Доклад к педсовету «Художественно-эстетическое развитие в ДОУ»
консультация ( группа) на тему
Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в
условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в
образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации
художественно-эстетического образования ребёнка.
Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к
целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её
целостности актуальна в связи с гуманитаризацией образования, с
утверждением необходимости формирования субъект-субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования.
Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога,
мотивированного, готовного и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство). Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.
Сегодня, цель художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстети-коповеденческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое
понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОУ – ребёнок– родитель» на качественно новый уровень компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образовательной и досуговой деятельности, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, инновационный ресурс ИКТ (графический планшет в рисовании), художественная среда как культурный и субкультурный ресурс. Ресурсное обеспечение влияет на качество педагогической деятельности по совершенствованию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе, что позволяет организовать творческое взаимодействие субъектов в разных видах художественной деятельности; вывести каждого педагога на новый качественный уровень развития личностных творческих инициатив, обеспечивая качество дошкольного образования, соответствующее государственным образовательным стандартам.
Согласно ФГОС дошкольного образования разработаны
целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию детей
дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог
дошкольного учреждения:
· ребёнок овладевает основными общекультурными способами
приобщения к художественно-эстетической культуре, выступающей в качестве
информационно-познавательного аспекта жизни ребёнка;
· ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностно-
эмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в
результате чего у ребёнка формируются личностные смыслы и складывается
целостная картина мира;
· ребёнок обладает развитым творческим воображением в контексте
культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности,
проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего
мира посредством создания нового продукта собственного творчества,
обогащающего его детскую субкультуру;
· у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно-двигательная
готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной
координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и
готовность к поискам новых способов композиционных изображений для
передачи целостности образов;
· ребёнок проявляет любознательность и 1) склонен к наблюдению за
художественно-продуктивной деятельностью других людей, когда проблемное
поле ребёнка персонифицируется в образах педагога, народного мастера,
художника; 2) склонен к мысленному и художественному
экспериментированию с целью постижения сущности эстетических явлений,
где в свободной поисковой деятельности самостоятельно решает социальные,
познавательные, нравственные и художественные проблемы;
· ребёнок накапливает элементарные представления об
изобразительных художественных материалах, техниках изображения
в процессе обучения, поисковой деятельности, накопления личностного опыта (сенсорные и художественные эталоны, знаки, символы, модели) на основе предметов и явлений окружающего мира и выразительных средств разных видов искусств.
Литература
1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с.
2. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный
подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ:
учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Майер. – М.: Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176 с.
4. Управление введением в действие Федеральных государственных
образовательных стандартов как основа непрерывности общего образования:
материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / в 2 ч.,
Ч.1. – Челябинск: ББОУ ДПО УМЦ, 2013. – 196 с.
5. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для
учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu2_.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педсовету
«Художественно-эстетическое развитие в ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Шабаева Ф.Ф.
Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в
условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в
образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации
художественно-эстетического образования ребёнка.
Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к
целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её
целостности актуальна в связи с гуманитаризацией образования, с
утверждением необходимости формирования субъект-субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования.
Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.
В условиях модернизации дошкольного образования и реализации
Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога,
мотивированного, готовного и способного к осуществлению педагогической деятельности.
Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство). Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.
Сегодня, цель художественно-эстетического развития детей
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстети-коповеденческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.
Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое
понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОУ – ребёнок– родитель» на качественно новый уровень компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образовательной и досуговой деятельности, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, инновационный ресурс ИКТ (графический планшет в рисовании), художественная среда как культурный и субкультурный ресурс. Ресурсное обеспечение влияет на качество педагогической деятельности по совершенствованию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе, что позволяет организовать творческое взаимодействие субъектов в разных видах художественной деятельности; вывести каждого педагога на новый качественный уровень развития личностных творческих инициатив, обеспечивая качество дошкольного образования, соответствующее государственным образовательным стандартам.
Согласно ФГОС дошкольного образования разработаны
целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию детей
дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог
дошкольного учреждения:
- ребёнок овладевает основными общекультурными способами
приобщения к художественно-эстетической культуре, выступающей в качестве
информационно-познавательного аспекта жизни ребёнка;
- ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностно-
эмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в
результате чего у ребёнка формируются личностные смыслы и складывается
целостная картина мира;
- ребёнок обладает развитым творческим воображением в контексте
культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности,
проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего
мира посредством создания нового продукта собственного творчества,
обогащающего его детскую субкультуру;
- у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно-двигательная
готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной
координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и
готовность к поискам новых способов композиционных изображений для
передачи целостности образов;
- ребёнок проявляет любознательность и 1) склонен к наблюдению за
художественно-продуктивной деятельностью других людей, когда проблемное
поле ребёнка персонифицируется в образах педагога, народного мастера,
художника; 2) склонен к мысленному и художественному
экспериментированию с целью постижения сущности эстетических явлений,
где в свободной поисковой деятельности самостоятельно решает социальные,
познавательные, нравственные и художественные проблемы;
- ребёнок накапливает элементарные представления об
изобразительных художественных материалах, техниках изображения
в процессе обучения, поисковой деятельности, накопления личностного опыта (сенсорные и художественные эталоны, знаки, символы, модели) на основе предметов и явлений окружающего мира и выразительных средств разных видов искусств.
Литература
1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив
художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:
теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с.
2. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный
подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.
3. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ:
учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Майер. – М.: Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176 с.
4. Управление введением в действие Федеральных государственных
образовательных стандартов как основа непрерывности общего образования:
материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / в 2 ч.,
Ч.1. – Челябинск: ББОУ ДПО УМЦ, 2013. – 196 с.
5. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для
учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Художественно-эстетическое развитие детей в ДОО и создание комфортной обстановки"
Деловая игра...
Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»
Цель педсовета: совершенствовать работу педагогов ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...
Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»
Цель педсовета: совершенствовать работу педагогов ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...
Доклад « Азбука театра» художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе театрально - игровой деятельности
Из опыта работы...
Педсовет "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в свете ФГОС"
Педсовет в форме викторины по художественно-эстетическому развитию в ДОУ позволяет в нетрадиционной форме систематизировать знания педагогов по рассматриваемому вопросу и наметить дальнейшие пути разв...
Педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
ЦЕЛЬ:-Совершенствовать профессиональные компетенции педагогов с помощью традиционных и нетрадиционных форм методической работы по развитию художественно-творческих способностей детей. ...
Педсовет «Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортных условий для удовлетворения потребностей детей в самовыражении»
Педсовет «Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортных условий для удовлетворения потребностей детей в самовыражении»...