5 апреля
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

5 апреля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 апреля69.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Весна»

вторник – 5. 04.2016 г.

Утро:

  1. Прием детей в группе или на улице (смотря по погоде)
  2. Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по текущим проблемам.
  3. Воспитание навыков общественного поведения.
  4. Трудовые поручения (в природе, общественно-полезный труд).
  5. Самостоятельные игры детей:

  1. Настольно-печатные игры.

2) Дидактические игры по развитию речи. Формирование словаря.

Игра по формированию грамматического стоя речи

«У кого сколько?

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и падеже.(картотека стр. 9-10 II вариант)

Тема: «Азбука безопасности»                                                                                             

«Насекомые»

Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в природе.

3) Построение на зарядку. Утренняя гимнастика. Пальчиковые, логоритмические игры.

Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение творчески использовать  их в самостоятельной двигательной деятельности.

4) Подготовка к завтраку. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самообслуживание.

Цель: продолжить воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

5)  Завтрак. Формирование правил культуры еды, самообслуживание. Полоскание рта.

6)  Беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций с детьми:

  1. Беседа  «Весна»

Цель: Расширять представления о весне.  (изменеия в погоде, растения весной, поведение зверей и птиц.) (картотека) приложение.

7) Подготовка к НОД. (Самообслуживание.) Формирование навыков подготовки рабочего места.

Цель: приучать самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать его после окончания занятий.

8)  НОД по расписанию. Между ней – подвижные, логоритмические игры, Гимнастика для глаз. 

9)  Непрерывная образовательная деятельность

1.НОД №1  . ОО «Познавательное развитие» ФЦКМ

Ознакомление с предметным и социальным окружением

Тема: В гостях у музыкального руководителя

Цель: Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное отношение , доброжелательное отношение к нему(О.В. Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением стр.41-43 )

2.НОД№2 ОО «Физическое развитие» «Физическая культура» (план у инструктора по физической культуре)

10). Подготовка к прогулке. Развитие навыков самообслуживания.

Цель: учить детей навыков аккуратно складывать свои вещи.

11) Прогулка.

А) Наблюдение за живой природой. Животный мир. Птицы. Сизый голубь.  Весной гнездятся голуби на чердаках, балконах ип других местах. Гнездо делают из тонких веточек и перьев. Питаются в гроде различными пищевыми отходами.

Цель: расширить представление детей  о поведении птиц в весенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. (Весной птицы не летят к кормушке, они начинают сами активно добывать корм.)

Растительный мир. Деревья и кустарники.

Цель: расширять представления детей об изменениях в мире растений в весенний период.

Б) Наблюдение за неживой природой  небо Весной небо чаще становится голубым, беоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Они называются кучевыми, так как плывут кучками. Весной воздух свежий. Народная примета: тёмные тучи на небе -к дождю.

Цель: показать особенности весеннего неба.(О.А. Соломенникова Стр. 86.)

Художественное слово:

Иди,  весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

В) Труд в природе, на участке.

Цель: воспитать доброжелательное отношение к труду взрослых

Г) Сюжетно-ролевые игры.

Игры в почту

Игра-ситуация

«Как работает почта?»

Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре.

Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал. (Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр. 41-44)

Предварительная работа. Воспитатель рассказывает о том, что почта нужна людям для того, чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой или телеграммой родных и знакомых с праздником или днем рождения, рассказать в письме о своей семье, отправить деловое письмо на предприятие (на фабрику, на завод, в офис). Существуют разные виды связи: телефон, телеграф, почта, радио, Интернет. Все виды этой связи могут быть на почте: посетители разговаривают по телефону с людьми из других городов; телеграфисты телеграфируют, отправляют телеграммы; почтальоны отбирают посылки, письма и бандероли; операторы связываются через Интернет с базами почтовых данных. На почте посетителям предоставляют и другие услуги: можно заплатить за квартиру по квитанции, купить или выписать газеты и журналы. Часто на почте продают различные сопутствующие товары, открытки, конверты, книги, делают ксерокопии документов. Почтовые работники стараются обслужить всех клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, которую а разнесут ее по домам.

Воспитатель показывает детям картинки, фильмы, читает художественную литературу по теме, проводит дидактические и творческие игры, рассказывает придуманные истории.

Рассказ воспитателя «Как работает почта»

Каждое утро я выхожу из дома на работу и встречаю в подъезде нашего почтальона

Любовь Ивановна Галеусову.Она разносит в большой почтовой сумке почту – письма, газеты и журналы. Любовь Ивановна входит в подъезд, останавливается возле почтовых ящиков, достает из сумки свернутую газету, письмо или журнал и ловко просовывает в почтовый ящик. Она давно работает на почте, обслуживает наш посёлок и хорошо знает, кто из жильцов какую корреспонденцию выписывает. Например, тетя Полина со второго этажа любит выписывать газеты с программой, а студентка Галя получает журналы про животных, потому что она учится на ветеринарного врача.

Мы с Любовь Ивановной здороваемся друг с другом. Тут слышим, как спускается по лестнице мой сосед с пятого этажа, Кирилл, он работает в театре режиссером и любит читать журналы про искусство. Кирилл обращается к Любовь Ивановне с вопросом, не пришел ли новый журнал. Любовь Ивановна отвечает, что журнала нет, видно почта задержалась. «Где же она задержалась?» – подумала я. А Любовь Ивановна будто услышала мой вопрос и сказала: «Бывает, что почта работает с перебоями, много работы. Не успевают ее отправлять. Газет и журналов теперь много выпускают, а еще посылки, бандероли. Сегодня придется еще раз за почтой идти, сразу все не унести». Кирилл взялся помочь Любовь Ивановне. Он схватил тяжелую сумку и пошел рядом с нашим почтальоном, понес почту в другой дом.

Я открыла свой почтовый ящик и увидела там уведомление о том, что на мое имя пришла бандероль и я могу получить ее на почте. Я вышла из подъезда и направилась к почте. Встав в очередь, я стала терпеливо ждать, когда меня обслужит работник почты – оператор. Передо мной стояли несколько человек. Один мальчик, наверное, ученик школы, купил открытку с днем рождения. Потом подошла старенькая бабушка, и все посетители пропустили ее без очереди, чтобы она не устала ждать. Бабуля получила заказное письмо, поблагодарила людей за уважительное к ней отношение и ушла.

Когда я протянула свою квитанцию, оператор внимательно ее прочитала, потом попросила меня расписаться в получении бандероли и протянула бумажный сверток, скрепленный сургучной печатью. Я взяла бандероль, посмотрела на часы и увидела, что могу опоздать на работу, и побежала..

На работе я открыла бандероль. Там оказалась красивая книга с иллюстрациями, которую я заказывала через книжный магазин. Я так обрадовалась этому, что стала тихонько напевать. «Как же хорошо, что существует почта, – радовалась я. – Подумать только, открываешь каталог, выбираешь нужную книгу или журнал, делаешь заказ, и тебе присылают из другого города именно ту книгу, которую ты просишь!»

Я поделилась этим открытием со своими сослуживцами. Многие из них, оказывается, тоже пользуются этой услугой. Дома я листала присланную мне по почте новую книгу и подумала, как хорошо, что есть на свете почта.

Основная работа. Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру в почту.

Дидактическая игра «Как отправить посылку»

В гости к детям приходит Винни Пух. Сообщает, что ему позвонил Пятачок и попросил прислать ему желудей на день рождения. Винни Пух обращается к детям за помощью.

Ребята объясняют ему, как отправить посылку: сначала надо упаковать в пакет вещи, которые хочешь отослать (желуди), потом уложить пакет в коробку, заклеить ее скотчем, написать свой адрес (Винни Пуха) и адрес получателя (Пятачка) и отнести на почту. Там надо заплатить деньги и отдать посылку приемщику, он взвесит ее, поставит на посылке печать и выпишет квитанцию, что посылка отправлена. Когда адресат (Пятачок) получит посылку, то почта оповестит отправителя (Винни Пуха) – пришлет уведомление о том, что посылка вручена получателю. Винни Пух благодарит детей за то, что научили его отправлять посылки. Далее дети играют в игру «Кому что пришло».

Дети выступают в игре в роли сортировщиков и почтальонов. Сортировщики должны отобрать по группам корреспонденцию и разложить ее по полочкам (ячейкам): отдельно письма, бандероли, посылки, газеты, журналы (карточки с нарисованными предметами). Когда ячейки будут заполнены, почтальоны разносят корреспонденцию в сумках (корзинах) по домам (сидящим на отдельно стоящих стульчиках детям) со словами: «Вам посылка», «Вам бандероль», «Вам письмо»,

«Вам телеграмма», «Вам журнал». Те дети, которые были сортировщиками, становятся получателями и принимают от почтальонов корреспонденцию, говоря «спасибо», «до свидания».

Далее дети могут разыграть игру-драматизацию на тему почты.

  •  «ЛОВИШКИ» (средняя группа)
  • Задачи: развивать: быстроту реакции, ловкость и сноровку, учить играть в коллективе, соблюдая правила игры. 
  • Описание игры: дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его рукой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся рукой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 играющих, выбирается новый ловишка. (картотека подвижных игр)

Е) Опыты с  водой.

Цель: расширить представления детей об окружающем мире

12). Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры. Воспитание культуры общения. Игры на       психологическую разгрузку.

Цель: продолжить воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой.

 13) Воспитание навыков самообслуживания.

 14) Обед.  Формирование правил культуры еды. Полоскание рта.

Цель: совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи: умение брать пищу понемногу, хорошо пережёвывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами.

Художественное слово:

Я обед съедаю сам.
Открываю рот – и АМ!
Чтобы силы были
Супчик мы сварили.
Мой хороший аппетит
В животе один сидит.
Ножками топочет,
Он обедать хочет!
Вот несёт мне ложка
Супчик из горошка.
И котлету прямо в рот
Вилка шустрая несёт.
Шепчет тихо аппетит:
Сыт-сыт-сыт-сыт.

 15) Рассматривание книг, иллюстраций. Подготовка ко сну, воздушные ванны, босохождение.

 16) (Прослушивание художественного произведения на аудио.)

Музыка

Слушание: «Чики-чики-чикалочки» (аудиотека)

Цель: приорбщать к фольклору через знакомство с народными мелодиями.

Пение: «Солнышко», «Весна наступает» (картотека)

Цель: пение разученных песен

Игра на детских музыкальных инструментах: «Полянка» русс. нар. мелодия (аудиотека)

Цель: совершенствовать умение во время звучания музыки использовать шумовые инструменты

Песенное творчество: «Радуга-дуга»

Цель: побуждать придумывать мелодии к знакомыи потешкам

1) Дневной сон.

2-я половина дня

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Постепенный подъем, дыхательная гимнастика.  Закаливающие процедуры (воздушные ванны, босохождение, хождение по массажным коврикам, элементы точечного массажа.)

1.Музыкально - ритмические движения: ходьба под «Марш», муз И.Беркович. –аудиотека

2.Чтение художественной литературы.

«Иди весна, иди красна»

Цель: знакомить с русскими народными сказками, понимать тему, образное содержание и идею сказки, развивать внимание и речь. (картотека)

3)Хороводные игры «Раздувайся пузырь»

Цель: развитие пространственного воображения

4)Театрализованные игры

Игра – ситуация

«Огород на окне»

Цель: Активизировать слуховое внимание, художественное восприятие; будить творческую активность детей; учить пересказывать и инсценировать знакомый литературный материал. (Н. Ф. Губанов Развитие игровой деятельности стр.108-110)

5) Прогулка.

А) Наблюдение за живой природой. Животный мир. Птицы. серая ворона. Ранней весной птицы появляются у мест гнездования. Самец и самка вместе на дереве строят гнездо из веток, иногода из проволоки. Когда ворона сидит на яйцах, самец её кормит. Серые вороны активно защищают свои гнёзда от кошек и собак. Вороны очень умные и хитрые птицы. Питаются растительной и животной пищей.

Цель: расширить представление детей  о поведении птиц в весенний период. Учить различать и называть птиц по внешним признакам. (Весной птицы не летят к кормушке, они начинают сами активно добывать корм.)

Растительный мир. Деревья и кустарники.

Цель: расширять паредставленя детей об изменениях в мире растений в весенний период.

Б) Наблюдение за неживой природой  небо Весной небо чаще становится голубым, беоблачным. Иногда по небу плывут белые облакак. Они называются кучевыми, так как плывут кучками. Весной воздух свежий. Народная примета: тёмные тучи на небе -к дождю.

Цель: показать особенности весеннего неба.(О.А. Соломенникова Стр. 86.)

Художественное слово:

Иди,  весна, иди красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопок,

Большой урожай в наш край!

В) Труд в природе, на участке.

Цель: воспитать доброжелательное отношение к труду взрослых

Самостоятельная деятельность детей.

6)П/и (метание, бросание, ловля).

«Бегите ко мне»

задачи: учить детей бегать по заданному направлению(картотека подвижных игр).

7). Возвращение с прогулки. Гигиенические процедуры.

8) Деятельность детей в группе

Сюжетно-ролевые игры

Игра-ситуация

«Как работает почта?»

Цель: Совершенствовать умение объединяться в игре.

Учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал. (Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности стр. 41-44)

9).Общественно-полезный труд. Мытьё игрушек, купание кукол-голышек.
10).Подготовка к ужину. Ужин. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Самообслуживание. Культура поведения во время еды.

11). Самостоятельная деятельность. Строительные игры. С конструктором «Лего». (Индивидуальная работа по ФЭМП Семко К.)

Уход детей домой.

Игры в парикмахерскую

На тему игр в парикмахерскую можно предложить блок игр-ситуаций «Салон красоты», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Салон красоты»

Предварительная работа. Воспитатель рассказывает детям о том, что каждый человек хочет выглядеть красиво, и для этого он может покрасить волосы в другой цвет, сделать прическу, маску для лица, ванночки для ног и для рук, маникюр и массаж. В парикмахерской все это сделать сразу бывает невозможно, поэтому люди придумали салоны красоты, в которых предлагается много разных услуг.

Еще с улицы видна реклама салона, на которой изображены красивые девушки и юноши с модными стрижками. Войдя в салон, человек становится его клиентом, которого надо обслуживать. Клиент может выбрать те услуги, которые ему необходимы. Если человек очень спешит и не может сегодня попасть на прием, то он может записаться к парикмахеру или массажисту.

Салон красоты работает с утра и до вечера, поэтому каждый желающий может попасть к мастеру в удобное для него время. Мастера салона – умелые работники, они отлично обслуживают клиентов, используют хорошие шампуни, бальзамы, маски и кремы, поэтому клиенты любят посещать салон красоты. Мастер-парикмахер усаживает клиента в удобное кресло и становится рядом. Он осматривает волосы посетителя и предлагает сделать модную прическу.

В салоне красоты клиент может посетить массажный кабинет, солярий, фитокабинет. Администратор запишет в журнале, в какое время клиенту следует приходить на процедуры. Если клиент опаздывает, то он звонит в салон и предупреждает о том, что не может прийти в назначенное время, и его записывают на другой день. В парикмахерских и салонах красоты постоянно расширяется перечень услуг, и это привлекает клиентов.

В подготовительный к игре период воспитатель знакомит детей с работой парикмахера, массажиста, рассказывает о работе фитобара, солярия, для этого показывает картинки на данную тему, проводит дидактические и творческие игры, рассказывает придуманные истории.

Дидактическая игра «Незнайка – мастер»

Воспитатель. Незнайка решил поработать в салоне красоты. Когда Знайка услышал об этом, он предложил своему приятелю почитать книжки о работе салонов красоты, научиться делать прически, массажи. Но Незнайка только махнул рукой: «Вот открою салон, так сразу и научусь». Он открыл свой салон в отдельной комнатке. Теперь это был его кабинет. На двери кабинета он повесил табличку: «Внимание! Здесь ведет прием самый лучший мастер!» Незнайка выглянул в коридор и увидел, что там стоит очередь, и пригласил первого посетителя в кабинет. Что тут началось! Клиенты один за другим входили в кабинет Незнайки и через некоторое время вылетали оттуда с громким криком. Что же случилось? А дело в том, что Незнайка, как всегда, все перепутал. Того, кто пришел постричься, он так обстриг, что волос на голове почти не стало. Тому, кто просил покрасить волосы, он выкрасил их в такой жуткий цвет, что клиент позеленел от злости. Пришел раз в салон Гунька и попросил побрызгать прическу лаком, а Незнайка начал красить его волосы лаком для ногтей. Гунька рассердился, хлопнул дверью и ушел. Потом пришел Цветик, он был записан на прием в субботу. Пришел, а никого в салоне нет. Оказывается, Незнайка забыл, что сегодня суббота, и пошел в кино. Тогда Незнайка решил учиться. Ребята, помогите Незнайке стать хорошим мастером.

Далее воспитатель предлагает детям игру «Что умеют мастера».


Если вы пришли в салон,
Вот вам на прием… 
(талон).
Тут наденут вам манишку
Захотите – будет… 
(стрижка).
Мастер в руки взял расческу
Будет делать вам… 
(прическу).
Может голову помыть,
Может бороду… 
(побрить).
Получилось так красиво,
Что вы скажете… 
(спасибо).

Далее педагог может познакомить детей с придуманным им рассказом.

Рассказ воспитателя «Как я побывала в салоне красоты»

Однажды я шла по улице и увидела рекламу: «Спешите в салон красоты!» Я привыкла делать прически в парикмахерской возле дома, а в салоне красоты никогда не была. Мне очень захотелось узнать, что же такое салон красоты. Я открыла дверь и попала в просторный коридор. В салоне меня встретил администратор, он спросил, какие услуги меня интересуют, и подал мне лист с перечнем услуг. Я внимательно почитала, какие услуги предоставляет клиентам этот салон красоты и увидела, что там можно делать массаж, пить травяные коктейли, делать ванночки для ног и рук, маникюр, посещать солярий и многое другое.

Я попросила записать меня на модную стрижку и маникюр. Администратор сделал запись в журнале и попросил прийти в пятницу в пять часов вечера. Я поблагодрила его и ушла домой. В пятницу я явилась в салон, как и было условлено, к пяти часам. Администратор повел меня в кабинет парикмахера. Парикмахер, молодая девушка в белоснежном халате, улыбнулась мне, и я сразу почувствовала себя уверенно. Она жестом пригласила меня в кресло и дала журнал с фотографиями причесок. Я пролистала весь журнал и выбрала понравившуюся мне стрижку. Парикмахер посмотрела на меня и сказала, что такая стрижка мне будет к лицу. Потом она предложила мне на выбор шампуни и стала мыть голову. После этого она разложила на столике необходимые для работы инструменты: щипчики, ножницы, расчески. Я сидела в кресле и смотрела в зеркало. В нем было видно, как парикмахер взяла в руки прядь моих волос, ловко прижала ее пальцами и подровняла ножницами их кончик. Я видела, как она быстро орудовала ножницами – чик-чик! – и пряди волос падали на пол. Прошло немного времени, и у меня появилась новая стрижка. Парикмахер взяла в руки фен и стала укладывать прическу. Затем она сбрызнула волосы лаком, провела по волосам расческой, сняла с моих плеч покрывало, которое защищало одежду от случайного попадания краски и волос, и подвела меня к большому зеркалу. Я была довольна прической и сказала парикмахеру спасибо.

Затем наступило время идти на маникюр. Я подошла к кабинету маникюра и стала ждать. Вскоре дверь отворилась и на пороге появилась мастер по маникюру. Она спросила меня, на какое время я была записана, сверила свои записи и пригласила меня в кабинет.

Я с интересом увидела, что на столике мастера стояло множество разных пузырьков, баночек и инструментов. Мастер достала чистый маникюрный набор, разложила инструменты на салфетке. Потом дала мне ванночку, налила туда теплый мыльный раствор и предложила спокойно посидеть, погрузив в воду пальцы рук. После этого мастер взяла полотенце и обсушила мои пальцы. Затем маленькой пилочкой обработала каждый мой ноготок и предложила выбрать лак для ногтей. Я выбрала розовый лак, потому что он был очень красивый. Мастер по маникюру стала аккуратно наносить лак на ногти. Когда лак высох, я поблагодарила мастера по маникюру, подошла к администратору и заплатила деньги в кассу за оказанные мне услуги в салоне красоты. Придя домой, я еще раз внимательно посмотрела на себя в зеркало, увидела, как мне идет новая прическа, и поняла, что не зря побывала в салоне красоты.

Экскурсия в парикмахерскую

Воспитатель приглашает детей на экскурсию в парикмахерскую – посмотреть на работу парикмахера. Обращает внимание ребят на вывески, таблички, рекламные плакаты, которые дают информацию об оказываемых в парикмахерской услугах. Далее поясняет происходящее внутри, в помещении. Обращает внимание на уютные холлы, в которых ожидают своей очереди клиенты парикмахерской, расположившись на диванчиках и стульях. Дети видят, что в холле можно посмотреть журналы с фотографиями модных стрижек и причесок. Важно обратить внимание детей на то, как парикмахер расспрашивает клиентов о желанной прическе, как использует шампуни, лаки, краски; как клиент расплачивается в кассе за предоставленные услуги.

Основная работа. Воспитатель организует игру в парикмахерскую, в которой отразится приобретенный детьми жизненный опыт.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «В парикмахерской»

Воспитатель наблюдает игру детей и, если видит, что она затухает, предлагает новый сюжет: в парикмахерскую, что находится за углом, пришел новый мастер, который делает хорошие прически; не пора ли постричь своих дочек? Воспитатель предлагает кому-либо из ребят стать этим новым мастером. Ребенок-мастер готовит предметную среду, прислушиваясь к совету взрослого: «Оля, а куда ты посадишь клиентов? Может быть, надо поставить специальный столик и удобное кресло? Ты готова? Тогда встречай посетителей» – и часть детей тут же переключается на игру в парикмахерскую. Дети, играющие в другие игры, например, в семью, по предложению воспитателя также могут подключиться к данной игре: «Как вы думаете, мама, наверное, тоже пойдет делать прическу к семейному празднику?»

Парикмахер предлагает различные услуги, дети-клиенты вступают с ним в диалог. В случае затруднений педагог помогает советом, замечанием: «Хочешь помыть клиенту волосы? Только осторожнее включай кран, сначала попробуй рукой, не слишком ли горячая вода».

Связь игр в парикмахерскую с играми на другие темы

Идею игры в парикмахерскую можно использовать как новое развитие основного сюжета:

– в играх в семью: маме позвонили из салона красоты и напомнили, чтобы она не забыла прийти в пять часов на массаж; папа привел сына в парикмахерскую сделать стрижку;

– в играх в транспорт: летчики перед рейсом приходят в парикмахерскую, чтобы сделать короткую стрижку и побриться; стюардессы пришли в салон красоты сделать макияж;

– в играх в магазин: продавцы во время обеденного перерыва звонят в парикмахерскую, договариваются о времени приема; продавец приходит на работу с новой прической;

– в играх в больницу: в больницу к пациентам приходит парикмахер, чтобы помочь им побриться, сделать стрижку;

– в играх в детский сад: в детском саду ребята играют в парикмахерскую; мама приводит ребенка с заросшими волосами, и воспитатель рекомендует ему отвести мальчика к знакомому парикмахеру.

Игры в почту

На тему игр в почту можно предложить блок игр-ситуаций «Как работает почта?», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Как работает почта?»

Предварительная работа. Воспитатель рассказывает о том, что почта нужна людям для того, чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой или телеграммой родных и знакомых с праздником или днем рождения, рассказать в письме о своей семье, отправить деловое письмо на предприятие (на фабрику, на завод, в офис). Существуют разные виды связи: телефон, телеграф, почта, радио, Интернет. Все виды этой связи могут быть на почте: посетители разговаривают по телефону с людьми из других городов; телеграфисты телеграфируют, отправляют телеграммы; почтальоны отбирают посылки, письма и бандероли; операторы связываются через Интернет с базами почтовых данных. На почте посетителям предоставляют и другие услуги: можно заплатить за квартиру по квитанции, купить или выписать газеты и журналы. Часто на почте продают различные сопутствующие товары, открытки, конверты, книги, делают ксерокопии документов. Почтовые работники стараются обслужить всех клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, которую а разнесут ее по домам.

Воспитатель показывает детям картинки, фильмы, читает художественную литературу по теме, проводит дидактические и творческие игры, рассказывает придуманные истории.

Дидактическая игра «Как отправить посылку»

В гости к детям приходит Винни Пух. Сообщает, что ему позвонил Пятачок и попросил прислать ему желудей на день рождения. Винни Пух обращается к детям за помощью.

Ребята объясняют ему, как отправить посылку: сначала надо упаковать в пакет вещи, которые хочешь отослать (желуди), потом уложить пакет в коробку, заклеить ее скотчем, написать свой адрес (Винни Пуха) и адрес получателя (Пятачка) и отнести на почту. Там надо заплатить деньги и отдать посылку приемщику, он взвесит ее, поставит на посылке печать и выпишет квитанцию, что посылка отправлена. Когда адресат (Пятачок) получит посылку, то почта оповестит отправителя (Винни Пуха) – пришлет уведомление о том, что посылка вручена получателю. Винни Пух благодарит детей за то, что научили его отправлять посылки. Далее дети играют в игру «Кому что пришло».

Дети выступают в игре в роли сортировщиков и почтальонов. Сортировщики должны отобрать по группам корреспонденцию и разложить ее по полочкам (ячейкам): отдельно письма, бандероли, посылки, газеты, журналы (карточки с нарисованными предметами). Когда ячейки будут заполнены, почтальоны разносят корреспонденцию в сумках (корзинах) по домам (сидящим на отдельно стоящих стульчиках детям) со словами: «Вам посылка», «Вам бандероль», «Вам письмо»,

«Вам телеграмма», «Вам журнал». Те дети, которые были сортировщиками, становятся получателями и принимают от почтальонов корреспонденцию, говоря «спасибо», «до свидания».

Далее дети могут разыграть игру-драматизацию на тему почты.

Игра-драматизация «На почте»

Ведущий.


Сегодня с самого утра
На почте гам и толкотня:
К Восьмому Марта своей маме
Хотят отправить телеграмму
Щенок, цыпленок и мартышка,
Слоненок, зайчик, бурый мишка.
Приемщик-кот спросил в который раз:

Кот. Кто следующий? Ну что у вас?

Бегемот.


Посылку в Африку отправить надо,
Я обещал детишкам шоколада.

Кот.


Вот вам квитанция, возьмите,
А на посылке адрес напишите.

Лиса.


Как телеграмму мне отправить?
Соседку с Женским днем хочу поздравить.

Кот.


Вот бланк, пишите поздравленье,
Его пошлю без промедленья.

Ежиха. Известья жду от своего сынка.

Кот.


Его не получили мы пока.
Как только от него придет уведомленье,
Наш почтальон пришлет вам извещенье.

Ведущий.


Так целый день на почте шум и гам,
Приходит много писем, бандеролей, телеграмм.
Приемщик кот старается, как может,
Он посетителям всегда поможет.
Всех обслужить он вовремя успеет,
Дела почтовые вести прилежно он умеет.

В предварительную работу воспитатель может ввести придуманный им рассказ.

Рассказ воспитателя «Как работает почта»

Каждое утро я выхожу из дома на работу и встречаю в подъезде нашего почтальона Елену Петровну Она разносит в большой почтовой сумке почту – письма, газеты и журналы. Елена Петровна входит в подъезд, останавливается возле почтовых ящиков, достает из сумки свернутую газету, письмо или журнал и ловко просовывает в почтовый ящик. Она давно работает на почте, обслуживает наш район и хорошо знает, кто из жильцов какую корреспонденцию выписывает. Например, тетя Полина со второго этажа любит выписывать газеты с программой, а студентка Галя получает журналы про животных, потому что она учится на ветеринарного врача.

Мы с Еленой Петровной здороваемся друг с другом. Тут слышим, как спускается по лестнице мой сосед с пятого этажа, Кирилл, он работает в театре режиссером и любит читать журналы про искусство. Кирилл обращается к Елене Петровне с вопросом, не пришел ли новый журнал. Елена Петровна отвечает, что журнала нет, видно почта задержалась. «Где же она задержалась?» – подумала я. А Елена Петровна будто услышала мой вопрос и сказала: «Бывает, что почта работает с перебоями, много работы. Не успевают ее отправлять. Газет и журналов теперь много выпускают, а еще посылки, бандероли. Сегодня придется еще раз за почтой идти, сразу все не унести». Кирилл взялся помочь Елене Петровне. Он схватил тяжелую сумку и пошел рядом с нашим почтальоном, понес почту в другой дом.

Я открыла свой почтовый ящик и увидела там уведомление о том, что на мое имя пришла бандероль и я могу получить ее на почте. Я вышла из подъезда и направилась к почте. Встав в очередь, я стала терпеливо ждать, когда меня обслужит работник почты – оператор. Передо мной стояли несколько человек. Один мальчик, наверное, ученик школы, купил открытку с днем рождения. Потом подошла старенькая бабушка, и все посетители пропустили ее без очереди, чтобы она не устала ждать. Бабуля получила заказное письмо, поблагодарила людей за уважительное к ней отношение и ушла.

Когда я протянула свою квитанцию, оператор внимательно ее прочитала, потом попросила меня расписаться в получении бандероли и протянула бумажный сверток, скрепленный сургучной печатью. Я взяла бандероль, посмотрела на часы и увидела, что могу опоздать на работу, и побежала на трамвай.

На работе я открыла бандероль. Там оказалась красивая книга с иллюстрациями, которую я заказывала через книжный магазин. Я так обрадовалась этому, что стала тихонько напевать. «Как же хорошо, что существует почта, – радовалась я. – Подумать только, открываешь каталог, выбираешь нужную книгу или журнал, делаешь заказ, и тебе присылают из другого города именно ту книгу, которую ты просишь!»

Я поделилась этим открытием со своими сослуживцами. Многие из них, оказывается, тоже пользуются этой услугой. Так, мой начальник Михаил Валентинович недавно воспользовался услугой «Книги – почтой» и получил очень редкую книгу по экономике. Кассир Валентина Михайловна, узнав об этом, заказала себе книгу по садоводству, которую давно искала.

Дома я листала присланную мне по почте новую книгу и подумала, как хорошо, что есть на свете почта.

Основная работа. Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру в почту.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «Работа почты»

Для того чтобы игра стала интереснее, перед ее началом следует сделать с детьми все необходимое: склеить конверты, нарезать из старых журналов цветные квадратики («открытки»), из газет – «письма», сложить стопочкой пустые листы бумаги («бланки» и «квитанции»), разложить «газеты» и «журналы», подготовить пустые коробки и пакеты для посылок и бандеролей. На занятиях и в свободное время нужно научить детей наклеивать бумажные квадратики («марки») на конверты, подписывать «адрес» и «имя». В игре можно распределить следующие роли: приемщик писем и телеграмм, сортировщик, опрератор связи, почтальон, грузчик, шофер машины «Почта».

Воспитатель может предложить детям различные линии сюжета: посетители встают в очередь, по одному подходят к приемщику и сообщают, что они хотят сделать (отправить посылку, дать телеграмму, заплатить за квартиру и т. д.); сортировщик раскладывает по ячейкам корреспонденцию, а потом дает шоферу путевой лист, поясняющий куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт); посетители ждут своей очереди на телеграфе, потом по одному проходят в кабины и разговаривают по межгороду.

Связь игр в почту с играми на другие темы

Игра в почту может стать одной из разновидностей сюжетных линий игр на разные темы:

– в играх в семью: мама вспоминает, что едва не забыла дать телеграмму и поздравить бабушку с днем рождения, звонит по телефону на почту и диктует текст телеграммы;

– в играх в транспорт: пассажиры улетают в далекий город и пишут в телеграмме своим родственникам о том, чтобы они их встретили в аэропорту;

– в играх в магазин: директору магазина приходит по почте рекламный журнал, в котором предлагаются разное оборудование для торгового зала;

– в играх в больницу: в больничном городке работает почта, где больные могут отправить письма и телеграммы свои родным, позвонить в соседний город по междугородней связи; заплатить по квитанциям за квартиру;

– в играх в мастерскую и парикмахерскую: работники могут в обеденный перерыв пойти на почту, выписать или купить газеты и журналы, опустить письмо в почтовый ящик;

– в играх в детский сад: в детский сад приходит посылка от детей из другого детского сада; ребята пишут на телевидение письмо, просят показать любимую передачу.

Игры в детский сад

На тему игр в детский сад можно предложить блок игр-ситуаций «Занятия в детском саду», включающий различные виды предварительной и основной работы.

Блок 1. Игра-ситуация «Занятия в детском саду»

Предварительная работа. Воспитатель за время пребывания детей в детском саду показывает им труд сотрудников (воспитателей, поваров, прачек, заведующей, няни, методиста, уборщиц, дворников, кастелянши, музыкального руководителя и др.) в режимные моменты свободного общения детей, на специальных экскурсиях, целевых прогулках и наблюдениях. На последующих занятиях с детьми воспитатель должен использовать эти полученные впечатления и знания. Так, после экскурсии на кухню воспитатель, используя настоящие продукты, может показать, как готовят пирожки. Постепенно ребята начинают яснее представлять себе работу персонала, режим дня и воспитательный процесс в детском саду: как воспитатель утром встречает детей, приходящих с родителями из дома, как проводятся занятия, как накрывают столы к приему пищи, чем можно заниматься на прогулке, как проводятся праздники и развлечения, как дети играют, рисуют и лепят в свободные вечерние часы и встречают родителей, как воспитатели беседуют с родителями по поводу воспитания детей, и многое другое – все это часто становится содержанием самодеятельной сюжетно-ролевой игры детей.

Воспитатель, наблюдая игры детей в детский сад, сможет убедиться в том, как дети воспринимают обстановку детского учреждения, что им интересно и что им не нравится. Обо всем этом скажет сюжетно-ролевая игра.

Для побуждения к игре в детский сад воспитатель может предложить детям вспомнить, куда они недавно ходили (например, в прачечную), и предложить игру, показав игрушечную стиральную машинку и место для прачечной. Общаясь с родителями, воспитатель в присутствии ребенка старается рассказывать о том, что интересного произошло за день, стараясь подчеркнуть успехи малыша, втянуть его в разговор взрослых, предложить высказать мнение по поводу экскурсии или развлечения.

Побудить детей к игре в детский сад помогут стихи, рассказы и разные придуманные истории про детей в детском саду, а также инсценировки и дидактические игры.

Дидактическая игра «В детском саду»

Воспитатель приводит в гости к детям Степашку (игрушку), который только начал ходить в детский сад. Дети объясняют ему, когда и что нужно делать в детском саду: умываться, заправлять постель, гулять и т. д. Степашка рассказывает, как он пошел однажды в детском саду гулять с детьми средней группы. Он оделся самым первым и вышел гулять, не дожидаясь ребят, хотя воспитатель всех предупредила о том, что без разрешения уходить нельзя. Но Степашка не послушал и побежал на улицу.

На участке никого из ребят еще не было. Степашка покрутился возле песочницы и побежал к калитке. За забором остановилась красивая легковая машина, Степашка открыл калитку и вышел за территорию детского сада, чтобы ее хорошенько рассмотреть. К машине подошел шофер, нажал на газ, и машина поехала. Степашка некоторое время бежал за машиной, но она быстро скрылась за домами. Оглянувшись, Степашка увидел, что он стоит в незнакомом дворе. Ему стало страшновато, он пошел обратно, но скоро понял, что заблудился. Степашка стал плакать, а прохожие расспрашивали, что с ним случилось. Возле Степашки собралась группа людей. Наконец, один из прохожих повел его к детскому саду, но оказалось, что это совсем другой детский сад.

Через некоторое время Степашка уже сидел в своей группе, пил чай и рассказывал ребятам и воспитателю, что с ним стряслось. Воспитательница Ольга Анатольевна гладила Степашку по голове и укоризненно качала головой. Степашка и сам понимал, что поступил неправильно. Он пообещал, что будет послушным.

Далее педагог проводит игру «Чем можно заниматься в детском саду?».

Воспитатель показывает картинки, а дети отгадывают, какое это занятие (музыкальное, по математике, по физкультуре и т. д.). Затем педагог начинает фразу, а дети ее продолжают.

Воспитатель. Если на батарее лежат варежки и комбинезоны, а на дверцах шкафов висят куртки, это значит, дети пришли… (с прогулки). Если из зала раздается музыка, слышно пение детей, то это значит, что дети находятся на… (музыкальном занятии).Если в зале слышно, как бегают дети, раздается стук мячей, звучит музыка, то всем ясно, дети занимаются… (физкультурой).Если в зале много народа, слышна музыка, смех, всюду веселье, то всякий поймет, что в зале идет… (праздник).

Игра-драматизация «Я сегодня – воспитатель»


Мы играли в детский сад,
Костя наставлял ребят:
– Здесь – работа, тут – семья,
Воспитатель – это я,
На часы скорей глядите -
В детский сад детей ведите.
Мамы взяли медвежат,
Папы выбрали зайчат,
Кто в коляске, кто в машине
Повезли их в детский сад.
Костя у дверей стоял,
Костя деток принимал.
Предлагал он им печенье,
Кашу с медом и варенье.
Дети кушали, старались,
От еды не отказались.
После завтрака – игра,
Спать потом пришла пора.
Спят в кроватках все ребята -
Зайки, лисы, медвежата.
Мамы вовремя пришли,
Папы к детям подошли.
Папа Витя с мамой Олей
Очень садиком довольны:
– Тут забота и уют,
Дети бодрыми растут!
Папа Миша с мамой Женей:
– Садик – просто загляденье!
– Воспитатель самый милый, -
Так сказала мама Мила.
Костик думал:
– Подрасту -
В воспитатели пойду!

Основная работа. Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру.

Сюжетно-ролевая игра-ситуация «День в детском саду»

Воспитатель наблюдает за игрой детей и предлагает им сделать новый поворот в сюжете: мамам пора вести детей в детский сад. Ребята, выступая в роли родителей, ведут в детский сад своих детей-кукол или сами играют роли и воспитателей, и мам, и детей. Воспитатель может подключиться к детской игре в качестве ребенка, задавая тон игре, помогая распределять роли, ладить в игре, обогащать ее содержание введением новых сюжетных линий.

В игре можно отражать любые режимные моменты детского сада: встречу детей, прогулку, сон, занятия, игры. Создавая предметную среду, дети осознают, что некоторые атрибуты можно сделать своими руками (построить живой уголок с обитателями – мелкими игрушками; соорудить физкультурный турник; сделать площадку для прогулок). Руководя игрой, воспитатель должен понять, что важно вовлекать детей в ролевые диалоги, побуждать к взаимодействию друг с другом.

Связь игр в детский сад с играми на другие темы

Игры в детский сад могут переплетаться с играми на другие темы:

– с играми в семью: мама поручает старшему брату отвести сестренку в детский сад, он выполняет поручение и приносит записку от воспитателя о том, что состоится родительское собрание; вся семья приходит на праздник в детский сад;

– с играми в транспорт: папа одного мальчика, капитан дальнего плавания, приходит в детский сад и рассказывает детям о морских приключениях; заведующая детского сада звонит в автоколонну и просит дать автобус, чтобы поехать в цирк;

– с играми в магазин: магазин поставляет в детский сад продукты;

– с играми в больницу: дети из детского сада попали в больницу, где работает мама одного из ребят, она сообщает детям о здоровье их сверстников, приносит им гостинцы от воспитанников детского сада;

– с играми в мастерскую и парикмахерскую: воспитатель приводит детей на экскурсию в мастерскую или парикмахерскую, показывает, как работают мастера;

– с играми в почту: дети детского сада пишут письмо своим родителям, а родители – своим детям; почтальон приносит в детский сад посылку из Африки.

Театрализованная игра

В средней группе все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются, главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное овладение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

В 4–5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагогу необходимо прослеживать количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит малыша – он только учится играть и чувствовать роль. Желание «наиграться» превалирует над другими стремлениями. Воспитатель, действуя как мудрый партнер, режиссер и советчик, анализирует возможности ребенка и со временем сможет выстроить перспективу развития его артистизма, навыков художественной игры.

Пока же нужно дать ребенку как можно больше образцов-эталонов и вариантов-интерпретаций (ролей, действий, сюжетов), чтобы, с одной стороны, научить драматизации, а с другой стороны – не ограничить свободу мысли и чувства. Следует пополнять художественные впечатления детей, давать пищу для восприятия. Педагог, показывая отдельные игры-драматизации, сценки или развернутые драматические представления, тем самым удовлетворяет потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильные впечатления на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли, причем так же вдохновенно и выразительно, как это делает воспитатель. Начиная со средней группы, у детей все ярче проявляется способность к художественной имитации; воспитателю нетрудно увлечь их интерпретацией роли, ярким сюжетом.

Сюжеты, которые предлагает взрослый детям, изменяются: они становятся более сложными для восприятия, могут быть продолжительнее, чем раньше. Педагог побуждает ребят к выделению нравственной идеи (добра и зла, взаимопомощи и др.) прочитанной сказки, воспитывая чутких слушателей.

В настоящем пособии предлагаются разработанные нами сценарии игровых ситуаций, представляющих собой совокупность художественно-творческих обстоятельств, в которые попадает ребенок. Игры-ситуации включают в себя различные виды театрализованной игры: разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли. Ведущей остается идея представить театрализованную игру как эмоциональную ситуацию, которая требует «переживания в проживании», и которую специально создает и организует педагог. Здесь надо сказать о самом педагоге. Теперь к педагогу предъявляется требование быть артистичным, творческим, динамичным, для того чтобы воздействовать на чувственно-эмоциональную сферу ребенка, способствовать его погружению в мир драматизации.

Театрализованная деятельность детей в средней группе значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Теперь взрослый предоставляет ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом детском театре; также можно предложить их в виде этюдов и всевозможных игр.

Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как курочка просит у хозяюшки маслица»), вовлечение в диалог (например, в играх-инсценировках про парикмахерскую), в импровизацию («… И тут птицы испугались и полетели, гневно крича…»), включаясь в которые ребенок призовет на помощь воображение, даст свой взгляд на ситуацию, поразмыслит.

Некоторые игры носят характер сюжетно-ролевой игры. Начинаясь с обсуждения замысла, такая игра может обрастать выразительными диалогами, художественными ситуациями, что сближает ее с собственно драматизациями. В разделе «Сюжетно-ролевая игра» настоящего пособия мы упоминали о том, что театрализованные игры питают сюжетно-ролевую игру: именно из художественной, театрализованной игры ребенок черпает идеи и образцы построения сюжета, что впоследствии разовьет у него способности к сюжетосложению, которые так необходимы в старшей группе для развития игровых умений в творческой игре.

Воспитателю следует помнить о том, что дети 4–5 лет могут самостоятельно обустраивать место для своей игры: строить простейшие конструкции, изготавливать атрибутику, элементы костюмов. Педагог помогает им реализовать идеи обустройства игрового пространства, предоставляя для этого специально отведенное время (во время занятий, в свободное время). Это заставляет педагога задуматься об особенностях и возможностях предварительной работы. Как в сюжетно-ролевой, так и в театрализованной игре предварительная работа становится крайне необходимой, так как она позволяет оснастить будущий сюжет (спектакль) предметной средой.

Так же как и в разыгрывании сюжетов, в оборудовании предметно-пространственной среды воспитатель должен давать детям как можно больше возможностей проявить самостоятельность. Пусть на первых порах малыши что-то сделают не так, зато потом, освоившись, скорее поймут, чего они не учли, какую деталь не сделали, разыгрывая ту или иную сценку.

Большое значение мы уделяем роли педагогического театра как образца творческого поведения взрослых, что является необходимым в развитии творческих способностей детей. В пособии представлена деятельность такого театра в виде «театра одного актера» (воспитателя) в сценках, играх, инсценировках, а также в виде небольшого театрального коллектива (в спектакле «Ленивая Маша»), которому по плечу исполнение пьес различного жанра (в данном примере это сочетание кукольного и драматического театра взрослых). Большие выразительные возможности педагогического театра существенно упрощают работу педагога по накоплению у детей художественных впечатлений.

Используя представленный в данном пособии материал, воспитатель может включать его в свою работу вариативно, по-своему, например, брать только отдельные игры, сюжеты или соединять две-три игровые ситуации в целостный игровой блок. Это избавит педагога от шаблона, пробудит в нем творческий подход к детской игре.

Предлагаемые игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как на занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Сценарии игр-ситуаций

Сентябрь

Игра-ситуация «Детский сад встречает малышей»

Программное содержание. Продолжать развивать интерес к театрализованной игре; активизировать слуховое восприятие; учить ребят называть друг друга по именам, называть взрослых по имени и отчеству.

Материалы. Игрушки (куклы, мишки, зайцы и др.); коляски для игрушек; посуда и муляжи подкутов для сервировки кукольного стола.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-ролевая игра, музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель начинает игровую ситуацию, обращаясь к сидящей за столиком кукле: «Дочка, вот и кончилось лето, пора тебе снова идти в детский сад». Затем спрашивает у детей, поведет ли кто-нибудь из них своих деток-кукол в детский сад.

Воспитатель предлагает одеть кукол потеплее, так как утром еще прохладно. Дети берут кукол (мишек, зайцев) на руки (или кладут в коляски, ведут за руки) и приводят в «детский сад».

Воспитатель. Здравствуйте. Я – Ольга Петровна, воспитатель. Уважаемые мамы, как зовут ваших дочек?

Дети поочереди представляют своих кукол: «Это – дочка Лена. Она пришла в среднюю группу», «Это – дочка Таня. Она будет ходить в младшую группу».

Воспитатель. Вы уже познакомились с моим помощником? (Показывает на стоящую рядом девочку.) Помощника воспитателя зовут… (Ребенок в роли помощника воспитателя называет свое имя: Татьяна Григорьевна). (Обращается к кукле.) Катя, поздоровайся с Татьяной Григорьевной.

Далее все дети, здороваясь, называют помощника воспитателя по имени и отчеству. Воспитатель вовлекает девочку – «помощника воспитателя» в диалог, содержание которого поможет ребятам скорее освоиться в атмосфере группы.

Воспитатель. Скоро у нас обед. Татьяна Григорьевна, кто у нас дежурные?

Помощник воспитателя (побуждаемый воспитателем, выбирает дежурных из стоящих рядом детей). Вот они.

Воспитатель. Дежурные, слушайте, пожалуйста, Татьяну Григорьевну, она скажет, что надо делать. Сначала, наверное, надо надеть косынки и фартуки?

Дети продолжают проигрывать ситуацию подготовки к обеду: сервируют стол, помогают раскладывать хлеб и т. д. Воспитатель и девочка – «помощница воспитателя» хвалят дежурных. Затем педагог предлагает устроить танцевальную паузу. Дети танцуют с игрушками.

Танцевальная минутка «Знакомство».


Вот уже который год
Мы приходим в детский сад,
Здесь нас воспитатель ждет,
Куклы с мишками не спят.

(Танцующие встают по кругу, покачиваются из стороны в сторону, держа игрушки перед собой.)


Мы возьмем игрушки наши
И под музыку попляшем.

(Дети выбегают в центр круга и обратно.)


Здравствуйте, здравствуйте,
Весело вокруг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Пары встали в круг.

(Делают легкие поклоны головой, встают парами. Дети вместе с воспитателем идут по кругу парами, далее повторяют те же движения парами в кругу.)


Детский сад – наш светлый дом,
Рядом парк тенистый,
Здесь играем и поем,
Учим буквы в книжках.
Мы возьмем игрушки наши
И под музыку попляшем.
Здравствуйте, здравствуйте,
Весело вокруг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Пары встали в круг.

В заключение воспитатель предлагает детям продолжать знакомство с детским садом и друг с другом на прогулке.

Игра-ситуация «Незаметно пролетело лето»

Программное содержание. Развивать воображение детей, побуждать к эмоциональному рассказыванию; способствовать развитию выразительной интонации; учить приемам пантомимы.

Материалы. Куклы, кукла Митя, щенок Тузик (игрушка), элементы костюмов для бабы Тони и деда Ивана, коробка с пластмассовыми гвоздями.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель вспоминает прошедшее лето и выясняет, как ребята его провели (были на даче, в лесу, на море; купались, загорали, играли, ходили в зоопарк, в театр, в кино). Дети рассказывают, где они были, что видели. Педагог, активизируя детскую фантазию, просит ребят рассказать о своих куклах (детках) и дает образец.

Воспитатель. Моя дочка Лена (показывает куклу) ходила в зоопарк. Там были слоны, медведи, волки. Лена не испугалась их. Лене понравилось, как белый мишка купался в воде. А ваши детки что делали?

Дети рассказывают о своих путешествиях. Затем воспитатель приносит куклу Митю, говорит, что Митя тоже хочет рассказать о летних каникулах, и от его имени поет песенку:


Я, ребята, ездил летом
В гости к бабушке своей,
Никого милее нету
Доброй бабушки моей.
В тихой дальней деревушке
Много лет живет она,
Одиноко жить старушке,
Помощь ей моя нужна.
Я привез в подарок спицы,
Ниток два больших мотка,
Ей в хозяйстве пригодятся
Сахар, масло и мука.
Как бабуля рада встрече!
Мне велела отдыхать,
А сама в свободный вечер
Села мне носки вязать.
Все по дому хлопотала,
Из муки пекла блины,
Мягкий свитер мне связала,
Сшила новые штаны.
Отдых мой был так чудесен -
Я купался, загорал,
Спел с друзьями столько песен,
Столько рыбы я поймал!
Вот пришла пора прощаться,
Стало грустно в этот миг:
Жаль с бабулей расставаться,
И к ребятам я привык.
Вдруг я вспомнил обещанье -
По хозяйству помогать.
Взял топор, нашел рубанок,
Стал заборчик поправлять.
Чтоб забор стоял, как новый,
Поработал я пилой,
Бабушка, взглянув, сказала:
– Внучек, я горжусь тобой!
Я сажусь в вагон купейный,
Из окна машу рукой:
– Через год, моя деревня,
Мы увидимся с тобой!

Воспитатель предлагает детям рассказать кукле Мите, как они помогали взрослым. Можно провести игру в виде пантомимы «Угадай, что я делаю?» (колю дрова, забиваю гвозди, пилю, строгаю, шью, мою пол, готовлю еду и т. п.). Затем проводится игра-разминка.

Игра-разминка «Помощники».

Роли: дед Иван, баба Тоня, внучек, внучка, щенок Тузик.

Дети и дед Иван (дети поют, дед Иван выходит с коробкой гвоздей).


Как-то старый дед Иван
Починить решил диван,
Взял он гвозди и пошел,
Сзади внучек подошел:

Внучек.


– Я сумею починить,
Гвозди я сумею вбить.
Стук-стук да постук,
Гвозди я сумею вбить.

(Имитирует удары молотком.)

Дети и дед Иван.


Стук-стук да постук,
Гвозди он сумеет вбить.

(Имитируют удары молотком.)

Дети и баба Тоня.


Баба Тоня по пути
Двор решила подмести.
Взяв метлу, к крыльцу пошла,
Сзади внучка подошла.

Внучка.


– Дай, бабуля, мне метлу,
Двор я быстро подмету!
Эх, раз, еще раз!
Чистый двор теперь у нас!

(Имитирует движения метлой.)

Дети и баба Тоня.


Эх, раз, еще раз!
Чистый двор теперь у нас!

(Имитируют движения метлой.)

Дети и Тузик.


Тузик с мячиком играл,
Только в лужу мяч упал.
– Гав-гав, как тут быть?
Надо мяч и нос отмыть.

(Тузик играет в мяч.)

Внучек и Внучка (имитируют купание щенка).


Моем ушки, моем нос,
Моем лапки, моем хвост.
Чистым стал щенок опять,
Снова может он гулять.

Дети.


Чистым стал щенок опять,
Снова может он гулять.

(Хлопают в ладоши)

Примечание. Игру-разминку можно проводить в кругу.

Игра-ситуация «Лесная парикмахерская»

Программное содержание. Вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; вызывать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах.

Материалы. Расческа, ножницы и другие парикмахерские принадлежности; шапочки зверей (кукушка, дятел, заяц, енот, чечетки, кроты); халат для парикмахера.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Сюжетно-ролевая игра, ознакомление с окружающим, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит ножницы и расческу и спрашивает у детей, для чего нужны эти предметы. Приглашает ребят поиграть в парикмахерскую, но не простую, а лесную. Дети выбирают заранее приготовленные педагогом шапочки зверей и надевают их. Далее игра проводится по подобию сюжетно-ролевой игры, в которой главным является не заучивание роли, а выразительность воплощения в ней. Воспитатель, в зависимости от уровня развития игровых умений детей, включается в игру в главной или в дополнительной роли. Приведем примерные диалоги.

Диалог 1.

Дятел-парикмахер. Уважаемая кукушка, какую прическу вам сделать?

Кукушка-клиент. Мне нужна красивая прическа. Вы сможете ее сделать?

Дятел-парикмахер. Конечно, смогу. Я много лет делаю разные прически. Вам челку оставлять?

Кукушка-клиент. Да, оставлять. Еще побрызгайте лаком.

Дятел-парикмахер. Так красиво?

Кукушка-клиент. Да, спасибо. До свидания.

Диалог 2.

Заяц-клиент (парикмахеру). Здравствуйте, я хочу, чтобы вы меня постригли.

Енот-парикмахер. Пожалуйста, садитесь в кресло. Стрижку делать короткую или не очень?

Заяц-клиент. Лучше не слишком короткую.

Енот-парикмахер. А шерстку красить? В какой цвет?

Заяц-клиент. В серый. Выберите, пожалуйста, только самую красивую краску.

Затем воспитатель приглашает детей поиграть. Проводится игра с движением.

Игра «Парикмахерская в лесу».

Роли: ведущий (воспитатель или ребенок), медведь, чечетки, кроты и другие звери.

Воспитатель.


Парикмахер как-то раз
Вздумал в лес прийти на час,
Тут к нему пришли две мышки,
Чтобы он им сделал стрижку.
Парикмахер взял щипцы,
Закрутил лисе усы
И постриг зайчонку шубку,
Выбрил волка за минутку.
Быстро очередь идет,
Парикмахер всех стрижет.

(Дети идут по кругу.)

Парикмахер.


Ля-ля-ля, прошу, голубчик,
Будет ваш прелестен чубчик.


(Делает жест приглашения.)


Занимайте кресло смело,
Принимаюсь я за дело.


(Делает соответствующие движения.)


Чик-чик – и все готово!
Пусть клиент проходит новый!

Дети-зверята.


Чик-чик! – и все готово!
Вот клиент приходит новый.

(Делают стригущие движения пальцами.)

Медведь.


Я сегодня не сердит,
Потому что слишком сыт.
Съел личинок я корзину
И две пригоршни малины.
И поэтому, дружок,
Смирно посижу чуток.

Парикмахер.


Ля-ля-ля, прошу, голубчик,
Будет ваш прелестен чубчик,
Рад медведю угодить,
Рад ему я услужить.
Чик-чик – и все готово!
Пусть клиент проходит новый!

Дети.


Чик-чик – и все готово!
Вот клиент приходит новый.

Воспитатель. А потом пришли кроты:

Кроты.


Накрутите нам хвосты!
Нам пора идти на службу
Быть красивыми нам нужно.

Воспитатель. Приходили две чечетки:

Чечетки.


Подравняйте наши челки!
Полетим мы на балы,
На балах всех лучше – мы!

Воспитатель.


Целый день в лесу народ,
Быстро очередь идет,
Никого не прогоняя,
Парикмахер напевает.

Парикмахер.


Ля-ля-ля, прошу, голубчик,
Будет ваш прелестен чубчик.
Занимайте кресло смело,
Принимаюсь я за дело.
Чик-чик – и все готово!
Больше нет клиентов новых?

Дети-зверята.


Чик-чик – и все готово!
Больше нет клиентов новых!

Далее воспитатель может предложить детям поиграть в парикмахерскую самостоятельно, как в сюжетно-ролевую игру.

Игра-ситуация «Наш зоопарк»

Программное содержание. Развивать артистические способности детей; побуждать к выразительному рассказыванию и к выбору ролей; учить строить сюжет.

Материалы. Игрушки для зоопарка (павлин, тигр, обезьяна и др.).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи, сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа. Педагог рассказывает детям о том, как звери живут в зоопарке, знакомит с повадками животных и особенностями ухода за ними.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям оборудовать зоопарк (создавая предметную среду ребята могут использовать детали конструкторов, различные модули). Затем дети приносят тех зверят (игрушки), которых им хочется видеть в зоопарке. Это могут быть как образные игрушки (мишки, зайцы, слоны, верблюды и др.), так и заместители. Воспитатель предлагает детям рассказать, кто из них и как оборудовал для своего любимца помещение, и изобразить животное.

Приведем примерные рассказы детей.

Рассказ 1

Вот это питон. (Питона изображает толстая веревка.) Он живет в воде. Любит греться на солнышке, когда вылезает из воды, вот так. Вот тут у него бассейн. Он плавает вот так.

Рассказ 2

Тут живет обезьянка. (Обезьяна – игрушка.) Она любит скакать по деревьям. Вот так. Я приготовлю ей фрукты. И буду ей кидать. Вот так.

Педагог сообщает детям, что сегодня все животные ушли в тенек, потому что на улице слишком яркое солнце. Их трудно различить, поэтому когда кто-то из зверей выходит из тени, то его надо угадать.

Воспитатель.


Закачалась вдруг лиана,
Кто же там – не знаем,
Это в гуще – … 
(обезьяна)
За нами наблюдает.

(Воспитатель выставляет игрушечную обезьянку.)


Рев ужасный раздается
У реки под кручей,
То свирепый… 
(тигр) крадется,
Чувствует добычу.

(Выставляет игрушечного тигра.)


Распушил среди витрин
Свой чудесный хвост… 
(павлин).
Он сюда приходит, братцы,
Отраженьем любоваться.

(Выставляет игрушечного павлина.)

Воспитатель предлагает сочинить сказку про этих животных. Дети берут игрушки и с помощью взрослого разыгрывают сюжет. Предлагаем примерный сюжет-импровизацию.

Ведущий. Жила-была обезьяна. Она качалась на ветках и ни о чем не думала. (Игрушка обезьяна раскачивается на воображаемых ветках.) Вдруг она услышала какой-то шум. Это был…

1-й ребенок. Тигр. (Ведет игрушку.)

Ведущий. Он шел и облизывался (показывает), потому что он хотел…

2-й ребенок. Есть.

Ведущий. Обезьяна не боялась тигра, потому что…

3-й ребенок. Была высоко на дереве.

Ведущий. Тогда тигр придумал, как выманить обезьяну спуститься пониже. Как?

4-й ребенок. Он дал ей банан.

Ведущий. Он положил банан у самого дерева. Тогда обезьяна…

5-й ребенок. Схватила банан, а тигр за ней.

Ведущий. Но обезьяна была очень ловкой, она быстро схватила банан, раз! – и уже наверху. Обезьяна крикнула тигру…

6-й ребенок. «Я тебя обманула!»

Ведущий. А тигр ответил…

7-й ребенок. «В следующий раз попадешься!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА АПРЕЛЬ. Группа: разновозрастная. Тема: « Весна» апрель 4 неделя. 2020 год. под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Цель: Познакомить     детей с цветением деревьев и  кустарников,  с первыми весенними цветами, их строением; формировать  любовь к природе....

Рисование "Апрель, апрель- на дворе звенит капель" старшая группа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 85»      Конспект занятия по рисованию в стар...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю – «17» апреля- «21» апреля 2017 г.) Тема: «Мой город»

Тема: "Мой город"Цель: знакомство с домом, предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми предметами. Знакомство с родным городом (поселком)...

Комплексно-тематическое планирование МАДОУ детский сад № 2 «Росинка» Тема месяца: Апрель «Пришел апрель, на дворе звенит капель» Тема недели: Витамины для здоровья (неделя здоровья)

Воспитывать дружеские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.Расширять представления о полезной и вредной пище, об ...