Картотека упражнений по коррекции просодики у детей с дизартрией
картотека по логопедии
15 игр по коррекции просодики у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека упражнений по коррекции просодики у детей с дизартрией.
1. Упражнение «Ветерок».
Цель: развивать сильный плавный ротовой выдох.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Инструкция: Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Ход упражнения: перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
2. Упражнение «Успокой куклу».
Цель: развивать силу голоса.
Оборудование: нет.
Инструкция: Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать. А теперь вы покачайте.
Ход упражнения: дети сидят на стульях. На руках у них куклы. Логопед укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни. Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
3. Упражнение «Поезда».
Цель: развивать силу голоса и речевой слух.
Оборудование: картинка с изображением поездов разных размеров (большого, среднего и маленького).
Инструкция: Посмотри, перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Угадай и покажи, кокой поезд гудит вот так: ТУ – ТУ – ТУ. Покажи, какой поезд гудит вот так: ту – ту – ту. А какой поезд гудит так: ту – ту – ту. Теперь ты погуди как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится очень далеко от нас.
Ход упражнения: перед детьми 3 картинки поездов. Логопед гудит очень громко и просит ребят угадать, какой поезд издает такой звук. Тоже самое происходит, когда взрослый гудит голосом средней силы и очень тихо. Затем просит попробовать погудеть дошкольников самостоятельно.
4. Упражнение «Передай соседу».
Цель: развивать силу голоса, обучать детей говорить шепотом и громко.
Оборудование: игрушки или предметы ближайшего окружения.
Инструкция: я сейчас скажу тебе слова, а ты должен передать шепотом, что услышал другому и так по цепочке. Кто будет последним подходит к столу и берет игрушку. Произносит громко и четко как она называется.
Ход упражнения: Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый (логопед) шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот же шепотом передает следующему и т. д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет названную игрушку (картинку) и громко произносит ее название.
5. Упражнение «Три медведя».
Цель: развивать высоту голоса.
Оборудование: иллюстрация сказки «Три медведя».
Инструкция: Угадай, кто так рычит: медведь, медведица или медвежонок? А теперь угадай, кто так говорит. Попробуй и ты показать разными голосами (изобразить), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама.
Ход: Логопед показывает иллюстрацию сказки «Три медведя». Задает вопросы по сказке. Логопед просит угадать, кто из героев так рычит голосом разной высоты (самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама). Потом спрашивает, кто говорит разными голосами. После того как дети угадали взрослый предлагает детям самим изобразить героев.
6. Упражнение «Эхо».
Цель: развивать полетность голоса.
Оборудование: нет.
Инструкция: по моей команде команда 1 произносит громко звук, а команда 2 – тихо.
Ход упражнения: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»
7. Упражнение «Барабанщик».
Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.
Оборудование: осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.
Инструкция: сейчас я раздам вам барабанчики. Вы должны вместе со мной стучать ритм на нем под стихотворение, которое я буду читать.
Ход упражнения: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.
Левой, правой! |
8. Упражнение «Поставь правильно ударение».
Цель: развивать умения последовательно менять логическое ударение в вопросительном предложении.
Оборудование: нет.
Инструкция: сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны правильно на него ответить разными способами.
Ход упражнения: логопед предлагает детям ответить на вопросы и . проследить изменения в ответе. Вопросы:
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
- Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.
9. Упражнение «Хлопки в ладоши».
Цель: развивать темп и ритм речи.
Оборудование: картинки с изображением ладошек разной величины.
Инструкция: Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.
Ход проведения: педагог раскладывает перед детьми ладошки разной величины. Рассказывает о том, что большая ладошка – громкий хлопок, маленькая – тихий. Логопед просит детей повторить ритм который она выложит из картинок.
10. Упражнение «Скажи по-разному».
Цель: развивать умения произвольно изменять интонацию высказывания.
Оборудование: сюжетные картинки (звери строят дом, лето и т.п.).
Инструкция: замени предложение разной интонацией.
Ход упражнения: Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными. Например:
Звери все построили сами? – Звери все построили сами!
Они дружно работали? – Они дружно работали!
Дом красивый? – Дом красивый!
Логопед ребенку предлагает дальше произнести предложение с вопросительной интонацией. Например:
Лето наступило. – Лето наступило?
На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.
Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией. Например:
Лето наступило. – Лето наступило!
На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.
11. Упражнение «Чайник и чашки».
Цель: формировать умения менять темп произнесения звукоподражаний, не подкрепляя их движениями.
Оборудование: нет.
Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной.
Ход упражнение: Дети, исполняющие роль чашек, стоят по кругу, а в центре круга находится ребенок, изображающий чайник. Положение рук ребенка, исполняющего роль чайника: левая рука на поясе – это ручка чайника, правая дугообразно поднята вверх – носик чайника. Логопед просит детей повторять фразу сначала в медленном темпе («Начинает чайник закипать: буль - буль , буль – буль, буль-буль»), а потом в быстром («Кипит наш чайник: буль-буль-буль»). Затем педагог вместе с ребятами гудит высоким и низким голосом. Каждый ребенок, изображающий чашку, соединяет руки в виде кольца и протягивает их в центр круга. Ребенок, исполняющий роль чайника подходит к каждой «чашке» и, нагибая свой носик, наливает в чашку чай. Одновременно дети поют песенку водички: «с – с – с…».
12. Упражнение «Узнай по интонации».
Цель: развивать эмоциональную выразительность речи и мимики.
Оборудование: нет.
Инструкция: сейчас кто-то из вас будет изображать человека, которого я загадаю. Вы должны отгадать кто это.
Ход упражнения: каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией слоги и изображает какого-либо человека:
Удивленного – Ах! Ах! Ах! Недовольного – Ай! Ай! Ай!
Больного – Ох! Ох! Ох! Испуганного – Ой! Ой! Ой!
Веселого – Эх! Эх! Эх! Сердитого – Ай – я – яй!
Остальные дети должны отгадывать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
13. Упражнение «Дирижеры».
Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.
Оборудование: «Дирижерские» палочки (по количеству детей).
Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной.
Ход упражнения: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.
14. Упражнение «Капли».
Цель: развивать понимание темпа речи.
Оборудование: нет.
Инструкция: сейчас мы с вами будем произносить стихотворение с разной скоростью. А для этого нам помогут ладошки. Слушай внимательно и повторяй за мной.
Ход упражнения: вначале дети с логопедом произносят слова в среднем темпе, затем темп речи ускоряется. И скорость ударов ладонями обеих рук по коленям тоже увеличивается.
Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
15. Упражнение «Трубач».
Цель: развивать длительный, плавный выдох.
Оборудование: нет.
Инструкция: соединяем руки в трубочку. Делаем вдох и медленно в нашу трубку выдыхаем.
Ход упражнения: логопед предлагает детям занять положение: сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»
С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

картотека упражнений по развитию просодики
В материале представлены разнообразные виды дидактических игр и упражнений, способствующих развитию просодических компонентов речи: силы голоса....

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию детей 5-7 лет с ЗПР
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении...

Дэнас - терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Дэнас- терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....

Перспективно-тематическое планирование. Коррекция ФФНР у детей с дизартрией средствами логоритмики.
Данный материал будет полезен не только учителям-логопеда, но и педагогам и родителям....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...