«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям»
статья

Воспитатель - это первый, после мамы, человек, педагог, который встречается детям на их жизненном пути.                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям»

                                                                            «Любовь к родному краю, родной культуре

                                                                             родной речи начинается с малого – с любви

                                                                               к своей семье, к своему жилищу,

                                                                               к своему детскому саду.
                                                                             Постепенно расширяясь, эта любовь
                                                                             переходит в любовь к родной стране,

                                                                    к её истории, прошлому и настоящему,

                                                                              ко всему человечеству».
                                                                                                                              Д.С. Лихачёв.

  Воспитатель - это первый, после мамы, человек, педагог, который встречается детям на их жизненном пути.  Никто, наверное, не возразит, что именно детский сад – это особый этап в жизни ребенка. Знания, умения, полученные там, служат базой, фундаментом для последующего обучения. Ведь от нас взрослых, зависит будущее наших детей, то, какой курс примет каждый из них в жизни, какими принципами будет руководствоваться, какие цели станут приоритетными, смогут ли они, наши сегодняшние воспитанники, стать настоящими гражданами своего Отечества. 

 Нам посчастливилось жить в Санкт- Петербурге одном из самых красивых городов мира, который, является сокровищницей выдающихся архитектурных памятников, музеев, церквей и соборов. Кроме того, именно в Санкт –Петербурге находится Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, который, является ведущим центром музейной педагогики в стране.

Поэтому, работая по программе «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры» мы особое место отвели посещению Петербургских музеев.

 В процессе работы со старшими дошкольниками мы заметили, что дети лучше воспринимают информацию, начинают ориентироваться в сложном для дошкольного возраста понятии «временные рамки», если   предварительно их познакомить с исторической личностью. У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Чем дальше, тем светлее становятся в памяти образы героев, они, как звезды на небе, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец служения своему Отечеству.

Планируя работу на новый учебный год, мы решили обратится к личности князя Владимира, благодаря которому Русь стала сильным и могучим государством, приняла православие, эти события имели большое значение для дальнейшего развития нашей Родины. Результаты работы нам понравились, и мы в течении нескольких лет знакомили ребят с яркими историческими деятелями нашей страны.

 В.А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

 Однако, современные родители стремятся обеспечить своего ребенка всем тем, чего они сами не имели в детстве. Начиная от различных игр и игрушек, заканчивая посещением «модных кружков и секций».  При этом родители не участвуют в этих делах.  Отсутствие родительского примера способствует тому, что ребенок теряет ко всему интерес. Поэтому, мы искренне считаем, что сотрудничество с родителями, введение их в педагогический процесс, делают нас одной дружной семьей. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить ребёнку двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду.   Хотим предоставить вашему вниманию результаты нашей работы.

Цель:

Приобщения детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям, а также желание следовать им.

Основные задачи работы:

1.Воспитание эмоционального понимания детьми исторических событий, через знакомство с выдающимися людьми нашей истории;

2.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

3.Повышение педагогической грамотности родителей на основе ФГОС;

4.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

6. Формирование понятия, что этнокультурное воспитание, важно для новых поколений россиян, так как является частью общечеловеческих ценностей;

7.Воспитание любви к родной стране, гордости  (Я-Россиянин)

Содержание работы:

В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

  • ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
  • приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию.

Цели работы реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания; здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного.

- ознакомление детей с основными памятниками искусства, культуры, архитектуры и скульптуры.

- обогащение имеющихся знаний детей по средствам посещения петербургских музеев. Объяснить детям значимость музея в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям.

- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках)

- дать детям начальные знания о знаменитых и великих людях в прошлом и интересных, и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни страны.

Взаимосвязь с различными видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и историей нашей страны позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с истоками русской культуры для развития речи  в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и  прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций,   свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с русской культурой в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

Формирование грамматического строя речи.

Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи,  интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с истоками русской культуры еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и слово произношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Ознакомление с истоками русской культуры в дошкольном возрасте позволяет  успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:

беседа, как метод обучения диалогической речи;

обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;

обучение творческому рассказыванию;

формирование связных высказываний типа суждений;

ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание  – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные  и патриотические чувства.

Изобразительная деятельность.

      Связь с истоками русской культуры, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного,  услышанного,  прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

Изучение истории родного края влияет на разностороннее воспитание личности:

Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, стране, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков становления государственности.

Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).

Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .

Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).

Активирует  сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. («Пять названий», «Прибавь слово», ‘Русская изба’, «Какое прозвище носил князь Владимир?» «Что с начало а что потом?» «Закончи предложение» и т. д.)

 Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры.  Детям предлагаются различные задания:

 -Построй красивый дом,  (закрепляем понятия: шпиль, колонны, купол , арка и т. д.,

-Построй жилой дом (закрепляем понятия: фундамент, крыша, стены , окно и т. д.)

Методы и средства:

Художественная литература.

Иллюстративно-познавательные материалы.

Природа России.

Собственная деятельность детей.

Окружающая обстановка.

Беседы.

Подборки материалов по теме.

Рассказывание педагога.

Посещение музея, библиотеки.

Прогулки по городу, с родителями.

Тематическое планирование

Работа проводилась 2 года.

1 год (старшая группа)

  1. Знакомство с исторической личностью, Князя Владимира понятиями: Славяне, Русь. (октябрь)  

Задачи:

  1. Как одевались на Руси. (конец ноября)

Задачи:

  1. Деревянное зодчество. (январь)

Задачи:

  1. Игры.(март)

Задачи:

     5. Богатыри, защитники земли Русской (23 февраля – 9 мая)

           Задачи:

2-й год (подготовительная группа)

  1. Знакомство с личностью Петра I, понятиями: Россия, русские люди. (октябрь)

Задачи:

  1. Как одевались в петровское время. (конец ноября)

Задачи:

  1. Каменное строительство. (январь)

Задачи:

  1. Игры. (март)

Задачи:

  1. Создание флота и русской армии, знаменитые полководцы,

 (23 февраля – 9 мая)

Задачи:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»

Статья к презентации по самообразованию на тему «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством персонализированной сказки»...

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари"

laquo;Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».Во все времена и у всех народов основной целью воспитания я...

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК СПОСОБ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с историей и культурой своего народа. Главное сегодня – как можно раньше пробудить в растущем человеке л...

СТАТЬЯ "ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЦЕННОСТЯМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".

В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, на привычки и поведения. Поэтому наиб...

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....

Из опыта работы "Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям"

Тема  выступления «Приобщение детей старшего дошкольного возраста и их родителей к культурным ценностям»выбрана не спроста, все мы знаем ,что 2022 год- был объявлен годом культурного ...