ППРС для гендерного воспитания младших дошкольников
статья (младшая группа) на тему

Красавцева Наталья Игоревна

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Младший возраст.

Ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность уже к трем годам. Мы, взрослые, стараемся ориентировать его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем шумные игры, небольшие потасовки и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. 
Целью гендерного подхода : воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. 
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопить достаточное количество игрового материала отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. 
2) подобрать дидактические игры или изготовить их самостоятельно. 
3) заинтересовать педагогов заниматься решением данной проблемы и повышать их профессиональную компетентность в данном вопросе. 
Элементы предметно – развивающей среды. 
Игрушечная гостиная - диван, кресла, стол с цветами, набор кукол, где дети с помощью воспитателя или самостоятельно упражняются в выполнении правил хорошего тона. 
Уголок для девочек, где собрано все необходимое для обустройства домашнего очага (посуда, газовая плита, набор продуктов) 
Уголок для мальчиков наполненный предметами «мужского мира»: мастерская по ремонту игрушек с набором инструментов для ремонта, запасные детали, машинки, конструктор, каски, пилотки, строительный материал. 
Уголок красоты – парикмахерская, уголок ряженья, где дети принимают на себя роли в зависимости от пола.
При обустройстве уголков важно учитывать следующие принципы: 
а) принцип эмоциогенности – то, что дает ребенку ощущение эмоционального благополучия. 
б) принцип свободы и самостоятельности – то, что дает ребенку возможность самостоятельно обустраивать свое игровое пространство, создавая себе удобство и комфорт. 
в)гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром. 
Формируя гендерную принадлежность наряду с маркировкой полотенец, шкафчиков, использовать маркировку на кроватки, а так же маркеры в туалетной комнате. 
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. К четырем годам дети начинают играть в сюжетно – ролевые игры. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка каких – либо важных поступков, здесь всё не по – настоящему, «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины и женщины, папы и мамы. 
В гендерном воспитании детей младшего дошкольного возраста важна роль воспитателя - ежедневное участие в играх детей.
Подбору материала:
а) на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения

б) на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины — матери;

в) на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

г) на наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре. Известно, что мальчики любят бегать во время игр, кричать, играть в войну.

Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, то причин для порицания будет меньше. Просто я стараюсь создать соответствующие условия для игры, освободить как можно больше места в группе, при этом слежу, чтобы в игре не было проявления агрессии, учу игровым приемам и мирному разрешению конфликтов. Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя среду, учитывать эту особенность. В группе подобрано много мелких игрушек, достаточное количество колясок, кукол и прочей атрибутики.

Формирование гендерной принадлежности происходит и по средствам дидактических игр: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.

«Я – мальчик, я – девочка».
Цель: поощрять участие детей в совместных играх. Формировать гендерную принадлежность, умение видеть полоролевые различия мальчиков и девочек. 
«Поставим машины в гараж», «Поможем папе собрать инструменты»
Цель: развивать способы взаимодействия, характерные для мужского типа поведения. Развивать уважительное отношение к труду мужчины, желание ему помочь. 
«Выбери для мамы сумочку»
Цель: развивать способы взаимодействия, характерные для женского типа поведения
Внедрение гендерных технологий происходит так же и через чтение художественной литературы. Читая детям книги, акцентировать внимание на чертах характера, поступках, на поведении мальчиков и девочек. Проводить беседы о прочитанном, где дети самостоятельно, либо с помощью воспитателя дают характеристики поведению героев. 
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор. При формировании культурно-гигиенических навыков использовать потешки, в которых упоминается либо мальчик, либо девочка. Идя с детьми мыть руки, проговаривать потешки, обращаясь к мальчику или девочке (постепенно дети осваивают потешку и начинают повторять ее самостоятельно). 
При построении на физкультуру мальчики всегда становятся первыми, девочки за мальчиками. На утренней гимнастике и во время выполнения упражнений на физкультуре мальчикам и девочкам могут быть предложен различный спортивный инвентарь (девочкам - ленточки, обручи, а мальчикам – спортивные палки). В подвижных играх дети тоже могут делиться по гендерному признаку. Например, в игре «Кто больше?» девочки собирают цветочки, а мальчики – кубики. 
Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников. Девочки осваивают навыки сервировки стола, мальчики выполняют трудовые поручения по расстановки стульчиков, уборке крупного игрового оборудования. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание младших дошкольников

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения...

План работы по самообразованию воспитателя во 2 младшей группе «Гендерное воспитание младших дошкольников»

Актуальность темы:Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению тра...

Гендерное воспитание младших дошкольников

Материал для родительского собрания в группе раннего возраста и младшей группе...

Самообразование "Гендерное воспитание младших дошкольников"

Гендерное воспитание должно осуществляться, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, существенно повлияет на развит...

план по самообразованию "Гендерное воспитание младших дошкольников*(2019-2020г)

Проблема воспитания и обучения дошкольника в соответствии с его полом в настоящее время очень актуальна. Социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереоти...