Формирование творческой личности
статья по теме
Предварительный просмотр:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:
1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;
2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;
3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;
4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;
5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно:
— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:
— Высокий – 21%
— Средний – 42%
— Низкий – 37%
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.
- Созданию уголка эстетического восприятия.
- Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:
— это портрет;
— памятники;
— сказочно-былинный жанр;
— натюрморт;
— книжная графика;
— пейзаж.
Были изготовлены следующие альбомы:
— голубой;
— розовый;
— композиция;
— элементы декора;
— дружные краски.
Приготовила для детей следующие игры:
— «Соедини по линиям и раскрась»;
— «Какое настроение?»;
— «Составь композицию»;
— «Составь фигуру»;
— Лото «Народные промыслы»;
— Лото «Узнай элемент узора».
А так же было создано дополнительно:
— гора самоцветов;
— составь натюрморт в холодных и теплых тонах;
— Русские узоры;
— Матрешки.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пальчиковая живопись
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование ладошкой
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.
Прижми и отпечатай
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
Рисование углем
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
Монотипия
Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.
Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Набрызг
Радость творчества знакома каждому малышу.
Трафарет
Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.
Рисование по мокрому
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:
— «Моя любимая сказка»;
— «Моя любимая мамочка»;
— «Ветвистые деревья»;
— «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;
— «Морозные узоры», «Цветные сны»;
— «Лебеди», «Тюльпаны»;
— «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»;
— «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы».
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.
Для родителей подготовила несколько консультаций.
А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.
В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».
Диагностика на контрольном этапе показала:
— Высокий – 32%
— Средний – 48%
— Низкий – 20%
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль театра в работе с неуверенными детьми по формированию творческой личности."
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-89540-1420198074.jpg)
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/17/picture-86369.jpg)
"Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности"
Консультация для воспитателей...
Формирование творческой личности
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них сомой инт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-113867-1357810934.jpg)
"Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности"
Консультация для родителей.Театральная деятельность может удовлетворить любые интересы и желание ребенка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообраз...
формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности
консультация для родителей...