Проект деятельность как инновационная педагогическая технология ( Консультация для педагогов)
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация для педагогов по развитию проектной деятельности в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_innovatsiya_kons_dlya_pedpgogov.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект деятельность как инновационная педагогическая технология
( Консультация для педагогов)
Проектная деятельность – вид исследовательской деятельности детей. Проектная деятельность относится к инновационным педагогическим технологиям.
Основан метод на возможности творческого решения ребёнком образовательных задач. В проектной деятельности заключён принцип непрерывности образования, основой его является проблема. Автором проектной деятельности детей является Джан Дьюи.
Проект представляет собой ряд практических заданий, которые постоянно усложняются. Что побуждает ребёнка совершенствовать и повышать знания. Ребёнок проявляет активность, его никто не побуждает к деятельности, деятельность является потребностью ребёнка. В процессе проектной деятельности ребёнок направляется на активную познавательную деятельность, что эффективно сказывается на процессе развития ребёнка.
Почему же возникла необходимость в применении проектного метода именно сейчас, почему нельзя продолжать работать с детьми, не используя эту инновационную технологию?
Ответ прост – изменились условия жизни, наши дети должны быть готовы к этим изменениям. Мы живём теперь в эпоху быстрой смены технологий, ключевой характеристикой т современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей, готовности их к переобучению".
Под компитентностным подходом подразумевается способ обучения, ориентированный на овладение детьми ключевыми компетенциями, являющимися универсальными для освоения различных видов деятельности, а также требующими умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации.
Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования. А проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу воспитанников, готовит детей к формированию основ необходимых ключевых компетенций.
Что же даёт ребёнку участие в проектной деятельности?
• Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
• Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
• В-третьих проектная деятельность позволяет ребёнку проявить свою собственную познавательную инициативу и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, вырабатывается умение обсуждать различные вопросы и принимать совместное решение на основе этого обсуждения..
Таким образом, используя в работе с дошкольниками методику работы по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
Детский проект это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Методика организации детской проектной деятельности, предложенная в методическом пособии "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. основана на знании психологии детей дошкольного возраста и помогает развивать интегративные качества личности ребенка, что является планируемыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
И так, какие же виды проектов могут быть реализованы с детьми?
Виды, типы проектов.
По доминирующему методу:
- исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент).
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком –либо явлении, объекте «В честь кого названа наша улица» ;
- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам»;
- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях. В основе таких проектов лежит сюжетно- ролевая игра и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».
- практические, связаны с работой на достижение значимого результата . Например, «Украшение раздевалки к празднику осени», «Уход за альпийской горкой»
По продолжительности выполнения:
-краткосрочные ( одно или несколько занятий)
-среднесрочные (2-3месяца)
-долгосрочные ( в течении года)
Этапы работы над проектом.
1подготовительный.
Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.
2.Целеполагания.
(мотивирующее начало проекта, По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь детям сделать выбор самостоятельно, понять проблемную ситуацию, вызвать желание разрешить возникшее затруднение. При помощи взрослых дети способны наметить пути решения и составить план действий. Конечно, у дошкольников это будут примитивные предложения. Но для педагогов важна и сама попытка детей искать пути решения проблемы, желание включится в деятельность по решению проблемы.
3.Планирования .
Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю;
-в каких источниках найти информацию;
-какие предметы( оборудование, пособия) использовать;
-с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
4.Исполнительский
- этап реализации работы над проектом:
4.1Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания.
5.Презентационный
( представление продуктов проектной деятельности)
Практически проекты венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на « проживание» определенной ситуации – процесс деятельности(для этого вида деятельности данный этап не предполагается)
6.Рефлексивно-оценочный
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей
Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, является рост самостоятельности детей: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
7.Проектировочный.
Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм, его стремление пережить вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.
Для каждого проекта необходимо составлять паспорт проекта.
Структура паспорта детской проектной деятельности
- Аннотация ( разъясняется актуальность проблемы)
- Тема проекта
- Участники проекта
- Цель проекта
- Прогнозируемые результаты деятельности
- Сроки реализации
- Интеграция образовательных областей
- Перечень мероприятий по реализации проекта с указанием исполнителей и ответственных за исполнение, а также с указанием сроков мероприятий.
- Подведение итогов и оформление отчёта по проекту.
- Форма отчёта и сроки отчёта
Литература
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.ЕВераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 304с.
- "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. С.123
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему «Инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками на тему «Лэпбук – развивающая книга»
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...
Консультация для педагогов на тему:" Инновационные педагогические технологии "
Сегодня востребован не столько педагог, сколько педагог-исследователь, педагог-новатор, владеющий навыками прогнозирования и проектирования педагогической деятельности. Поэтому становление готовности...
Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»
Консультация для педагогов"Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования".«Дидактический Синквейн»...
Тематический контроль «Использование инновационных педагогических технологий в деятельности педагога»
План тематического контроля...
Инновационная педагогическая технология в работе педагога - психолога с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ОВЗ - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Это «особенные дети», дети, с которыми наиболее важно использо...
Использование инновационных педагогических технологий в деятельности педагогов ДОУ.
Использование инновационных педагогическихтехнологий в деятельности педагогов ДОУ. Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, ищет новые пути развития и образования дет...
«Сказкотерапия, как эффективная педагогическая технология» (консультация для педагогов)
Сказкотерапия является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности....