Картотека упражнений по коррекции просодики у детей с дизартрией
картотека по логопедии

Заикина Анастасия Ильинична

15 игр по коррекции просодики у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_dizartrii.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по коррекции просодики у детей с дизартрией.

1. Упражнение «Ветерок».

Цель: развивать сильный плавный ротовой выдох.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Инструкция:  Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Ход упражнения: перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».

Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

2.  Упражнение «Успокой куклу».

 Цель: развивать силу голоса.

Оборудование: нет.

Инструкция: Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю куклу спать. А теперь вы покачайте.

Ход упражнения: дети сидят на стульях. На руках у них куклы. Логопед укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни. Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

3. Упражнение «Поезда».

Цель: развивать силу голоса и речевой слух.

Оборудование: картинка с изображением поездов разных размеров (большого, среднего и маленького).

Инструкция: Посмотри, перед тобой три поезда, которые едут и гудят. Угадай и покажи, кокой поезд гудит вот так: ТУ – ТУ – ТУ. Покажи, какой поезд гудит вот так: ту – ту – ту. А какой поезд гудит так: ту – ту – ту. Теперь ты погуди как поезд, который едет рядом с нами; как поезд, который удаляется от нас; как поезд, который находится очень далеко от нас.

Ход упражнения: перед детьми 3 картинки поездов. Логопед гудит очень громко и просит ребят угадать, какой поезд издает такой звук. Тоже самое происходит, когда взрослый гудит голосом средней силы и очень тихо. Затем просит попробовать погудеть дошкольников самостоятельно.

 4. Упражнение «Передай соседу».

Цель: развивать силу голоса, обучать детей говорить шепотом и громко.

Оборудование: игрушки или предметы ближайшего окружения.

Инструкция: я сейчас скажу тебе слова, а ты должен передать шепотом, что услышал другому и так по цепочке. Кто будет последним подходит к столу и берет игрушку. Произносит громко и четко как она называется.

Ход упражнения: Дети сидят перед столом, на котором разложены игрушки или картинки. Взрослый (логопед) шепотом называет одну из них рядом сидящему ребенку, тот же шепотом передает следующему и т. д. по цепочке. Последний ребенок подходит к столу, берет названную игрушку (картинку) и громко произносит ее название.

5. Упражнение «Три медведя».

Цель: развивать высоту голоса.

Оборудование: иллюстрация сказки «Три медведя».

Инструкция: Угадай, кто так рычит: медведь, медведица или медвежонок? А теперь угадай, кто так говорит. Попробуй и ты показать разными голосами (изобразить), как говорят Мишутка, медведь-папа, медведица-мама.

Ход: Логопед показывает иллюстрацию сказки «Три медведя». Задает вопросы по сказке. Логопед просит угадать, кто из героев так рычит голосом разной высоты (самый низкий – папа, самый высокий – Мишутка, средний – мама). Потом спрашивает, кто говорит разными голосами. После того как дети угадали взрослый предлагает детям самим изобразить героев.

6. Упражнение «Эхо».

Цель: развивать полетность голоса.

Оборудование: нет.

Инструкция: по моей команде команда 1 произносит громко звук, а команда 2 – тихо.

Ход упражнения: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: «А!» другие тихо отзываются: «А-а-а!»

7. Упражнение «Барабанщик».

Цель: побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи.

Оборудование: осязательные «коврики» размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги.

Инструкция: сейчас я раздам вам барабанчики. Вы должны вместе со мной стучать ритм на нем под стихотворение, которое я буду читать.

Ход упражнения: педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих «барабанчиках» отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух повторений педагог предлагает каждому ребенку коврик из другого материала.

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идет отряд.
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

8. Упражнение «Поставь правильно ударение».

Цель: развивать умения последовательно менять логическое ударение в вопросительном предложении.

Оборудование: нет.

Инструкция: сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны правильно на него ответить разными способами.

Ход упражнения: логопед предлагает детям ответить на вопросы и . проследить изменения в ответе. Вопросы:

  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.
  • Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

9.  Упражнение «Хлопки в ладоши».

Цель: развивать темп и ритм речи.

Оборудование: картинки с изображением ладошек разной величины.

Инструкция: Паша очень любит хлопать в ладоши. Посмотри на картинки и повтори за ним.

Ход проведения: педагог раскладывает перед детьми ладошки разной величины. Рассказывает о том, что большая ладошка – громкий хлопок, маленькая – тихий. Логопед просит детей повторить ритм который она выложит из картинок.

hello_html_m497fdc6b.pnghello_html_658c4002.pnghello_html_m497fdc6b.pnghello_html_658c4002.pnghello_html_m497fdc6b.png

10. Упражнение «Скажи по-разному».

Цель: развивать умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Оборудование: сюжетные картинки (звери строят дом, лето и т.п.).

Инструкция: замени предложение разной интонацией.

Ход упражнения: Ребенку предлагается заменить вопросительные предложения восклицательными. Например:

Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали? – Они дружно работали!

Дом красивый? – Дом красивый!

Логопед ребенку предлагает дальше произнести предложение с вопросительной интонацией. Например:

Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло? И т.п.

Ребенку предлагается произнести данное предложение с восклицательной интонацией. Например:

Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло! И т.п.

11. Упражнение «Чайник и чашки».

Цель: формировать умения менять темп произнесения звукоподражаний, не подкрепляя их движениями.

Оборудование: нет.

Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной.

Ход упражнение: Дети, исполняющие роль чашек, стоят по кругу, а в центре круга находится ребенок, изображающий чайник. Положение рук ребенка, исполняющего роль чайника: левая рука на поясе – это ручка чайника, правая дугообразно поднята вверх – носик чайника. Логопед просит детей повторять фразу сначала в медленном темпе («Начинает чайник закипать: буль - буль , буль – буль, буль-буль»), а потом в быстром («Кипит наш чайник: буль-буль-буль»). Затем педагог вместе с ребятами гудит высоким и низким голосом. Каждый ребенок, изображающий чашку, соединяет руки в виде кольца и протягивает их в центр круга. Ребенок, исполняющий роль чайника подходит к каждой «чашке» и, нагибая свой носик, наливает в чашку чай. Одновременно дети поют песенку водички: «с – с – с…».

12. Упражнение «Узнай по интонации».

Цель: развивать эмоциональную выразительность речи и мимики.

Оборудование: нет.

Инструкция: сейчас кто-то из вас будет изображать человека, которого я загадаю. Вы должны отгадать кто это.

Ход упражнения: каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией слоги и изображает какого-либо человека:

Удивленного – Ах! Ах! Ах!              Недовольного – Ай! Ай! Ай!

Больного – Ох! Ох! Ох!              Испуганного – Ой! Ой! Ой!

Веселого – Эх! Эх! Эх!                       Сердитого – Ай – я – яй!

Остальные дети должны отгадывать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.

13. Упражнение «Дирижеры».

Цель: формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Оборудование: «Дирижерские» палочки (по количеству детей).

Инструкция: Слушай внимательно и повторяй за мной.

Ход упражнения: педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

 14. Упражнение «Капли».

Цель: развивать понимание темпа речи.

Оборудование: нет.

Инструкция: сейчас мы с вами будем произносить стихотворение с разной скоростью.  А для этого нам помогут ладошки. Слушай внимательно и повторяй за мной.

Ход упражнения: вначале дети с логопедом произносят слова в среднем темпе, затем темп речи ускоряется. И скорость ударов ладонями обеих рук по коленям тоже увеличивается.

Капля – раз! Капля – два! (Удары ладонями обеих рук по коленям.)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

15. Упражнение «Трубач».

Цель: развивать длительный, плавный выдох.

Оборудование: нет.

Инструкция: соединяем руки в трубочку. Делаем вдох и медленно в нашу трубку выдыхаем.

Ход упражнения: логопед предлагает детям занять положение: сидя, кисти рук сжать в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности развития мелодико-просодической речи при коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией»

С детьми с дизартрией необходимо целенаправленно работать над развитием артикуляционной и мимической моторики, речевым дыханием, всех элементов просодики....

картотека упражнений по развитию просодики

В материале представлены разнообразные виды дидактических игр и упражнений, способствующих развитию просодических компонентов речи: силы голоса....

Коррекционно-развивающий проект: «Влияние аппаратных методов логопедического массажа на процесс коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией».

В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питан...

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию детей 5-7 лет с ЗПР

В период дошкольного детства формируются пред­посылки будущей учебной деятельности детей. На про­тяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышлении...

Дэнас - терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.

Дэнас- терапия в коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией....

Перспективно-тематическое планирование. Коррекция ФФНР у детей с дизартрией средствами логоритмики.

Данный материал будет полезен не только учителям-логопеда, но  и педагогам и родителям....

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...