Тема «Осуществление нравственно – патриотического воспитания детей в контексте ФГОС ДО независимо от национальной принадлежности»
статья (старшая группа) на тему

Фарфоровская Юлия Владимировна

Именно в дошкольном возрасте, когда происходит расширение и углубление социальных контактов, важна активная работа по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитию коммуникативных умений, навыков сотрудничества и конструктивного преодоления конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_farforovskoy_yu.v.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Осуществление нравственно – патриотического воспитания детей в контексте ФГОС ДО

 независимо от национальной принадлежности»

Подготовила: Фарфоровская Ю.В.

Москва 2016

        Осуществление патриотического воспитания в дошкольном учреждении с детьми старшего возраста

В   Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание трактуется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры.

 В настоящее время  среди прочих проблем стоящих перед дошкольным образованием  выступает проблема  становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, которое является важной составляющей  личностного опыта и поэтому оно должно стать  значимым компонентом  дошкольного образования.

Сегодня, когда кардинально изменились экономические основы общества, отношение к этническим ценностям, происходят  социальные потрясения, массовые миграционные процессы населения способствуют смешению представителей различных национальностей,  патриотическое воспитание особенно актуально . В этой связи воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия, уважения к людям разных национальностей, формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью.

Отсюда возникает необходимость воспитания у подрастающего поколения таких качеств, как толерантность и этнотолерантность, которые являются базой для решения межнациональных проблем и конфликтов на основе  общего позитивного  принятия  окружающих.

Развитие толерантности особенно значимо в дошкольном возрасте, так как ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Нравственно – патриотическое воспитание являлось актуальным во все времена,  еще классики педагогики, такие как Я.А.Каменский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих трудах поднимали тему нравственно - патриотического воспитания, они считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой.

Сейчас, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых подходах к образованию для осуществления целей и задач развивающего обучения, нужны деятельностные, проблемные, практико-ориентированные методы. Одним из них является метод проектов, в котором ребенок может проявить себя в полной мере, как субъект деятельности - активный, инициативный, самостоятельный, творческий. Этот метод и был нами выбран  как средство  воспитания этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Проектная деятельность при осуществлении нравственно – патриотического воспитания детей независимо от национальной принадлежности

В проектной деятельности участвовали педагоги, дети и родители средних, старших и подготовительных групп. Общая тема проектов «Традиции и культура народов республик России»

Цель данной работы, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия огромна и многонациональна, что  она одна на  всех, что все мы разные по национальности, вероисповеданию, традициям, но, не смотря на это  мы все вместе имеем много общего, должны жить в мире друг с другом, а главное у нас одна Родина которую надо любить, гордиться ею и защищать, чтобы она продолжала  быть  могучей державой.  Каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо много знать, и с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем - и на благо всей страны.

 В  нашем проекте мы формировали у детей знание о России, как о многонациональной стране, о ее составе, о культуре, традициях и народах, проживающих на территории РФ.

В рамках проектов  участники образовательного процесса познакомились  с республиками:  Саха (Якутия), Карелия, Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Мордовия,  к выбору республик подходили все по разному, кто то руководствовался  наличием информации, кто-то наоборот, её недостаточностью, а кто то   национальной принадлежностью воспитанников. Тем не менее предварительная работа проводилась таким образом чтобы инициатива исходила от детей, т.е педагоги обсуждали с детьми проблемные вопросы, предлагали интересны факты и др.

Предварительно был проведен мониторинг детей для изучения особенности проявления этнотолерантности.

После проведенного мониторинга  мы выявили, что основная часть детей со среднем уровнем, дети проявляют толерантность преимущественно на перцептивном уровне, т.е. они ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей фиксируя внимание,  на их «непохожесть на нас». Отношение к сверстникам других национальностей у них индифферентно (равнодушно).

 А также проведено анкетирование педагогов и родителей для выяснения отношения к воспитанию этнотолерантности у дошкольников.

Наша работа по   формированию этнотолерантности состояла из трёх этапов:

 На первом - мотивационном – этапе, детям предлагалось чтение сказок разных народов России, обзорный просмотр фото и видео материалов, иллюстрированных географических атласов и энциклопедий, и др. Именно на этом этапе  педагоги и воспитанники окончательно определялись с выбором республик.

В рамках второго познавательного этапа,  детей знакомили с особенностями географического расположения и климатом выбранного субъекта Российской Федерации, национальными символами, с культурой и  традициями коренного населения, с разновидностью животного и растительного мира, педагоги использовали технические средства обучения, демонстрационные материалы, чтение народных сказок, различные виды продуктивной деятельности (раскрашивали национальный костюм, вырезали и клеили национальные орнаменты, расписывали посуду традиционными узорами различных республик), использовали дидактические игры («Составь узор на салфетке», «Одень правильно куклу», «Найди пару» ),  а также  народные и сюжетно-ролевые игры.

На третьем поведенческом  этапе проводились презентации проектов, в форме совместных с родителями круглых столов, на которых родители  и дети могли увидеть результаты совместной деятельности, поиграть в национальные игры и попробовать национальную кухню, обсудить новую интересную информацию и совместно выбрать вектор дальнейшего движения в ознакомлении с нашей Родиной.  

В результате проектной деятельности нами были сделаны следующие выводы:

  • Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста - актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в детском дошкольном учреждении ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения.
  • Ребенка   дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

  • Для формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста возможно использование метода проектов, так как этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.

В результате проведенной работы у детей изменятся взаимоотношения внутри детского коллектива, в общении с взрослыми. Они станут проявлять больше терпения, будут более  внимательнее  и добрее к окружающим людям, смогут выражать свое мнение, уважая мнение других, будут стремиться находить выход из конфликтной ситуации мирным путем.

Дошкольники расширяют свои знания о мире людей, у них  сформируется адекватная оценка людей другой национальности в зависимости от их нравственных качеств, а не особенной внешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края

Из опыта работы по осуществлению нравственно-патриотического воспитания детей посредством приобщения к истории и культуре родного края.«Родной край - это часть нашей страны, и в нём наряду со спе...

Анализ работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в условиях ФГОС

Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО....

Консультация для педагогов по теме: «Особенности нравственно-патриотического воспитание детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, св...

Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».

Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Отчёт по теме самообразования "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста" 2022-2023 учебный год.

Целью моей работы по нравственно -  патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивно...

Консультация для родителей "Консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В данной разработке представленны материалы для работы с родителями по формировнаию нравственно-патриотического воспитания детей....

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе» на 2023-2024 уч.год

План по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством создания мини-музеев в группе»...