Формирование двигательной активности детей через подвижные игры
опыты и эксперименты ( группа) на тему

Мочалова Вера Михайловна

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, формируется интерес культуре и спорту, личностные и морально-волевые качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование двигательной активности детей через подвижные игры.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного физического развития, формируется интерес культуре и спорту, личностные и морально-волевые качества.

Но есть причины резкого снижения здоровья детей дошкольного возраста. Они таковы:

*социальные потрясения и неблагоприятная экологическая обстановка в России

*ухудшение состояния здоровья матерей

*стрессы

*неполноценное питание

*массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей

*дефицит двигательной активности детей

*частичное разрушение службы врачебного контроля в ДОУ

Все известные педагоги с древности отмечают, движение - важное средство воспитания. Двигаясь ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и учится любить его целенаправленно.

Давно уже известно, что дети всё узнают через игру. Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций , обладающий великой воспитательной силой и является традиционным средством педагогики.

Работая в этом направлении с детьми я поставила цель: развивать желание и умение детей играть в подвижные игры, в ходе которых, совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, лазание, катание).

Задачи:

*развивать активность и творчество детей в процессе двигательной активности

*организовывать игры с правилами, поощрять игры с катаниями, автомобилями, велосипедами, мячами, шарами

*развивать навыки лазанья, ползанья, ловкость, творчество и выразительность движений

*воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве

Подвижная игра развивает у детей:

*физическое воспитание

*нравственное воспитание

*воспитательные качества

*познавательные способности

*умственное воспитание

*русский народный фольклор

Подвижная игра- важный метод и средство физического воспитания детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые физические качества: силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений.

Нет в мире детей, которые бы не играли, потому что игра для них жизненная потребность, средство всестороннего развития. Но игра особый вид деятельности, она путь к познанию мира и выражает определённое отношение личности к окружающей действительности. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, разные стороны жизни, получают нужную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности. Ребёнок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре.

Кроме этого игра несёт воспитательные  функции:  требует от детей дисциплинированности, самостоятельности, целеустремлённости, коллективизма, умения подчинить личные интересы общим.

Значение подвижных  игр в физическом развитии детей трудно переоценить. В подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший не повторимый игровой фольклор . Считалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным эмоциональным настроем детей, возникающим в процессе игровой деятельности.

Таким образом, подвижная игра способствует оптимизации двигательной активности ребёнка. Играя, он входит образ, берёт на себя определённую роль, более точно выполняет движения персонажа, становится активнее. В тоже время, чётко следуя правилам игры, дети постоянно сдерживают себя или заставляют двигаться, мгновенно реагируя на сигнал.

В группе создана система подвижных игр, оптимизирующих двигательную активность детей. Она направлена на оздоровление, развитие движений, повышение  эмоционального статуса каждого ребёнка, а также на его физическое, нравственное, познавательное и умственное развитие.

Сделана картотека подвижных игр по возрасту с 3- до 7лет (по группам).

Бег: («Беги ко мне», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Найди свой цвет», «Птички в гнёздышках», «Лохматый пёс», «Поезд»)…

Прыжки : («По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку»)…

Подлезание и лазание: («Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»)…

Бросание и ловля(«Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Береги предмет»)…

На ориентировку в пространстве:(«Найди своё место», «Найди пару», «Угадай, кто где кричит», «Найди, что спрятано»)…

В группе есть спортивный уголок «КРЕПЫШИ» для детей с необходимым материалом по возрасту (ребристые дорожки, цветочки, жучки, флажки, кубики, косички, погремушки, мячики…)

Модель двигательного режима в группе:

Учебная деятельность: физкультурные занятия, музыкальные занятия,      занятия ритмикой.

Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика (утром и после дневного сна), закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальная работа по развитию движений.

Активный отдых: физкультурные и музыкальные досуги, физкультурные и музыкальные праздники в зале и на улице, дни здоровья, неделя здоровья, кружки оздоровительно-спортивной направленности.

Самостоятельная, двигательная активность: игровая, бытовая.

Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьёй: участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, физкультурные занятия совместно с родителями, совместные походы.

Каждый родитель мечтает видеть своего ребёнка здоровым, жизнерадостным, хорошо физически развитым. В своей работе с родителями я использую различные формы: анкетирование и тестирование родителей, беседы, консультации, папки-передвижки с медицинской литературой, родительские собрания, информация на стендах и в газете «здоровячок», физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, недели здоровья, походы, экскурсии.

Работая в этом направлении, определили траекторию развития каждого ребёнка, которая достигается:

*созданием условий для охраны и укрепления здоровья ребёнка

*созданием условий для всестороннего развития личности дошкольника

*приобщением к духовной культуре воспитанием эстетического мировидения

*формированием привычки к здоровому образу жизни

*индивидуальные способности каждого ребёнка

Проделанная мною работа уже дала положительные результаты:

-снизилась заболеваемость одним ребёнком

-возрос уровень физической подготовки детей

-индекс здоровья ни разу не болеющих детей в году увеличился

-отмечается тенденция к снижению процента часто болеющих детей, за счёт использования здоровьесберегающих  технологий

-увеличилось количество детей с 1группой здоровья

Кроме этого, все эти воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают наших детей к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом, учат вести здоровый образ жизни с детства.

Использовала следующую литературу:

Программа «От рождения до  школы», под редакцией Вераксы

«Подвижные игры и игровые упражнения для детей», Л.И.Пензулаева, 2000г

«Подвижные игры с детьми», Е.А.Тимофеева, 1979г

«Детские подвижные игры народов СССР», А.В.Кенеман, 1989г

«Методика физического воспитания», Э.Я.Степаненкова, 2005г

«Подвижные игры»,Э.Я.Степаненкова,2010г

«Повышение двигательной активности детей», Е.П.Зайченко,1999г

Журналы:  «Ребёнок в детском саду» №4,2001г;  «Воспитатель ДОУ» №1,3,2009г;  «Дошкольное воспитание»№1,3,4,5,2008г

                                                      Мочалова Вера Михайловна, воспитатель

                                                     МКДОУ д/с№1 пгтДаровской Кировской

                                                     области,  квалификационная категория-

                                                     высшая, стаж – 30лет

                                                  2016год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»...

Повышение двигательной активности детей через подвижные игры

В материале можно найти картотеку подвижных игр для всех возрастных групп доу....

План по самообразованию "Развитие двигательной активности детей через разнообразные подвижные игры"

План по самообразованию инструктора по физической культуре "Развитие двигательной активности детей через разнообразные подвижные игры"...

Презентация "Оптимизация двигательной активности детей в подвижных играх"

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная  организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благ...

Развитие двигательной активности детей через игры малой и средней подвижности

Развитие двигательной активности детей через игры малой и средней подвижности...

Кратко-срочный проект На тему «Использование Бурятских подвижных игр в формировании двигательной активности детей»

Цель проектаУкрепление здоровья и повышение двигательной активности детей через организацию бурятских  подвижных игр. Задачи проекта:1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые дв...