Материалы из опыта работы
план-конспект занятия ( группа) на тему
Приложения:
1. Приложение №1 – Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.
2. Приложение №2 - Открытый показ педагогической деятельности с детьми старшей разновозрастной группы на районном методическом объединении воспитателей разновозрастных групп дошкольных образовательных учреждений Белгородского района.
3. Приложение №3 - Конспект непосредственно образовательной дея-тельности по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе.
4. Приложение №4 – Занятие в школе – студии для родителей «Истоки».
5. Приложение №5 – Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей и культурой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozheniya.docx | 67.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Маркиш Ольга Егоровна
Приложения:
- Приложение №1 – Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.
- Приложение №2 - Открытый показ педагогической деятельности с детьми старшей разновозрастной группы на районном методическом объединении воспитателей разновозрастных групп дошкольных образовательных учреждений Белгородского района.
- Приложение №3 - Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе.
- Приложение №4 – Занятие в школе – студии для родителей «Истоки».
- Приложение №5 – Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей и культурой родного края.
Приложение №1
Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и
культурой родного края
Перспективный план по приобщению детей к истории и
русской народной культуре
№ | Тема, цель | Содержание | Сроки проведения |
Вторая младшая группа | |||
1. | «Во саду ли, в огороде» Цель: Знакомство с огородом детского сада. |
| Октябрь |
2. | «Милости просим, гости дорогие!» Цель: Первое посещение детьми избы и знакомство с Хозяином Кузей. |
| Ноябрь |
3. | «Котик, котик, поиграй» Цель: Знакомство с потешкой про котика. «Заюшкина избушка» |
| Декабрь |
4. | «Девочка и лиса» Цель: Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» |
| Январь |
5. | «Водичка, водичка, умой моё личико» Цель: Знакомство детей с рукомойником. |
| Февраль |
6. | «Идет коза рогатая» Цель: Знакомство детей с животным коза. |
| Март |
7. | «Волк и семеро козлят» Цель: Знакомство со новой сказкой. |
| Апрель |
8. | «Хозяюшкины помощницы» Цель: Знакомство детей с предметами обихода: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска, веник. |
| Май |
Средняя группа | |||
1. | «Сорока белобока кашу варила» Цель: Повторение с детьми предметов русского обихода, знакомство с глиняным горшком. |
| Сентябрь |
2. | «Бычок-смоляной бочок» Цель: Знакомство со сказкой «Бычок-смоляной бочок» |
| Октябрь |
3. | «Во саду ли, в огороде» Цель: Обогащать представления детей об овощах и фруктах. |
| Ноябрь |
4. | «Здравствуй, Зимушка-Зима!» Цель: Дать детям представление о природе зимой, о детских забавах. |
| Декабрь |
5. | «Сею,сею, посеваю, с Новым годом поздравляю» Цель: Знакомство с празднованием прихода Нового года на Руси. |
| Январь |
6. | «Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая» Цель: Знакомство детей с праздником Масленицы. |
| Февраль |
7. | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» Цель: Дать детям представление о роли матери в жизни каждого человека. |
| Март |
8. | «Жаворонки, куличи» Цель: Знакомство детей с народным календарным праздником «Сороки». |
| Апрель |
9. | «Времена года» Цель: закрепить представления детей о чередовании времен года, о приметах. |
| Май |
Старшая разновозрастная группа | |||
1 | «Кто мы, откуда? Где наши корни?» Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях. |
| Сентябрь |
2. | «С новым урожаем!» Цель: Способствовать формированию понятия о сочетании сезонного труда и развлечений , как о нравственной норме жизни русского –народа. |
| Октябрь |
3. | «Древняя Русь» Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду. |
| Ноябрь |
4 | «Зимние святки» Цель: Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок. |
| Декабрь |
5 | «Новый год на Руси» Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках. |
| Январь |
6 | «Весну красную встречаем» Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны. |
| Февраль |
7 | «Весенние хлопоты» Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы.. |
| Март |
8 | «Преданья старины далёкой» Цель: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р. |
| Апрель |
9 | «Человек жив до тех пор, пока про него помнят» Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества, познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря. |
| Май |
10 | «Белая береза любимое на Руси дерево». Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета). |
| Июнь |
11 | «К худой голове своего ума не приставишь». Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. |
| Июль |
12 | «Играем в забытые детские игры» Цель: развивать интерес к русским народным играм. |
| Август |
План работы с родителями воспитанников
№ п/п | Название и тема мероприятия | Цель мероприятия |
1. | Родительские собрания: «Растим достойных граждан великой страны», «Родители – первые воспитатели ребенка», «Что должен знать ребенок об истории и культуре родного края». | Развивать представления родителей об использовании замечательного опыты наших предков в воспитании подрастающего поколения. |
2. | Цикл занятий в школе- студии «Истоки»:
| Познакомить с планом проведения мероприятий и с их тематикой, наладить межличностные отношения родителей; формировать представления о традициях календарных народных праздников; развивать желание принимать участие в праздничных мероприятиях; Повышать педагогическую культуру родителей в процессе привития детям знаний об истории и культуре родного края. |
3. | Оформление творческих выставок: фотовыставка «Дочки-матери», «Моя папа - солдат», сотворчество работы детей и родителей «Осенние фантазии», «Пасхальный звон», книжки – малышки по произведениям устного народного творчества, «Берегите первоцветы». |
|
4. | Цикл консультаций: «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Пословица не мимо молвится», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми». |
|
5. | Папки-передвижки, информационные стенды: «Приметы народного календаря», «Традиции русских праздников» | Дать полное представление о народном календаре; традиционных русских праздниках. |
6. | Родительская гостиная «Незаслуженно забытые игры» | Способствовать развитию интереса родителей к использованию в игровой деятельности детей русских народных игр. |
7. | Выпуск стенгазеты «Сельская мозаика», «Семейный калейдоскоп». | Развивать интерес родителей к людям, живущим рядом: соседям, односельчанам. |
8. | Совместные праздники, посиделки – «Осенние посиделки», «Рождественские святки», «Масленица широкая», «Праздник русской березки». | Приобщать родителей к участию в традиционных народных праздниках. |
9. | Оформление альбомов: «Рецепты традиционной русской кухни», «Я и моя семья», «Этих дней не смолкнет слава», «Мой Белгородский район». | Конкретизация знаний детей в совместной деятельности с родителями о родном крае, семье и семейных традициях, о традиционной народной кухне. |
План работы с социальными институтами села Головино
№ | Название мероприятия | Тема мероприятия | Участники |
1. | Занятие для родителей в школе- студии «Истоки» | «Мы дети великой страны»« | Родители, воспитатели совместно с СДК |
2. | Занятие для родителей в школе- студии «Истоки» | «Без прошлого нет будущего» | Родители, дети старшей группы, работники библиотеки, худрук СДК, зам. директора по воспитательной работе Головинской школы |
3. | Праздник по народному календарю | .Рождественские встречи | Родители, воспитатели совместно с СДК |
4. | Занятие в школе- студии «Истоки» | «Мой белый город» | Родители, заведующий читальным залом Головинской библиотеки |
5. | Праздник по народному календарю | «Масленица широкая» | Родители, дети, воспитатели совместно с сельской поселенческой библиотекой |
6. | Занятие в школе- студии «Истоки» | «Праздник русской рубахи | Родители, дети старшей группы, худрук СДК,зам. директора по воспитательной работе Головинской школы |
7. | Интересные встречи | «Человек жив до тех пор, пока про него помнят» | Дети, родители, воспитатели совместно с СДК |
8. | Народный праздник | «Праздник русской берёзки» | Дети, родители, воспитатели совместно с СДК |
9. | Развлечение для детей | «Весёлая шкатулка» | дети старшей группы, воспитатели совместно с сельской поселенческой библиотекой. |
Приложение №2
Открытый показ педагогической деятельности с детьми старшей разновозрастной группы на районном методическом объединении воспитателей разновозрастных групп дошкольных образовательных учреждений Белгородского района
Тема: «Сказка нашего села»
Цель: Формировать у воспитанников представления о традициях и культурных ценностях родного края.
Задачи:
- Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
- Владение навыками исполнения песен с темповыми и динамическими нюансами, с хорошей дикцией, чистотой интонирования.
- Способствовать развитию тембрового и высотного слуха.
- Способствовать достижению координации пения и движения.
- Создать атмосферу единения, в процессе совместного исполнения песен, музыкально-ритмических движений.
- Формировать умение в диалоге вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
- Развивать воображение, музыкальную память.
- Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, социально – ценностные ориентации, любовь к родному селу, к родной стране.
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Предварительная работа: беседы о малой родине, о родном селе; заучивание стихов о родном селе; ознакомление с приметами народного календаря; изготовление элементов костюмов и подарков для именинницы; разучивание песен и ритмических упражнений.
Оборудование: платочки и султанчики для танцев; костюмы для героев сказки; угощения (фрукты ) для детей; музыкальные инструменты: бубен, рубель, трещётки; самодельные шумовые инструменты; подарки для именинницы (детские работы).
Средства ТСО: ноутбук, мультемидийный проектор, экран, музыкальный центр.
Ход развлечения:
Ведущий | Судари и Сударыни! Рассаживайтесь поудобней! Сегодня представленье! Всем на удивленье! С приговорками, прибаутками, с танцами и веселыми шутками. |
На сцене появляются три девицы, и царь на троне или в домике | |
Ведущий | Три девицы под окном Спорят, сидя вечерком. И недалеко жил царь природы. |
Лето | Кабы я была царица, - |
Ведущий | Говорит Лето-девица. - |
Лето | Я тогда бы повелела, Чтоб всегда солнце жарко грело Чтобы звонко птицы пели! Много хвастаться не буду: Наряд из изумруда на деревьях, Жемчуг ярких цветов радовал бы всех! |
Царь | Здравствуй, красная девица! Мне богатство пригодится! Коли с нами не лукавишь, Изумрудов, жемчуга мне добавишь, И решишь мою задачу - Стать хочу я всех богаче. Так, что красная девица, С сей минуты будь царица. |
Лето | Вот спасибо, Царь природы. Послужу нашему селу, и всему Белгородскому краю! |
Ведущий | Пришёл июнь-разноцвет, отбою от работы нет. Июнь по старорусскому это изок, т.е. кузнечик. Их в июне много! |
С визгом вбегают дети: «Лето, лето, к нам пришло!», занимают место на ковре - выполняют ритмичные упражнение с песней «В траве сидел кузнечик» В. Шаинского (стоят) | |
Лето | А июль - макушка, лета. |
Дети | 1. Плясала бабка, да макушка лета настала. 2.Макушка лета устали не знает, всё прибирает. 3.А у нас в Головино говорят: От лип июль душист! 4. Лип в нашем селе много! 5.А ещё у нас в Головино почти в каждом дворе пчёлы! 6.Незря говорят: Июльское приволье для пчёл раздолье. 7.Июль - грозник, молнии мечет, тучи нагоняет. 8.Тучи простираются по небу полосами - будет дождь. |
Ритмическое упражнение под песню «Тучка»- убегают. | |
Лето | А Август густарь - страды государь. Уборка всему венец, БЕРЕГИ КАЖДОЕ ЗЕРНЫШКО - Каждую крошку в лепёшку! |
Стук в дверь , кто то стучится, кричит Кукареку | |
Ведущий | Ой, я забыла Вам рассказать - село наше Головино славиться продукцией нашей птицефабрики «Приосколье»! Уж не с птичника нашего пожаловали гости? |
Вбегают цыплята с курочкой танец «Цып, цып, цып, мои цыплята» | |
Царь | Красная девица, государь это я. Кончилась твоя пора, Лето! Прощай! |
Ведущая | Лето отшумело, отзвенело. Незаметно пролетели её три месяца, Промчались теплые деньки! Давайте не будем грустить и Послушаем что говорит друга девица! |
Осень | Кабы я была царица, |
Ведущая | Говорит Осень -девица - |
Осень | То в наряде золотом Всё стояло бы кругом! Где вы встретите такое: Всё в округе золотое?! |
Царь | Здравствуй, красная девица! Мне богатство пригодится! Коли с нами не лукавишь, Золотишка мне добавишь, И решишь мою задачу - Стать хочу я всех богаче. Так, что красная девица, С сей минуты будь царица. |
Осень | Вот спасибо, Царь природы Я - Осень золотая! Послужу нашему селу, и всему народу. Вы поверьте, без дела сидеть не люблю, И Зиму я кормлю, и Весну я кормлю. Слышите?! Бродят по лесу звуки осеннего дня. Давайте послушаем их! |
На передний план выдвигают стол с самодельными музыкальными инструментами, выходят дети, берут инструменты | |
Осень | Гроздья спелой калины-серёжки мои, А ночные дожди – то мои соловьи. |
Дети озвучивают стихотворение самодельными музыкальными инструментам. «Танец капелек» Е. Гомоновой | |
Хором | Дождик, дождик перестань. Нас до дому отпусти. Богу молиться. Христу поклониться. Кланяются гостям. |
Дети | Да разве дождик - это плохо? Надень лишь только сапоги И в них не только по дорогам, А хоть по лужицам беги! А как приятно под дождём Шептаться с зонтиком вдвоём. И даже можно зонтик взять И под дождём потанцевать. |
Танец с зонтиками | |
Царь | Это что же здесь творится? Обещала, помню я, Будет в золоте земля, А сама лишь слёзы льёт, Только слякоть развела!!!! Кончилась твоя пора, Осень! Прощай! |
Ведущая | Порадовала Осень нас, ушла....Давайте не будем грустить и послушаем что говорит третья девица! |
Зима | Кабы я была царица, |
Ведущий | Говорит Зима - девица. - |
Зима | То, взмахнув лишь рукавом, Всё покрыла б серебром. Красота кругом такая - Хоть от радости кричи На берёзах сарафаны Из серебряной парчи. |
Царь | Здравствуй, красная девица! Мне богатство пригодится! Коли с нами не лукавишь, Серебра мне добавишь, И решишь мою задачу - Стать хочу я всех богаче. Так, что красная девица, С сей минуты будь царица. |
Зима | Вот спасибо, Царь природы, Послужу и я народу. Не напрасно я трудилась: Всё кругом засеребрилось |
Хоровод «Здравствуй, гостья зима!» | |
Ведущая | Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, – Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь на морозе горит! |
Дети | 1. Здравствуй, матушка-зима! Наступил твой месяц декабрь. 2. Матушка-зима! Если июль - макушка лета, то декабрь - шапка зимы. |
Ведущий | Чудеса природы в каждом месяце неповторимы. Но есть явления, которые повторяются из года в год, из столетья в столетья - это приметы. |
Зима | Точно. У кого из вас именины в декабре?// гости отвечают, если есть. |
Ведущий | Вот 1 декабря был праздник Платона и Романа. |
Царь | А я знаю - говорят: «Каков Платон и Роман, такова зима». |
Дети | А у моей бабушки Варвары 17 декабря именины. Бабушка говорит: На Варвару закат красный, день будет ясный, закат в облаках - жди снега. А я слышал: Трещит Варюша, береги нос и ухо. |
Ведущий | В декабре иней - овёс хороший будет. У кого из вас именины в декабре?// гости отвечают, если есть, дети выходят, царь выходит. Зима всех награждает медалями.// |
Зима | Давайте все поздравим именинников. Выходите в хоровод. |
Хоровод с гостями «Как на ваши именины испекли мы каравай» | |
Царь | Зимушка, можешь ты собой гордиться. Столько веселья твоё царство нам дало. Будь и дальше ты царицей!!! |
Зима | Спасибо, Царь природы! Послужу ещё январь и февраль народу. А как пройдёт январь, февраль, подрастёт младшая сестричка, Кто знает как её зовут? Весна! Будет она после меня ВАМ царицей! |
Ведущий | Вот какую сказку мы сегодня все вместе рассказали. Народная пословица гласит: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». О чём нам рассказала наша сказка, чему она нас учит? (Ответы детей) |
Ведущий | Правильно, будем любить свою Родину, своё родное село. Будем дружить и дружбой дорожить. А сейчас я предлагаю вам сделать вот такие сердечки. (Изготовление сердечек методом налепа из пластилина). |
Ведущий | Подержим сердечки в руках, передадим им своё тепло и подарим Полине и нашим гостям с самыми наилучшими пожеланиями. |
Царь | А я приглашаю весь честной мир да на царский пир. |
Дети вслед за царём выходят из зала |
Приложение №3
Конспект непосредственно образовательной деятельности по
речевому развитию с использованием приемов мнемотехники
во второй младшей группе
Тема: «Заюшкина избушка»
Цель: закрепить знание детьми русских народных сказок, обучать рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с опорой на наглядность (мнемотаблица).
Задачи:
Образовательные: развивать связную речь, умение последовательно передавать сказки с опорой на мнемотаблицу.
Звуковая культура речи: закрепить произношение чистоговорок: «Са-са-са – в тереме живет лиса», «Су-су-су – мы в лесу…».
Развивающие: развивать слуховое зрительное внимание, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитательные: воспитывать интерес к речевой и художественной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: Чтение и рассказывание сказки «Теремок», стихотворение «Где мой пальчик?» Н. Саконской с помощью мнемотаблиц.
Развивающая среда: корзина, «волшебный платок», домик «Теремок», коробка с игрушками-героями сказки «Заюшкина избушка», шапочки героев сказки «Теремок», мнемотаблицы к сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», к стихотворению «Где мой пальчик?».
Ход образовательной деятельности:
Дети свободно стоят около воспитателя.
- Дети, ко мне сегодня обратилась девочка Маша. Она потеряла рукавичку. Давайте поможем ей найти её. Вы согласны отправиться в путешествие, чтобы помочь Маше?
- Дети, у меня есть платочек. Он не простой, а волшебный. Если его надеть, то можно попасть в какое-нибудь чудесное место.
- У меня в корзине лежит волшебный платочек, с помощью этого платочка можно попасть в страну сказок. Я надену этот платок и превращаюсь в бабушку-сказочницу. Вы хотите очутиться в сказке? (Да).
- Тогда я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие. Возьмитесь за руки, чтобы не потеряться и тихонько пойдём по дорожке.
Тише, тише не шумите
Нашу сказку не спугните
По дорожке мы пойдем
Прямо в сказку попадем
Дети, взявшись за руки, идут под музыку по «волшебной» дорожке
- Вот мы и пришли. И куда же мы попали (ответы детей). Да, мы попали в сказочную страну. Посмотрите, какие красивые берёзки и «елочки» растут в стране сказок. Ой, а на этой елочке рукавичка лежит. Как вы, думаете, кто потерял эту рукавичку (ответы детей). Я думаю, эту рукавичку потеряла Машенька. «Где мой пальчик?». Давайте вспомним стихотворение «Где мой пальчик?» все вместе. (дети хором рассказывают стихотворение, глядя на мнемотаблицу). Отдаём рукавичку Маше, она благодарит детей, и мы идём дальше.
- Идем дальше: По дорожке дети шли
Теремочек нашли
- Посмотрите дети, какой-то теремок стоит? Давайте спросим, кто в теремочке живет?
- Как вы думаете, какая сказка здесь живет? (Ответы детей)
- Рассмотрим волшебную картинку и она подскажет какие сказочные герои спрятались в тереме (Ответы детей).
- Дети, вы любите сказки рассказывать? (Да).
Давайте попробуем эту сказку оживить. Я бабушка-сказочница в этом вам помогу (Надеваю детям шапочки героев сказки).
Раз-два, три, четыре, пять
Будем в сказку мы играть!
Дети с помощью взрослого рассказывают сказку
- Чтобы веселей дойти до следующей сказки мы повторим песенки:
Са-са-са – в тереме живет лиса,
Су-су-су – мы в лесу;
Ас-ас-ас – зайке весело у нас
По дорожке дети шли
Коробочку по пути нашли.
- Дети, вы не знаете кто ее потерял?
- А что в ней лежит? (Нет)
- А я знаю, она откроется тогда, когда мы узнаем ,какая «сказка» спряталась в этой «волшебной» картинке. Я вам расскажу ее (Воспитатель рассказывает сказку по мнемотаблице).
- Давайте попробуем открыть волшебную коробочку.
- Кто же в ней спрятался? (Воспитатель открывает коробку и достает игрушки – героев сказки «Заюшкина избушка»; вместе с детьми рассматривают).
Вопросы по сказке:
- Что случилось с зайчиком?
- Кто первый хотел помочь зайчику?
- Почему медведь не смог?
- Кто из героев сказки говорил:
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»?
- Кто помог зайчику выгнать лису?
- Кто вам больше всего понравился в сказке?
- Понравилась ли моя сказка (Да)
- И мне вы, понравились! Как вы дружно рассказывали стихотворение про рукавичку. А как здорово вы превратились в сказочных героев.
- Знаю, пора возвращаться в детский сад, но я хочу сделать вам подарок, подарить «волшебную» табличку, чтобы вы сами научились рассказывать по ней сказку «Заюшкина избушка».
Итог. (Рефлексия).
- Ребята, а вам понравилось наше путешествие по сказкам? (Выслушиваю мнение детей, что понравилось и что запомнилось).
- Ребята, а у меня в коробке еще что-то осталось, подходите, посмотрите. Что это? (Воспитатель достает угощение).
- Это «волшебная» коробочка дарит вам угощение за то, что вы были большие молодцы, за то, что вы хорошо знаете сказки, за то, что вы такие смелые и добрые помогли Маше.
- А сейчас нам пора возвращаться. Закройте глазки и повторяйте за мной: - Раз, два, три – снова в группе мы. Расскажите Маше о своих новых игрушках.
Приложение №4
Занятие в школе – студии для родителей «Истоки»
Тема: «Без прошлого нет будущего»
Цель: Познакомить родителей с историей нашего села (достопримечательности, знаменитые люди, традиции и обычаи, с картографией Головинского сельского поселения); развивать интерес к творчеству поэтов Белгородчины; воспитывать уважение к односельчанам.
Оборудование: стенды «Селом возродится Россия», «Будни и праздники нашего села»; альбом о работе группы «Поиск» МОУ «Головинской СОШ»; выставка работ народных умельцев «Красота рукотворная»; образцы костюмов Белгородского региона; разрезная карта Головинского сельского округа, заготовки для визиток.
Ход проведения:
Родители сидят за столами. Звучит песня «Белгородчина моя»
Воспитатель: Уважаемые, односельчане! Сядем рядком да поговорим ладком! Сегодня мы с вами собрались на очередное занятие и тема его «Без прошлого нет будущего». Поведем мы свой разговор о нашей малой родине, о селе, где мы живем. Вы, наверное, уже поняли какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства: почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек с теплотой и любовью до конца своей жизни вспоминает место своего рождения? Головино не для всех является местом вашего рождения, но ваши дети родились именно здесь. Именно Головино стало для них Родиной, наша с вами задача научить их любить свою Родину, гордится ее достижениями. Мы должны привить им желание жить здесь, трудиться, ведь не зря в народе говорят «Где родился, там и сгодился», а еще говорят «Искать по свету лучшей доли, все равно, что травинку в широком поле».
А для того, чтобы учить своих детей чему-то, надо самим иметь определенный запас знаний и умений. Сегодня мы хотим пригласить вас в путешествие по вехам истории, по страницам памяти нашей малой родины. Без прошлого не может быть будущего. Прошлое – это фундамент, на котором стоит вся наша жизнь. Экскурсоводом в этом путешествии у вас будет заведующая библиотекой Коваленко Галина Ивановна.
План выступления Коваленко Г.И.:
- Знакомство с электронной версией «Головинской энциклопедии»: географический обзор, хронология исторических событий, знатные земляки, достопримечательности, здравоохранение, образование и воспитание, учреждение и организации.
- Обзор материалов «Головино – частица Родины моей».
- Информационный обзор детской литературы по краеведению.
Воспитатель: Вот какое у нас замечательное село. О своем селе и о детском саде мы вместе с детьми сложили частушки, которые они для вас сейчас исполнят.
В зал входят дети и исполняют частушки. После исполнения – уходят.
Воспитатель: Не только с библиотекой мы ведем совместную работу по воспитанию и развитию наших детей, в такой связи мы работаем и со школой. И сегодня на нашей встрече присутствует заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Головинская СОШ» Степанова Раиса Петровна.
Рассказ Степановой Р.П. о работе группы «Поиск».
Воспитатель: Очень хорошей работой занимается группа «Поиск». Не один защитник нашего Отечества не должен остаться неизвестным. Вы все, конечно, знаете какую неоценимую роль в Великой Отечественной войне сыграли партизаны. Основой их успешной борьбы с захватчиками было прекрасное знание своей родной местности. У наших детей сейчас нет таких знаний. Очень мало мы путешествуем по родным местам. Давайте задумаемся над этим и восполним этот пробел. А как вы сами знаете наши окрестности, мы сейчас проверим.
Давайте попробуем сложить карту Головинского сельского поселения и прилегающих к нему населенных пунктов.
Родители на полу складывают разрезную карту Головинского поселения
Воспитатель: Молодцы! Надо, чтобы и дети прекрасно знали свои родные места, ориентировались на местности, любили природу родного края. Любили всех тех, с кем живут и растут бок о бок. Ведь все мы звенья одной цепи, и каждое маленькое звено, каждый человек в этой цепи по-своему прекрасен. Вот посмотрите друг на друга: все молодые, красивые, полны сил и терзаний. У каждого из вас свое предназначение в жизни, свой талант. Я предлагаю вам поделиться друг с другом своим жизненным опытом, своими особенными знаниями и умениями. Ведь это так приятно, когда чувствуешь себя нужным и полезным. В своем детском саду мы хотим организовать такой необычный банк. Называться он будет «РазУс» - что означает разные услуги. Этот банк будет состоять из ваших визитных карточек, на которых вы укажите свои координаты и то, чем любите заниматься, что у вас получается довольно хорошо. И вы сможете обращаться друг к другу за адресной помощью. (Родители заполняют визитки)
Воспитатель: Заполняем визитки и слушаем стихи поэтов Белгородчины, которые вы приготовили дома. (Родители читают стихи)
Воспитатель: Ну что же, делу время, потехе – час, песня у нас и перепляс.
В зал под музыку входят дети и сотрудники МДОУ и исполняют песню Белгородской области «Параня» с постепенным вовлечением родителей
Воспитатель: Итак, дорогие наши собеседники, как говорится в русской поговорке «Беседа матушка, а хлебец батюшка». Приглашаем всех участников к чаю, приглашаем гостей к застолью.
Все пьют чай, обсуждают прошедшее мероприятие.
Воспитатель: До новых встреч! Коли будет вам мимо дорога – не обходите нашего порога!
Приложение №5
Диагностический инструментарий для определения уровня
сформированности духовно-нравственных качеств личности
детей дошкольного возраста посредством ознакомления
их с историей и культурой родного края
Методика «Беседа»
Цель: выявление знаний детей о русских традициях и праздниках
Процедура проведения: с детьми в индивидуальном порядке проводилась беседа, которая включала в себя вопросы о русских традициях и праздниках: Какие русские праздники ты знаешь? Какие из них тебе нравятся? Какие праздники вы справляете вместе с папой и мамой (бабушкой и дедушкой)? Как ты думаешь, зачем нужен этот праздник? Какие праздники тебе хотелось бы отмечать в детском саду?
Методика «Пересказ»
Цель: выявление представлений детей о содержательной стороне русской народной сказки.
Процедура проведения: ребенку предлагалось рассказать русскую народную сказку на свой выбор. При оценивании пересказа сказки учитывались следующие критерии: последовательность изложения текста, полнота изложения текста, зачин и концовка сказки (свойственные русским народным сказкам), использование сказочных формул, средств выразительности, сравнительные обороты (свойственные русским народным сказкам).
Методика «Войди в образ»
Цель: выявление уровня знакомства детей с русскими народными сказками.
Процедура проведения: детям предлагалось изобразить любимый персонаж. Дети решали, насколько данный персонаж в сказке похож на себя и предлагали свои варианты поведения, речи представленного героя русской народной сказки. Оценивается эмоциональность воспроизведения, манера поведения, присутствие в речи средств выразительности свойственных русским народным сказкам.
Методика «Ситуация – выбора»
Цель: выявление представлений детей о русском народном костюме (на примере героев сказок).
Процедура проведения: задание проходило в несколько этапов. На первом этапе детям читалась русская народная сказка. На втором - ребят просили нарисовать персонажей сказки и особенно четко прорисовать одежду каждого из них. На третьем этапе индивидуально каждому ребенку предлагались картинки одежды персонажей разных сказок как русских народных, так и сказок других народов. Ребенок должен выбрать из предложенного, одежду для героев данной сказки аргументируя свой выбор.
Методика «Как думаешь?»
Цель: выявление знаний детей о предметах старинного русского быта.
Процедура проведения: детям предоставлялись картинки или фотографии предметов русского быта (если была возможность, показывался сам предмет). Дети должны рассказать, что это за предмет, как назывался данный предмет и каково его предназначение – зачем он был нужен и как использовался.
Для оценки уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста нами были выделены высокий, средний и низкий уровни проявления того или иного показателя.
Уровни усвоения детьми дошкольного возраста
народных традиций, культуры и истории родного края
Уровни | Степень проявления показателя |
Высокий |
|
Средний |
|
Низкий |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (материалы из опыта работы)
В ПОСОБИИ СОБРАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА. МАТЕРИАЛ ПОЛЕЗЕН СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ФИЗО....
Материалы из опыта работы по формированию нравственных качеств личности дошкольника средствами художественной литературы
Информация для педагогов и родителей...
материалы из опыта работы
Материалы из моего опыта работы с детьми...
Представляю вашему вниманию свои наработки, материалы из опыта работы, которыми с удовольствием поделюсь.
Конспект занятия автоматизация звука [л] Приложение к конспекту автоматизация звука [л]Конспект занятия дифференциация звуков [ж] [ш]Памятка для родителей дошкольникаАртикуляторно-акустичес...
Материалы из опыта работы "Использование разнообразных форм и методов в работе по познавательному развитию старших дошкольников"
Информация для педагогов и родителей....
Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...