Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине
консультация

Консультация для педагогов ДОУ Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12» г. Пласта

Педсовет №2

«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям через формирование представлений о малой родине»

                                                                  Подготовил: Старший воспитатель

                                                                                                Ю.А.Мокроусова

Цель: Систематизация знаний педагогов об организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по вопросам патриотического воспитания.

Профессия педагога трудная и сложная. Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почему-чек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго!

СЛАЙД: 1

Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации».

Я начну, а вы, поймав мяч, продолжите фразу:

Если педагог – это цвет, то какой?

Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?

Если педагог – это настроение, то какое?

Если педагог – это фильм, то название этого фильма …

Если педагог — это праздник, то какой?

Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?

Если педагог – это время года, то какое?

Если педагог – это вид спорта, то какой?

Если педагог – это цветок, то это…

Если педагог – песня, то какая?

Если педагог – это книга, то это…

Если педагог – это танец, то какой?

Если педагог – это водная стихия, то какая?

Если педагог – число, то какое?

Если педагог – это драгоценный камень, то какой?

Если педагог – игра, то какая?

Если педагог – это планета?

Игра активизирует участников и настраивает на общение.

Звучат пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник» и «Март. Песня жа-воронка» из цикла времена года.

Текст выступления старшего воспитателя:

В этой музыке шёпот листьев, и песня кузнечика, и журчание весеннего ручейка, и пение птиц, и плеск воды. Мы должны научить детей видеть и беречь этот удивительный мир природы, свою Родину.

Сегодня на  педагогическом совете мы поговорим  об организации нравственно-патриотического воспитания  детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задание 2  Чтобы начать говорить о патриотическом воспитании давайте  уточним понятия что такое Родина?

Родина – отечество, отчизна, страна в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с её природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.

 Что такое патриотизм?

Патриотизм – это преданность своему Отечеству, и стремление сделать всё возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в его состав.

 

Что такое гражданственность?.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом,к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности осваивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.

А как мы с вами понимаем значение словосочетания «Патриотическое вос-питание»?

СЛАЙД: 2

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

СЛАЙД 3

ЗНАЧЕНИЕ

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. 

Идея воспитания патриотизма и гражданственности становится государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В.В. Путин высказал своё мнение о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, которое заключается в следующем: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

СЛАЙД 4:         

 В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина

Ознакомление дошкольников с родным городом и страной — это знакомство с историей своего народа, с культурой русского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к семье, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять приумножать богатство своей Родины. Поэтому давайте попробуем сформулировать задачи педагогов для нравственно-патриотического воспитания детей.

СЛАЙД 5: 

 ЗАДАЧИ  НРАВСТВЕННО-ПАРТИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ  В  ДОУ

Поэтому задачами педагогов являются:

• Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

• Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.

• Прививать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

• Воспитывать уважение к труду разных профессий.

• Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

• Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.

• Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.

• Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.

• Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.

• Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.

• Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям

СЛАЙД 6:     

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Поэтому система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

• семья

• детский сад

• родная улица

• родной город

• страна, символика

• права и обязанности

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

СЛАЙД 7:     

ПРИНЦИПЫ  РАБОТЫ  ПО  НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ  С ДЕТЬМИ

Каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

  • Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
  • Принцип приоритетности регионального культурного наследия;
  • Принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка;
  • «Позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
  • Непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

СЛАЙД 8:  

ТЕХНОЛОГИИ  НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

Сегодня совершенно необходимо внедрять современные технологии в процесс воспитания детей. Существуют разнообразные технологии, некоторые из них представлены на слайде. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым.

СЛАЙД 9:   

 МЕТОДЫ  И  ФОРМЫ,  ВИДЫ  И  СРЕДСТВА  В   РАБОТЕ  С  ДЕТЬМИ

В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);

- рассказы воспитателя;

- беседы о родном городе, стране, её истории;

- наблюдение за изменениями в облике родного города;

- за трудом людей в детском саду и в городе;

- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, гимн города, патриотические песни о Родине);

- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

- ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);

- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

-организация тематических выставок;

- участие в общественных и народных календарных праздниках;

- конкурс чтецов;

- участие в городских мероприятиях, конкурсах, проектах;

- участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково-исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:

- Художественные средства: Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств, способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.

- Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

- Особое место в группе средств отводится общению.

- Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

«Патриотическое воспитание детей» реализуется в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

младшая группа: Даются первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомятсяь с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров. Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

средняя группа: Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка, его достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

старшая группа: Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

СЛАЙД 10: 

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С  РОДИТЕЛЯМИ

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями. В процессе такого взаимодействия используются следующие виды:

- анкетирование; консультации;

-родительские собрания;

- беседы за круглым столом;

- наглядная информация на стендах, папках-передвижках;

- участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок;

- привлечение к участию по возложению цветов к монументам, памятникам.

Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей разнообразны: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

СЛАЙД 11: В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у всех считаются важными. В данном вопросе родители должны стать непременными участниками, оказывать помощь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.

Родина – это не только отечество, страна, отчизна, но и то место где человек родился, живёт. Давайте немного отдохнём и пофантазируем. Закройте глаза и представьте, что за окном кружит метель, поёт свою бесконечную зимнюю песню северный ветер. Вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зелёный берёзовый листок – нежный, маленький подарок грядущей весны. Подул лёгкий тёплый ветерок, и мы чувствуем запах летних цветов. А сейчас прислушайтесь, и вы услышите шелест осенних клёнов. Природа прекрасна во все времена года, особенно природа родного края.

СЛАЙД 12: Педагоги открывают глаза, на экране демонстрируется слайд «Природа родного края».

Не только любование красотой природы родного края, но и память, о событиях минувших лет, о людях, благодаря которым мы живём на этом свете, учит детей ценить и беречь свою Родину. Вы согласны? Чтобы сформировать у детей чувство любви к своей стране, её народу, своей национальной культуре, педагогам необходимо не только владеть материалом, но и умело демонстрировать то, с чем они знакомят детей. Активно сотрудничать с родителями, так как ребёнок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего через социальную картину своей семьи.

Задание 5. Перечислите, что нужно, чтобы дети ежедневно пополняли свои знания о своей малой родине.

• Уголки родного края

• Изготовление макетов

• Развивающие игры

• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

• Фотоальбомы, тематические альбомы («Природа родного края», «Улицы нашего города», «Памятные места», «Музеи нашего города», «Иваново – город студентов» и т.д.)

• Художественная литература (стихи, песни о нашем городе)

• Мини-музеи

СЛАЙД 12: Подведем итог: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова Константина Дмитриевича Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

СЛАЙД 13: На занятиях вы задаёте детям вопросы, чтобы уточнить их знания. Пред-лагаю и вам уточнить свои знания с помощью игры «Быстрый ответ». Отвечайте  быстро не задумываясь.

1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ(Образовательная программа ДОУ).

2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).

3. Земля, где ты родился? (Родина).

4. Древнее название России? (Русь).

5. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

6. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

7. Своеобразие, непохожесть на других? (Самобытность).

8. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

9. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

10. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлияния? (Этнография).

11. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

12. Кто несет ответственность за воспитание ребенка(Родители).

13. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

14. Официальная эмблема государства? (Герб).

СЛАЙД 14: Вы отлично справились с заданием.

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспи-тание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Слова великого педагога Антона Семеновича Макаренко

И хотелось бы завершить Притчей. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил«Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает«Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил«Все в твоих руках». Эту притчу я взяла не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

В докладе раскрывается значение подвижных игр в жизни ребёнка, а через народные игры ребёнок приобщается к культурным ценностям народов России....

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

мастер класс «Приобщение детей дошкольного возраста к историческим ценностям родного края, через использование нетрадиционных форм изодеятельности»

Нравственно патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»

Консультация для педагогов на тему:«Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам посредствам фольклора»...

Консультация для родителей: «Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через игру»

  Что такое общечеловеческие ценности и как они проявляются в повседневной жизни? Это - абсолютная ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, ответственно...

Консультация для педагогов ДОО «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре посредством малого фольклорного жанра»

Слово «фольклор» - в буквальном переводе с английского означает - народная мудрость. Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напев...