Проект деятельность как инновационная педагогическая технология ( Консультация для педагогов)
консультация (подготовительная группа) на тему

Масейкина Людмила Петровна

Консультация для педагогов по развитию проектной деятельности в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  деятельность как инновационная педагогическая технология

(   Консультация для педагогов)

Проектная деятельность – вид исследовательской деятельности детей. Проектная деятельность относится к инновационным педагогическим технологиям.

Основан метод на возможности творческого решения ребёнком образовательных задач. В проектной деятельности заключён принцип непрерывности образования, основой его является проблема. Автором  проектной деятельности детей является Джан Дьюи.

Проект представляет собой ряд практических заданий, которые постоянно усложняются. Что побуждает ребёнка совершенствовать  и повышать знания. Ребёнок проявляет активность, его никто не побуждает к деятельности, деятельность является потребностью ребёнка. В процессе проектной деятельности ребёнок направляется на активную познавательную деятельность, что эффективно сказывается на процессе развития ребёнка.

Почему же  возникла необходимость в применении проектного метода именно сейчас, почему нельзя продолжать работать с детьми, не используя эту инновационную технологию?

Ответ прост – изменились условия жизни, наши дети должны быть готовы к этим изменениям.  Мы живём теперь  в эпоху быстрой смены технологий,   ключевой характеристикой т современного  образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей, готовности  их к переобучению".

Под компитентностным подходом подразумевается способ обучения, ориентированный на овладение  детьми ключевыми компетенциями, являющимися универсальными для освоения различных видов деятельности, а также требующими умения использовать средства, адекватные складывающейся ситуации.

Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования. А проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу  воспитанников,  готовит детей к формированию основ  необходимых ключевых компетенций.

Что же даёт ребёнку участие в проектной деятельности?

•        Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

•        Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

•        В-третьих проектная деятельность  позволяет ребёнку проявить свою собственную познавательную инициативу  и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

 Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности, вырабатывается умение обсуждать различные вопросы и принимать совместное решение на основе этого обсуждения..

Таким образом, используя в работе с дошкольниками методику работы по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно-ориентированный,  компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Детский проект это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Методика организации детской проектной деятельности, предложенная в методическом пособии "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. основана на знании психологии детей дошкольного возраста и помогает развивать интегративные качества личности ребенка, что является планируемыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

И так, какие же виды проектов могут быть реализованы с детьми?

Виды, типы  проектов.

По доминирующему методу:

- исследовательские, предполагают проверку некого предположения ( гипотезы) с использованием метода познания ( наблюдение, эксперимент).  

- информационные – направлены  на  сбор  и анализ информации  о каком –либо  явлении, объекте  «В честь кого названа наша улица»   ;

- творческие связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений , (чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей), например, «Концерт для мам»;

- приключенческие, игровые, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта ( литературные герои, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в определенных игровых или учебных ситуациях.  В основе таких  проектов лежит сюжетно- ролевая игра  и дети активно включаются в них. Охотно выполняют роли. Например, «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки».

- практические, связаны с работой   на достижение значимого результата . Например, «Украшение раздевалки к празднику осени», «Уход за альпийской горкой»

По продолжительности  выполнения:

-краткосрочные ( одно или несколько занятий)

-среднесрочные (2-3месяца)

-долгосрочные ( в течении года)

Этапы работы над проектом.

1подготовительный.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует  материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

2.Целеполагания.

(мотивирующее начало проекта, По внешней форме это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении .Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты .Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы  помочь детям   сделать выбор самостоятельно,   понять проблемную ситуацию, вызвать желание разрешить возникшее затруднение. При помощи взрослых  дети  способны наметить пути решения и составить план действий. Конечно, у дошкольников это будут примитивные предложения. Но для педагогов важна и сама попытка детей искать пути решения проблемы, желание включится в деятельность по решению проблемы.

3.Планирования .

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками , составлением развернутого плана деятельности  по достижению цели:

- к кому обратиться  за помощью (педагогу, родителю;

-в каких источниках найти информацию;

-какие предметы( оборудование, пособия) использовать;

-с какими предметами научиться работать. Огромное значение  приобретает  организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4.Исполнительский

- этап реализации работы над проектом:

4.1Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний  и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа  по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.

  4.2 Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие  возможности  в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать  и  использовать знания.

5.Презентационный

 ( представление продуктов проектной деятельности)

Практически  проекты  венчают выполнение намеченного дела; творческие –показ спектаклей, исследовательские – сообщения о  результатах исследования , информационные –демонстрация и использование собранного материала. Приключенческие и игровые, изначально направленные на « проживание» определенной ситуации –  процесс деятельности(для этого вида деятельности данный этап не предполагается)

6.Рефлексивно-оценочный

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов  проекта необходимо обсудить  с детьми  не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей

Анализ пути познания, успехов и неудач  на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, является  рост самостоятельности детей: при осознании проблемы, при формулировке целей  и составлении плана работы, в ходе поиска информации  и практической реализации проекта, при организации собственных действий  и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

7.Проектировочный.

Определение перспективы развития  проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм,  его стремление пережить  вместе с детьми минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в  созидательную творческую работу.

  Для каждого проекта необходимо составлять паспорт проекта.

                Структура паспорта детской  проектной деятельности

  • Аннотация ( разъясняется актуальность проблемы)
  • Тема проекта

  • Участники проекта

  • Цель проекта

  • Прогнозируемые результаты деятельности

  • Сроки реализации

  • Интеграция образовательных областей

  • Перечень мероприятий по реализации проекта с указанием исполнителей и ответственных за исполнение, а также с указанием сроков мероприятий.

  • Подведение итогов и оформление отчёта по проекту.

  • Форма отчёта и сроки отчёта

                                 Литература

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.ЕВераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 304с.
  2. "Проектная деятельность дошкольников" Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. С.123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Инновационная педагогическая технология в работе с дошкольниками на тему «Лэпбук – развивающая книга»

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятель...

Консультация для педагогов на тему:" Инновационные педагогические технологии "

Сегодня востребован не столько педагог, сколько педагог-исследователь, педагог-новатор, владеющий навыками прогнозирования и проектирования педагогической деятельности. Поэтому становление готовности...

Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»

Консультация для педагогов"Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования".«Дидактический Синквейн»...

Инновационная педагогическая технология в работе педагога - психолога с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ - дети, имеющие физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. Это «особенные дети», дети, с которыми наиболее важно использо...

Использование инновационных педагогических технологий в деятельности педагогов ДОУ.

Использование инновационных педагогическихтехнологий в деятельности педагогов ДОУ.  Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, ищет новые пути развития и образования дет...

«Сказкотерапия, как эффективная педагогическая технология» (консультация для педагогов)

Сказкотерапия является одной из современных технологий коррекционной работы, она широко используется педагогами-практиками в их деятельности....