Консультация для педагогов по теме: "Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ"
консультация (подготовительная группа)

В данной консультации можно познакомиться с технологией музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме: "Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОО"

 

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

 

Задачи музейной педагогики:

• Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Формирование у дошкольников представления о музее.

• Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

• Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

 

«В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». И. Г. Песталоцци.

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. Исходя из этого предметом музейной педагогики является музейная коммуникация

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность.

В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации и музейные уроки в школе (Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин) [4, с.31].

В то же время область активных игровых методов и приемов в работе музейного педагога дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена. Новизна и заключается в разработке занятий по ознакомлению по музейной педагогике с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.  Пидкасистый, Г. К. Селевко, Ж. С. Хайдаров [3, с. 22]) можно взять за основу в дошкольном учреждении.

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 

Принципы музейной педагогики:

 

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования личностного развития дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

 Наглядность.

 Доступность.

 Динамичность.

 Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

 Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

 Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

 Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

 Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

 Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

 Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

 Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

 

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

 

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

 

 заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

 

 выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

 

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

 

 У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

 

 Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

 

 У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

 

 учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

 формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

 формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

 развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

 вызывать уважение к другим культурам;

 развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

 

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

 

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

 

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

 

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

 

При определении содержания необходимо:

 

1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например, для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

 

2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

 

3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

 

4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

 

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

 

Происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини музей. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Включение музеев в образовательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

 

 Создание мини-музея - трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов: постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада (проведение консультации, индивидуальная работа); выбор помещения (количество посетителей и экспонатов); сбор экспонатов; оформление мини-музея (учёт эстетических норм; соблюдение правил безопасности); разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами; разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов (педагоги и сами дошкольники); открытие мини-музея с приглашением детей, родителей.

 

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников учитываются принципы наглядности, доступности, содержательности. Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей; последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе); гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей); активности детей в усвоении музейного наследия, как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в детской деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология»

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально с...

Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей орган...

«Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»

laquo;Театральная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ». Тема: «Театр живой куклы»...

"Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология"

Доклад "Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология"...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Город мастеров"

Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музеи - это хранители социальной памя...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Музей сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, втом числе, к русской литературе, русс...

Консультация для педагогов. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Консультация для воспитателей о методе проектов в работе с детьми дошкольного возраста...