачут вприсядку)

За мамой-зайчихой – косые зайчата,         (Скачут на выпрямленных ногах)

Волчица вела за собою волчат,-                (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.       ( Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».) 

Игра «Найди своих».

Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запхи, по которым животное узнаёт своих: заяц узнает зайца, пчела узнает пчелу именно из своего улья, волк узнаёт волка и т.д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают этих двух, только если заблудившиеся зайчики смогут повторить движения остальных».

        Каждый ребёнок из «стаи» показывает двум «заблудившимся зайчикам» движение, которое он считает характерным для зайцев, а «потерявшиеся зайчики» должны повторить их за ним. (Можно предложить поиграть в медведей, белок, лисичек и др.)

Дыхательное упражнение «Ёжик».

Ель на ёжика похожа:

Ель в иголках, ёжик тоже.

После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.

Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан».

Дети встают в круг в затылок друг к другу. Один из них отбивает ритм на спине партнера. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнера, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

Речевая игра  «Какой? Какая?».

Ведущий предлагает детям назвать признаки животных. Дети перечисляют их, передавая игрушки друг другу.

Волк какой? (Злой, серы ,голодный, зубастый ,хищный.)

Заяц какой? (Косой, трусливый, быстроногий, маленький.)

Медведь какой? ( Большой, бурый, неуклюжий, косолапый, дикий.)

Лиса какая? (Хитрая, рыжая, ловкая.)

Коммуникативная игра «Звери на болоте».

Играют все дети группы. Они «звери», которые  попали в «болото». У каждого по три «дощечки» (листы бумаги). Выбраться можно только парами и только по «дощечкам». В одиночку и без «дощечек» перебраться через «болото» нельзя.

У одного из «зверей»  сломались и утонули две «дощечки». Чтобы не утонул, ему может помочь партнёр (его пара). Партнёр должен быстро сообразить, как помочь потерпевшему. В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребенок. Оценивается готовность прийти на помощь и предложенные варианты спасения.

3. Релаксация «Звери и птицы спят».

Обошёл Медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети ложатся на спину на ковёр и закрывают глаза.

Дети на спину легли

И, как Мишка, видят сны.

(Звучит фонограмма колыбельной)

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Дети слышат пение птиц. (Звучит фонограмма «Все птички в гости к нам.»)

Птички стали щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Дети открывают глаза, встают с ковра.

4. Ритуал прощания «Доброе животное».

Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! (Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей.) А теперь подышим вместе! ( Вдох – все делают шаг вперёд. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают 2 шага вперёд, выдох – все делают 2 шага назад.) Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся его большое доброе сердце. (Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад и т.д.). Мы все берём дыхание и стук сердца этого животного себе».

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль. 1998.
  2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. М., 1996.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.
  4. Давайте познакомимся! Тренинговые занятия. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб, “Детство-Пресс”, 2004.
  5. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание №8, 2004 стр. 16.
  6. Зеньковский В.В. психология детства. М., 1998.
  7. Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
  8. Мазурова Н.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. Томск., 2004.
  9. Семенака С.И. “Уроки добра”.
  10. О.И. Тушканова. Развитие понимания другого человека и сопереживания ему. Волгоград, 1997.
  11. Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. и др. М., 1993.
  12. Психология социальной одаренности. Под редакцией Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. М., 2009.
  13. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Авторы составители  Юлия Викторовна Полякевич, Галина Николаевна Осинина. Издательство УЧИТЕЛЬ  12.02.13.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребенка Детский Сад №758

Тема по самообразованию:

« Воспитание коммуникативных качеств у дошкольников»

Работу выполнила:

Кондратенко Н.Ф.

Москва 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие у детей коммуникативных качеств, через театральную деятельность.

развитие коммуникативных качеств через театральную деятельность!младший и старший дошкольный возраст....

Развитие коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста

Тезисы в рамках научно-практической конференции...

Презентация "Воспитание коммуникативных качеств в процессе игровой деятельности у детей пятого года жизни"

Воспитание коммуникативных качеств в процессе игровой деятельности у детей пятого года жизни....

Образовательный проект в области «Социально-коммуникативное развитие» «Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации»

Образовательный проектв области«Социально-коммуникативное развитие»«Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации»...

«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»

Материал будет полезен  музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику....

Воспитание нравственных качеств ребёнка посредством русских народных качеств.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности. Основой нравственности являются те качества личности, которые опр...