Семинар для педагогов ДОУ «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка ( группа) на тему
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектов в ДОУ в условиях ФГОС | 27.07 КБ |
Презентация "Метод проектов в ДОУ" | 661.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Детский сад «Солнышко»
«Метод проектов в ДОУ
как инновационная педагогическая технология»
Семинар
Подготовила и провела
воспитатель старшей группы:
Мерзлякова Наталья Владимировна
с. Ынырга
2016г.
Цель семинара:
• повышение профессиональной компетентности педагогов;
• обучение педагогов проектной деятельности;
• внедрение в педагогический процесс технологии проекта;
• развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта.
Зачем нужны проекты?
- Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность.
- Способствуют развитию творческих способностей.
- Способствуют умению наблюдать, слушать.
- Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать.
- Способствуют развитию мышления, внимания, воображения.
- Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон.
- Развивают, память, речь дошкольников
При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
По мнению И.С. Сергеева проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск (информации) - Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста использую технологию проектной деятельности.
Организация метода проектирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:
- Он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- Это метод, идущий от детских потребностей и интересов;
- Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы;
Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний.
К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования:
- Значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения;
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- Самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени;
- Использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
• исследовательно-творческие
• ролево-игровые
• информационно-практико-ориентированные
• творческие. (Рассмотрим таблицу)
В своей работе основной акцент делаю на информационно-практико-ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска.
В работе над проектом дети под руководством воспитателей и с помощью родителей учатся находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках. Эту информацию дети используют для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов.
Структура любого проекта обязательно включает:
- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
- активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
- ежедневные рефлексии;
- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
- презентация с показом того, что научились делать дети.
Работа над проектом проходит несколько этапов:
Основные этапы работы над проектом
I этап Подготовительный
Цель: выявление противоречий и формулирование проблемы.
II этап. Целеполагание.
Цель: определение цели проекта наиболее актуальной и посильной для ребенка, создание интереса для него, ярких положительных эмоций, мотивирование детской деятельности.
III этап. Разработка проекта
Цель: разработка плана деятельности по достижению цели, стимулирование умственной активности детей.
IV этап. Выполнение проекта
Цель: реализация проекта, оказание помощи детям в решении индивидуальных задач развития.
V этап. Подведение итогов.
Цель: итоговая оценка результатов проекта, обеспечение рефлексии, показ роста каждого ребенка.
№ | Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Подготовительный | Формулирует проблему | Вхождение в проблему. |
2 | Целеполагание: | Ставит цель. При постановке цели определяется и продукт проекта. | Вживание в игровую ситуацию. |
3 | Разработка проекта | Помогает в решении задачи. | Объединение детей в рабочие группы. |
4 | Выполнение проекта | Практическая помощь (по необходимости). | Формирование специфических знаний, умений навыков. |
5 | Подведение итогов | Подготовка к презентации. | Продукт деятельности готовят к презентации. |
Структура проекта обязательно включает:
- насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.);
- активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);
- ежедневные рефлексии;
- обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях);
- презентация с показом того, что научились делать дети.
Формы презентации:
- Газета
- Спектакль, концерт
- Реклама, буклет, рассказ
- Занятие
- Выставка, конкурс
- Праздник.
Итак:
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
Советы педагогам по работе над проектом:
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов; обучение педагогов проектной деятельности; внедрение в педагогический процесс технологии проекта; развитие интеллектуальной и творческой инициативы педагогов.
Проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. «Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью» В. Кильпатрик
Дают возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей. Помогают осваивать детьми окружающую действительность. Способствуют развитию творческих способностей. Способствуют умению наблюдать, слушать. Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать. Способствуют развитию мышления, внимания, воображения. Помогают увидеть проблему комплексно с разных сторон. Развивают, память, речь дошкольников. Зачем нужны проекты?
Проект- это «пять П»:
Метод проектов (в пер. с греч. – путь исследования) – это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. « Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
• Он, является методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка; • Это метод, идущий от детских потребностей и интересов; • Проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы; З начимость проектного метода
• Значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; • Самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; • Использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий. Требования
Типы проекта Содержание Возраст детей Исследовательско-творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. Старшая группа Ролево-игровой Использование элементов творческих игр. Младшая группа Информационно-практическо-ориентированный Сбор информации, её реализация посредством социальных интересов (дизайн группы). Средняя группа Творческий Результат работы- детский праздник, дизайн и т.д. Младшая группа Виды проектов в ДОУ
По целевой установке (доминирующей деятельности) По предметно – содержательной области По характеру координации По количеству участников По продолжительности Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, актуальности, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных, опытных работ, обработки результата. Т ворческие результат должен быть оформлен четко (сценарий творческого отчета; выпуск газеты, альбома, журнал «путешествий»; видеофильм, развлечение и др.). Ролево – игровые Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или выдуманные герои) и решают по-своему поставленные проблемы. Результат: ролевая игра. Информационно-практико- ориентированные - как и исследовательские требуют хорошо п родуманной структуры. Результат : проект игрового центра, проект дизайна группы, памятка, словарь,и т.д.). Монопроекты ( в рамках одного предмета) творческие естественно-научные экологические спортивные географические исторические Межпредметные (в рамках нескольких предметов, например по тематическому плану работы ДОУ) С открытой координацией ( координатор руководитель проекта направляет и координирует работу участников: организовывает этапы, договаривается о встрече, и т.д.) со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя, он участник проекта) Личностные Парные Групповые Межгруппо -вые Краткосрочные (для решения небольшой проблемы,1занятие, 1неделя ) Средней продолжительности (от недели до месяца) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность ); ежедневные рефлексии; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); презентация с показом того, что научились делать дети. Структура
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей 1 этап целеполагание Формулирует проблему (цель). При её постановке определяется и продукт проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Подводит детей к формулировке задачи. 1.Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. Дополнение задач. 2 этап Разработка проекта 1.Помогает объединиться детям для решения задач (шагов), выбрать ответственных. 2. Помогает спланировать деятельность. 3. Организует деятельность. 1. Объединение в микрогруппы по желанию. 2. Распределение амплуа. 3. Участие в работе одной из групп. 3 этап Выполнение проекта 1.Практическая помощь при необходимости. 2.Направляет и контролирует осуществление проекта. 3. Проводит «круглые столы» с обсуждением результатов деятельности. 1.Формирование специфических знаний, умений, навыков. 2.Обсуждают результаты деятельности, вносят коррективы. 4 этап Подведение итогов, презентация . Подведение итогов. Подготовка к презентации. Руководит презентацией. Обсуждают и отмечают успехи и неудачи. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности. Деятельность педагога и детей в работе над проектом
насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т.д.); активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность ); ежедневные рефлексии; обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях); презентация с показом того, что научились делать дети. Структура проекта обязательно включает:
Формы презентации праздник выставка конкурс занятие реклама рассказ буклет спектакль концерт газета
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению. Итак:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей. Основные требования к использованию метода проектов:
4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов). 5.Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).
Советы педагогам по работе над проектом Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект деятельность как инновационная педагогическая технология ( Консультация для педагогов)
Консультация для педагогов по развитию проектной деятельности в детском саду...
ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )
ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )...
Практико-значимый проект с использованием инновационных педагогических технологий на тему: «Наши пальчики - Помогайчики»
laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев» ...
Программа проведения педсовета «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством внедрения в образовательную деятельность инновационных педагогических технологий»
Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к образовательной организации, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог является одним из важнейших источников пе...
Консультация для педагогов по теме: "Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ"
В данной консультации можно познакомиться с технологией музейной педагогики....
Проект Тема «Использование инновационных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
ПроектТема «Использование инновационных педагогических технологий в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...