Итоговая работа по курсам
методическая разработка ( группа) на тему
Итоговая работа по курсам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
![]() | 592.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ»
время обучения: 21.09 –25.09.2015г.
Выполнила Атяшева Вера Дмитриевна,
старший воспитатель
ГБОУ СОШ (ОЦ) с, Челно-Вершины
структурное подразделение детский сад «Ромашка»
Самара, 2015г.
1. Пояснительная записка.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно – правовые документы, в первую очередь, Закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования. Поэтому основная задача педагога дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законоправных участников) ребёнок должен быть успешным.
Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы. Игровая деятельность способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества. В игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития.
2. Цель и задачи педагогической технологии
Цель исследования: рассмотреть игры как средства нравственного формирования личности дошкольника.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «игра» и «нравственность»;
2. Сделать теоретический анализ формирования нравственных качеств дошкольника в игровой деятельности;
3. Обосновать практическим путем целесообразность применения игровых методик для формирования у дошкольника представлений о нравственном поведении.
3. Предполагаемый результат:
- развитие игрового опыта детей, применение в повседневной жизни игровых умений и навыков;
- формирование у детей основ базовой культуры личности;
- овладение дошкольниками необходимыми для полноценного умственного и личностного развития умениями и навыками;
- проявление инициативности, организаторских способностей, коммуникабельности;
- развитие творческого потенциала дошкольников.
4. Основные принципы организации игры:
- отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;
- принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
5. Содержание работы по использованию игровых технологий:
- планирование и организация в режиме дня дошкольников различных видов игр: сюжетно - ролевых; театрализованных; дидактических; подвижных;
- разработка системы игр для развития познавательных способностей воспитанников;
- проведение непосредственно организованной образовательной деятельности в игровой форме;
- организация в режиме дня развлекательных мероприятий;
- создание игровой предметно-развивающей среды в группе и на участке ДОО.
6. Нравственное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности.
- Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
- Условием нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.
- Но нравственное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:
- Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с хорошим нравственным содержанием, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм.
- Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.
7. Игровая деятельность. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Проводятся такие игры и упражнения:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей ("Волшебные камешки", "Ласковые дети", "Ладошки", "Назови себя", "Волшебный стул", "Подарок другу" ).
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости: ("Цветовое настроение", "Маски", "Мы артисты" )
- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: "Угадай кто я", "Зоопарк", "Скульптор", "Где мы были вам не скажем, а что делали - покажем" ).
- направленные на овладение детьми вербальными средствами общения : ("Подари цветок", "Молчанка", "Большой разговор", игра интонациями).
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: ( "Разговор по телефону", "Как нам быть", "Как с тобой разговаривают").
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».
Нравственное формирование – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому, мы решили, что особенно эффективным является формирование ребенка в игровой деятельности, где одновременно происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая игра) ребенок приобретает новый социальный опыт, который переносит в жизнь.
Вывод: Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. В старшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости и, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферы личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. По результатам проведенного нами эксперимента было выявлено, что большая часть детей имеет хорошие качества личности в нравственной воспитанности.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышение квалификации) специалистов
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
На тему: «Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании у детей нравственного отношения к семейным традициям»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 31.08. по 04.09. 2015 года
2 сессия: с 07.09 по 11.09.2015 года
Выполнил (а): Атяшева Вера Дмитриевна,
старший воспитатель
ГБОУ СОШ (ОЦ) с, Челно-Вершины
структурное подразделение детский сад «Ромашка»
2015г.
1.Актуальность проекта
Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком - дошкольником возможна только в случае разработки организационно - методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений данных субъектов. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья-что может быть дороже», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья-что может быть дороже», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
2.Цель проекта:
Создать условия для формирования у детей нравственного отношения к семейным традициям.
3.Задачи проекта:
1. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
2. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
3. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
4. Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию нравственных отношений к семейным традициям у детей.
4.Возраст участников: дети 5-6 лет.
Тип проекта: краткосрочный (2 недели)
Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники группы, родители.
5.Формы организации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация «Что такое генеалогическое древо? »
4. Выставка «Генеалогическое древо семьи»
6. Выставка детских рисунков «Моя семья».
7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
8. Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
6.Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (разработка проекта)
1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
2 Составление плана реализации проекта.
3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
4. Подбор детской литературы, дидактических и словесных игр в соответствии с возрастом детей.
5. Наблюдения за детьми во время чтения, игр, занятий.
6. Изготовление картотек, игр, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, пословицы и поговорки, проблемные ситуации и т. д.) .
7. Подготовка консультаций, рекомендаций, буклетов для родителей.
8. Оснащение развивающей среды.
9. Анкетирование детей по проблеме
10. Создание необходимых условий для реализации проекта
II этап – организационный (практический)
Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо? »
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Создание папки-передвижки «Тайна имени»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
Включить родителей в работу по реализации проекта (фотографирование, видеосъёмка, поиск информации)
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта
Родительское собрание
Презентация проекта «Моя семья - что может быть дороже»
7.Планируемые результаты проекта:
Воспитатели: создать условия для формирования у детей нравственного отношения к семейным традициям.
Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
1 этап.
Подготовительный
Опрос детей: «Что я знаю о семье? »
Интервью с детьми
«Что такое семья»
2 этап.
Организационный
НОД из цикла «Я и моя семья»
Познавательное «Моя семья-что может быть дороже»
Рисование «Моя семья»
Развитие речи.
Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».
Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул) »
Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Гуси-лебеди»
«Теплый хлеб»
К. Паустовский
«Цветик-семицветик»
В. Катаев
«Мамина работа» Е. Пермяк
«Чем пахнут ремесла» Д. Родарив
«Косточка» К. Ушинский
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский
В течении 2-х недель
Дидактические игры:
«Кем быть? »
«Сложи картинку»
«Кто старше? »
«Кто младше? »
«Исправь Незнайку»
«Родственные отношения»,
«Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
«Назови как тебя дома ласково называют? »
В течении 2-х недель
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Больница», «Магазин».
В течении 2-х недель
Беседы:
«Выходной день в моей семье»
«Как я помогаю дома»
«Как мы отдыхаем»
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»
Папка-передвижка
«Что такое генеалогическое древо? »
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Папка-передвижка «Тайна моего имени»
Выставка семейного альбома.
Выставка детских рисунков «Моя семья»
3 этап. Заключительный
Подведение итогов в реализации проекта
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
8.Список используемых источников.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Конвенция ООН о правах ребенка.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
4. http://nsportal.ru. Социальная сеть работников
5. http://www.maam.ru. МааМ.ру
Детские работы по теме «Моя родословная»
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. В нашей группе прошёл конкурс работ на тему "Моя родословная".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ "Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста" на тему "Наше удивительное солнце"
Сформировать представление о солнце,как о раскаленном небесном теле шарообразной формы,которое является источником тепла и света для всего живого на Земле....
Итоговая работа по курсам повышения квалификации.
Формирование гендерного сознания дошкольников в процессе театрализованной деятельности в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/17/picture-482366-1410936042.jpg)
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
«Планирование непосредственно образовательной деятельностикак элемента программы, обеспечивающего требованияобразовательной области «Речевое развитие»«Кот Васька в гостях у детей.»вторая младшая групп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-523680-1415704102.jpg)
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Использование новых программ и педагогических технологий в ДОУ" на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО"
Итоговая работапо курсу повышения квалификации ИОЧ«Использование новых программ и педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» на тему:«Разработка содержания воспитат...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/13/picture-445741-1413201822.jpg)
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»
Разработка содержания физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста (в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами в области физического развития)»«Спортивное разв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-576137-1579183488.jpg)
Итоговая работа по курсам СИПКРО
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста»«Пожарная часть» в старшей группе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/27/picture-612607-1427451735.jpg)
Итоговая работа по курсу повышения квалификации ИОЧ «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьмидошкольного возраста»«Собираемся в круиз»в подготовительной к школе группе...