картотека упражнений по развитию просодики
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Новосельцева Елена Алексеевна

В материале представлены разнообразные виды дидактических игр и упражнений, способствующих развитию просодических компонентов речи: силы голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 1»

КАРТОТЕКА

дидактических игр и упражнений

  для развития силы голоса

Автор: воспитатель МБДОУ МО г.  Краснодар

 «Детский сад комбинированного вида № 1»

  Новосельцева Елена Алексеевна                                                                                                                        

г. Краснодар

2016 г.

Упражнения на развитие силы голоса (тихо - громко)

Упражнение № 1 «Тихая сказка»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Эту сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо

Жили – были серый еж и его ежиха

Серый еж был очень тих и ежиха тоже

И ребенок был у них – очень тихий ежик

Всей семьей идут гулять тихо 8 ножек

Еж-отец, ежиха-мать и ребенок – ежик.

Вдоль глухих осенних троп ходят тихо: топ-топ-топ.

В дом лесной вернутся еж, ежик и ежиха,

Если сказку ты прочтешь тихо, тихо, тихо. (С.Маршак)

Упражнение № 2 «Громкая сказка»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

  Скажи погромче слово «ГРОМ»-

 Грохочет слово, словно  ГРОМ!

Упражнение № 3 «Листопад»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Опавшей листвы разговор еле слышен:

Мы с кленов…Мы с яблонь….Мы с вязов…Мы с вишен….

С осинки…С черемухи…С дуба….С березы…

Везде листопад, на пороге   - морозы!   (Ю. Копотов)

Упражнение № 4 «Три тритона»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

В водах старого затона пели песни три тритона.

Первый звался Харитоном, пел негромким баритоном.

Чуть погромче пел Антон, был он тоже баритон.

Но у третьего тритона голос громче на 3 тона.

А уж если у тритона голос ниже баритона-

Значит, это мощный бас – вот и весь рассказ!   (Л.Мезинов)

Упражнение № 5 «Кто как кричит»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Громко петушок кричал: КУ-КА-РЕ-КУ, кур стерегу!

Тише – курочка в кустах: КУДАХ-ТАХ-ТАХ!

А цыпленок - еще тише: пить, пить, пить, воды попить!

Чуть погромче пела кошка: МУР-МУР-МУР, пугаю кур!

А корова во дворе замычала на заре:

МУ-МУ-МУ, молока кому?

Упражнение № 6 «Доброй ночи!»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Доброй ночи! - молвит тишина,

Каждому сейчас она слышна;

Говорит бесшумными словами:

Спите, тише, я всю ночь останусь с вами!

И накроет тихо город ночь,

Тихо! Дети спят! Печали прочь!  (А. Кондратьев)

Упражнение № 7 «Колыбельная»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

 Тихо, тихо, тихо, тихо, не шумите, спит Ежиха.

Как колючие клубочки, рядом спят ее сыночки.

Не скрипите, тише, тише. В темной норке дремлют мыши!

Не кричите слишком громко, тише надо говорить.

Еле – еле медвежонка удалось угомонить!

Не стучите каблуками, закрывайте тихо дверь!

Дождик спит за облаками, даже речка спит теперь!

Телевизор не включайте, на воде уснули чайки,

В гости к нам пришел сейчас тихий час, тихий час! (Г.Сапгир)

Упражнение № 8 «В лесу»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Птенчики в гнезде сидят, Потихонечку пищат: «ПИ-ПИ-ПИ»

Над их гнездышком комарики летят, громче птенчиков звенят: «ЗИ-ЗИ-ЗИ»

А над лесом грозный филин пролетел

Громче всех свою он песенку запел: «УХ-УХ-УХ»

Упражнение № 9 «Птичий двор»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

В гости к нам на птичий двор пришел дедушка Егор

Воду чистую налил и всю птицу поманил.

Цыпленок воду увидал и тихонько запищал «ПИ-ПИ-ПИ»

Прибежала мама-квочка, стала громко звать сыночка: куд-куда

Еще громче пел петух, так, что захватило дух : «КУ-КА-РЕ-КУ»

А индюк прибежал и всю птицу распугал: «БЛ-БЛ-БЛ-БЛ»

Упражнение № 10 «Ветер»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Ветер грозно набежал, ветку дерева сломал «У-У-У»,

Дул он громко, зло ворчал и деревья все качал «Ф-Ф-Ф»

Потом ветер вверх взметнулся, тихо к листьям прикоснулся: «Ш-Ш-Ш»

Еще тише вдруг подул «У-у-у» у подножья гор уснул «Ф-Ф-Ф»

Упражнение № 11 «Угомон»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить: В классе шум, в классе гам, все кричат по углам : А-А-А

Вдруг явился УГОМОН  и сказал сурово:

«Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!»

Упражнение № 12 «Звери»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Не стучите в эти двери, спят давно лесные звери!

Если будете стучать звери громко зарычат: Р-Р-Р

Кто в избушке, в самом деле спит тихонько на постели?

Тихо, сладко спит тигренок: Р-Р-Р и клубочком спит рысенок: Р-Р-Р

Упражнение № 13 «Скоморохи»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

При царе да при Горохе громко били в барабан

Озорные скоморохи по дороге в балаган: БОМ-БОМ-БОМ

Громко хлопали в ладоши: ХЛОП-ХЛОП-ХЛОП

Тихо топали ногами: ТОП-ТОП-ТОП

Потеряли барабан, бубен потеряли

Еще громче скоморохи в ложки застучали: БУМ-БУМ-БУМ

А потом все тише, тише - их уже никто не слышит:  А-А-А

Упражнение № 14 «Снежный сон» Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Все снег, да снег, да снежные сугробы.

Снежинки искрами веселыми блестят.

Седые сосны, стройные березы

Под снегом до весны спокойно спят.

Все стало тихо, голосов не слышно.

Не вскрикнет сыч, не зашумят листы.

И только ветер с еле слышным свистом

Слегка качает сонные кусты.

И если вдруг лиса хвостом пушистым

Слегка коснется снежного куста,

То звуков все равно не будет слышно-

Спокойно спит лесная красота!

Упражнение № 15 «Тишина  и тишь»

 Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог читает стихотворный текст, дети определяют, какое средство интонирования нужно применить:

Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай!

В тишине шумит камыш, шум ласкает уши.

Слушай, слушай тишину чуткими ушами.

Много шума в тишине мы услышим с вами.

Где-то шорох слышен, шум, где-то тихий шепот.

То звук Ш- большой шалун, поднимает ропот.

То бумажкой зашуршит, то шмыгнет мышонком,

То за кошкой поспешит, то шипит в сторонке.

Тише, тише, не спеши, ты постой, послушай:

Ты услышишь тишину, навостри лишь уши!

Упражнение № 16 «В тиши»

 Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Полночной порою в  глубокой тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши

Упражнение № 17 «Громкая песенка»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон!

Мы выступаем, мы сразимся, враг будет побежден!

Упражнение № 18 «Колыбельная песенка»

Цель: использовать силу голоса для передачи содержания текста.

Люлю, дрема пришла, по-под зыбочке брела,

К Саше в люлечку легла, Сашу ручкой обняла.

Спи-ка, Сашенька, усни, крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми, глазки милые сожми.

Упражнение № 18   «Эхо»

Цель: развитие умения использовать силу голоса, как средство интонирования текста.

Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федоренко Л.П.,  Фомичева Г.А.,  Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. Просвещение, 1984 г.
  2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.– М. Просвещение, 1979 г.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. Просвещение , 1971 г .
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей., - М, Просвещение, 1981 г.
  5. Ушакова,  А.Г. Арушанова О.И. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников.,  - М. Просвещение. 1996 г.
  6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи..,  - М. Просвещение. 1988 г.
  7. Козырева Л.М Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков звукопроизношения.. – М. Издат-Школа .2000 г.

     8.   Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:  

            Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по    

            спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» . –– М.: Просвещение, 1989.

  1. Новиковская О.А. «1000 игр и упражнений для развития речи»,   Астрель,  2010 г.

10. Куликовская Т.А. Речеслуховая гимнастика для развития речи  дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская – М.:АСТ: Астрель. 2008.

11. Новомлынская Т.А. «Минутки здоровья» в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Армавир, 2010. –  44 с.

     12.  Куликовская Т.А.  100 упражнений для формирования словаря     дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Т.А. Куликовская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

картотека упражнений по развитию мелкой и общей моторики

в картотеке расписаны пальчиковые упражнения и упражнения для координации речи с движением по лексическим темам для средней группы детского сада....

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Упражнения по развитию просодики

При работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи с клиническим проявлением дизартрии, можно увидеть, что ярко наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической сторон речи. Под...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека игр для развития просодики

Игры для развития просодики...

Картотека упражнений на развитие речи -Упражнение "без чего не может быть"

Достаточно сложное задание на логическое мышление «Что/кто без чего не может быть?». Оно заключается в следующем: берем любое слово, например, игра. Спрашиваем ребенка, без чего игра не мо...