«Игровые технологии в организации образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
консультация (старшая группа)
Опыт работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»
города Невинномысска
Опыт работы: «Игровые технологии в организации образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
Воспитатель: Дигалова Н.А.
2021
Дошкольный возраст характеризуется развитием всех двигательных способностей: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Средством развития этих способностей являются подвижные игры.
Актуальность: на сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Проблема: состояние здоровья детей, малоподвижность образа жизни, скудность познания содержания подвижных игр, утрата осмысления нравственно-культурного значения игр.
В связи с этим возникла идея о необходимости создания «игрового часа» с детьми на свежем воздухе.
Цель: внедрение и использование специально подобранных подвижных игр на улице для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста и, как следствие, повышение интереса к игре.
Задачи:
Образовательная - совершенствовать двигательные действия и физические качества через подвижные игры (быстрота, выносливость, ловкость, ориентировка в пространстве, координация, сила). Способствовать развитию творчески мыслящего человека, умеющего ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности.
Оздоровительная – укреплять морфофункциональные системы организма, формировать высшие психические функции организма (логическое мышление, воображение, память, слух, и т.д.) способствовать накоплению положительных эмоций.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольника, сознательно действующего в меру своих возможностей, коммуникативные качества. Воспитывать потребность в организации и проведении подвижных игр.
Основные понятия:
Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.
Технология – это система методов создания, применения, определения всего воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.
Классификация подвижных игр:
1. По двигательному содержанию (игры с бегом, с прыжками, метанием, лазаньем, ползанием, перелазанием, ловлей и передачей мяча, с различными предметами).
2. По возрасту детей.
3.По степени подвижности (малой, умеренной, тонизирующей, тренирующей).
4.По степени сложности их содержания.
5. По форме организации (линейные, круговые, врассыпную).
6. По месту проведения игры (летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе).
7. По пособиям, используемым в подвижных играх.
По содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные; игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением; спортивные игры и игровые упражнения («сбей кеглю», например); игры с элементами соревнований. Спортивные упражнения также могут включаться в содержание подвижных игр.
Подвижные игры находят своё отражение в различных видах деятельности и способствуют развитию познавательных способностей и психических функций: сенсомоторных (зрительное и осязательное восприятие, величина, пространственные отношения), активизации мышления (сравнение величин), памяти и внимания (слуховое и зрительное восприятие игры, название инвентаря, частей тела), развитию речи и грамматических знаний (дифференциация звуков и букв, правильного произношения, подбор признаков к предметам), закреплению элементарных математических представлений (о счёте, ориентирование в числовом ряду, сравнение количеств), расширении знаний об окружающем мире (дорожное движение, одежда, посуда, электроприборы), формированию общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия).
Успешность проведения игры зависит от профессиональной подготовки воспитателя, учёта индивидуальных особенностей детей, от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Необходимо учитывать, что дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Подбор игр также зависит от условий работы каждой возрастной группы. Важно учитывать подбор подвижных игр на уже освоенные двигательные действия детей, дозировку, безопасность, соответствие инвентаря и оборудования. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих друзей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое действие.
Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.
Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Всё это способствует физическому развитию детей.
Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
Например, для закрепления навыков построения в шеренгу, круг, два круга, колонну мы используем игру «Дружные ребята». Дети по сигналу воспитателя разбегаются по залу, и пока звучит бубен или музыка, бегают по залу врассыпную. Как только бубен перестаёт звучать, воспитатель даёт команду: «В колонну за Сашей становись». Дети должны быстро, соблюдая дистанцию, встать в колонну. Далее звучит бубен или музыка, дети разбегаются по залу и бегают пока звучит бубен или музыка. Далее воспитатель даёт следующую команду, и дети должны её выполнить. Перед игрой воспитатель обязательно обговаривает технику безопасности при беге по залу. Ходьба и бег со сменой направления. Эти игровые упражнения вызывают быстроту реакции детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве, слухового внимания.
В процессе таких игровых упражнений выявляются дети, которые затрудняются выполнить то или иное задание и воспитатель на прогулке уже может, подобрав группу, используя игровые приёмы, закрепить навыки выполнения упражнений.
Также нашим детям очень нравятся игры с парашютом.
Парашют можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений и игры с парашютом.
«Удержи мяч на парашюте»
Дети становятся в круг, держась за парашют. Воспитатель кладет мяч в центр парашюта. По команде воспитателя дети поднимают и опускают парашют не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший. Когда дети удерживают один мяч, добавляется второй, и дети должны уже удержать два мяча. Когда уже удерживается два мяча, добавляется третий.
«Перемена мест»
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветовой сектор.
Дети произносят слова: Скучно, скучно, нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три – Красные беги!
Дети, стоящие под этим цветом пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.
Правила игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местом.
«Мышеловка»
Ход игры:
Группа детей делится на две команды.
Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за петельку, поднимая парашют вверх. Звучит музыкальное сопровождение. Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом. По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков - «мышей»
Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры. После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.
Игры с «Парашютом» положительные эмоций, радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии. Они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Если сделать парашют многоцветным, то это расширяет рамки применения данного пособия для закрепления цвета, навыков счёта, для организации различных игр и развлечений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
На занятиях мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения) и игровых технологий.
Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.
Благодаря подбору игровых приёмов дети, играя, выполняют задачи для выработки необходимых педагогу на данном этапе знаний, умений и навыков. Также игровые формы работы с дошкольниками отлично подходят для формирования общности группы, взаимопомощи и доверия друг другу.
Стараемся обеспечивать детям психологический комфорт, даём ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
На занятиях используем народные игры. («Путешественники», «Золотые ворота», «Летчики», «Гуси – лебеди», «Пожарные на учениях»). Так же проводим ролевые игры, которые имеют серьезные различия между и отражают особенности мужественного начала у мальчиков и женственности у девочек. В играх для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость. Например, в распределении ролей (девочки – пчелки, а мальчики – медведи, девочки грациозные лани, а мальчики отважные и сильные охотники). Обязательно при оценке игры отмечаем ее положительные стороны, называем детей, удачно выполнивших свои роли, в которых они проявили смелость, выдержку. И наоборот отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей.
Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.
На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.
Для физического развития детей и как следствие для развития двигательных навыков практикуем такие игры, как «Кто вперёд», «На перегонки», «Мы спортсмены», дети с удовольствием выполняют эти упражнения, как настоящие спортсмены. Увлеченность интересной задачей в подвижной игре помогает ребенку овладевать боле высокой техникой движений, которая является стимулом совершенствования движения стремлением как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха.
Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду.
С родителями проводились родительские собрания на тему «В здоровой семье здоровые дети», дни открытых дверей, привлекаем родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, проводим беседы и консультации о здоровом образе жизни и физическом развитии детей.
В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.
Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которых сделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.
Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, мягкие модули. Также в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, «Дорожки здоровья», организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все оборудование доступно детям.
На улице имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием. Расположено оборудование по краям площадки, а большая часть ее используется для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, праздников и досугов.
Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»
города Невинномысска
Опыт работы: «Игровые технологии в организации образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
Воспитатель: Дигалова Н.А.
2021
Дошкольный возраст характеризуется развитием всех двигательных способностей: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Средством развития этих способностей являются подвижные игры.
Актуальность: на сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Проблема: состояние здоровья детей, малоподвижность образа жизни, скудность познания содержания подвижных игр, утрата осмысления нравственно-культурного значения игр.
В связи с этим возникла идея о необходимости создания «игрового часа» с детьми на свежем воздухе.
Цель: внедрение и использование специально подобранных подвижных игр на улице для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста и, как следствие, повышение интереса к игре.
Задачи:
Образовательная - совершенствовать двигательные действия и физические качества через подвижные игры (быстрота, выносливость, ловкость, ориентировка в пространстве, координация, сила). Способствовать развитию творчески мыслящего человека, умеющего ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности.
Оздоровительная – укреплять морфофункциональные системы организма, формировать высшие психические функции организма (логическое мышление, воображение, память, слух, и т.д.) способствовать накоплению положительных эмоций.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольника, сознательно действующего в меру своих возможностей, коммуникативные качества. Воспитывать потребность в организации и проведении подвижных игр.
Основные понятия:
Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.
Технология – это система методов создания, применения, определения всего воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.
Классификация подвижных игр:
1. По двигательному содержанию (игры с бегом, с прыжками, метанием, лазаньем, ползанием, перелазанием, ловлей и передачей мяча, с различными предметами).
2. По возрасту детей.
3.По степени подвижности (малой, умеренной, тонизирующей, тренирующей).
4.По степени сложности их содержания.
5. По форме организации (линейные, круговые, врассыпную).
6. По месту проведения игры (летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе).
7. По пособиям, используемым в подвижных играх.
По содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные; игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением; спортивные игры и игровые упражнения («сбей кеглю», например); игры с элементами соревнований. Спортивные упражнения также могут включаться в содержание подвижных игр.
Подвижные игры находят своё отражение в различных видах деятельности и способствуют развитию познавательных способностей и психических функций: сенсомоторных (зрительное и осязательное восприятие, величина, пространственные отношения), активизации мышления (сравнение величин), памяти и внимания (слуховое и зрительное восприятие игры, название инвентаря, частей тела), развитию речи и грамматических знаний (дифференциация звуков и букв, правильного произношения, подбор признаков к предметам), закреплению элементарных математических представлений (о счёте, ориентирование в числовом ряду, сравнение количеств), расширении знаний об окружающем мире (дорожное движение, одежда, посуда, электроприборы), формированию общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия).
Успешность проведения игры зависит от профессиональной подготовки воспитателя, учёта индивидуальных особенностей детей, от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Необходимо учитывать, что дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Подбор игр также зависит от условий работы каждой возрастной группы. Важно учитывать подбор подвижных игр на уже освоенные двигательные действия детей, дозировку, безопасность, соответствие инвентаря и оборудования. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих друзей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое действие.
Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.
Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Всё это способствует физическому развитию детей.
Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
Например, для закрепления навыков построения в шеренгу, круг, два круга, колонну мы используем игру «Дружные ребята». Дети по сигналу воспитателя разбегаются по залу, и пока звучит бубен или музыка, бегают по залу врассыпную. Как только бубен перестаёт звучать, воспитатель даёт команду: «В колонну за Сашей становись». Дети должны быстро, соблюдая дистанцию, встать в колонну. Далее звучит бубен или музыка, дети разбегаются по залу и бегают пока звучит бубен или музыка. Далее воспитатель даёт следующую команду, и дети должны её выполнить. Перед игрой воспитатель обязательно обговаривает технику безопасности при беге по залу. Ходьба и бег со сменой направления. Эти игровые упражнения вызывают быстроту реакции детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве, слухового внимания.
В процессе таких игровых упражнений выявляются дети, которые затрудняются выполнить то или иное задание и воспитатель на прогулке уже может, подобрав группу, используя игровые приёмы, закрепить навыки выполнения упражнений.
Также нашим детям очень нравятся игры с парашютом.
Парашют можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений и игры с парашютом.
«Удержи мяч на парашюте»
Дети становятся в круг, держась за парашют. Воспитатель кладет мяч в центр парашюта. По команде воспитателя дети поднимают и опускают парашют не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший. Когда дети удерживают один мяч, добавляется второй, и дети должны уже удержать два мяча. Когда уже удерживается два мяча, добавляется третий.
«Перемена мест»
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветовой сектор.
Дети произносят слова: Скучно, скучно, нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три – Красные беги!
Дети, стоящие под этим цветом пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.
Правила игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местом.
«Мышеловка»
Ход игры:
Группа детей делится на две команды.
Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за петельку, поднимая парашют вверх. Звучит музыкальное сопровождение. Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом. По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков - «мышей»
Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры. После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.
Игры с «Парашютом» положительные эмоций, радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии. Они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Если сделать парашют многоцветным, то это расширяет рамки применения данного пособия для закрепления цвета, навыков счёта, для организации различных игр и развлечений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
На занятиях мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения) и игровых технологий.
Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.
Благодаря подбору игровых приёмов дети, играя, выполняют задачи для выработки необходимых педагогу на данном этапе знаний, умений и навыков. Также игровые формы работы с дошкольниками отлично подходят для формирования общности группы, взаимопомощи и доверия друг другу.
Стараемся обеспечивать детям психологический комфорт, даём ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
На занятиях используем народные игры. («Путешественники», «Золотые ворота», «Летчики», «Гуси – лебеди», «Пожарные на учениях»). Так же проводим ролевые игры, которые имеют серьезные различия между и отражают особенности мужественного начала у мальчиков и женственности у девочек. В играх для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость. Например, в распределении ролей (девочки – пчелки, а мальчики – медведи, девочки грациозные лани, а мальчики отважные и сильные охотники). Обязательно при оценке игры отмечаем ее положительные стороны, называем детей, удачно выполнивших свои роли, в которых они проявили смелость, выдержку. И наоборот отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей.
Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.
На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.
Для физического развития детей и как следствие для развития двигательных навыков практикуем такие игры, как «Кто вперёд», «На перегонки», «Мы спортсмены», дети с удовольствием выполняют эти упражнения, как настоящие спортсмены. Увлеченность интересной задачей в подвижной игре помогает ребенку овладевать боле высокой техникой движений, которая является стимулом совершенствования движения стремлением как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха.
Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду.
С родителями проводились родительские собрания на тему «В здоровой семье здоровые дети», дни открытых дверей, привлекаем родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, проводим беседы и консультации о здоровом образе жизни и физическом развитии детей.
В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.
Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которых сделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.
Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, мягкие модули. Также в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, «Дорожки здоровья», организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все оборудование доступно детям.
На улице имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием. Расположено оборудование по краям площадки, а большая часть ее используется для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, праздников и досугов.
Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»
города Невинномысска
Опыт работы: «Игровые технологии в организации образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
Воспитатель: Дигалова Н.А.
2021
Дошкольный возраст характеризуется развитием всех двигательных способностей: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Средством развития этих способностей являются подвижные игры.
Актуальность: на сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Проблема: состояние здоровья детей, малоподвижность образа жизни, скудность познания содержания подвижных игр, утрата осмысления нравственно-культурного значения игр.
В связи с этим возникла идея о необходимости создания «игрового часа» с детьми на свежем воздухе.
Цель: внедрение и использование специально подобранных подвижных игр на улице для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста и, как следствие, повышение интереса к игре.
Задачи:
Образовательная - совершенствовать двигательные действия и физические качества через подвижные игры (быстрота, выносливость, ловкость, ориентировка в пространстве, координация, сила). Способствовать развитию творчески мыслящего человека, умеющего ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности.
Оздоровительная – укреплять морфофункциональные системы организма, формировать высшие психические функции организма (логическое мышление, воображение, память, слух, и т.д.) способствовать накоплению положительных эмоций.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольника, сознательно действующего в меру своих возможностей, коммуникативные качества. Воспитывать потребность в организации и проведении подвижных игр.
Основные понятия:
Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.
Технология – это система методов создания, применения, определения всего воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.
Классификация подвижных игр:
1. По двигательному содержанию (игры с бегом, с прыжками, метанием, лазаньем, ползанием, перелазанием, ловлей и передачей мяча, с различными предметами).
2. По возрасту детей.
3.По степени подвижности (малой, умеренной, тонизирующей, тренирующей).
4.По степени сложности их содержания.
5. По форме организации (линейные, круговые, врассыпную).
6. По месту проведения игры (летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе).
7. По пособиям, используемым в подвижных играх.
По содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные; игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением; спортивные игры и игровые упражнения («сбей кеглю», например); игры с элементами соревнований. Спортивные упражнения также могут включаться в содержание подвижных игр.
Подвижные игры находят своё отражение в различных видах деятельности и способствуют развитию познавательных способностей и психических функций: сенсомоторных (зрительное и осязательное восприятие, величина, пространственные отношения), активизации мышления (сравнение величин), памяти и внимания (слуховое и зрительное восприятие игры, название инвентаря, частей тела), развитию речи и грамматических знаний (дифференциация звуков и букв, правильного произношения, подбор признаков к предметам), закреплению элементарных математических представлений (о счёте, ориентирование в числовом ряду, сравнение количеств), расширении знаний об окружающем мире (дорожное движение, одежда, посуда, электроприборы), формированию общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия).
Успешность проведения игры зависит от профессиональной подготовки воспитателя, учёта индивидуальных особенностей детей, от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Необходимо учитывать, что дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Подбор игр также зависит от условий работы каждой возрастной группы. Важно учитывать подбор подвижных игр на уже освоенные двигательные действия детей, дозировку, безопасность, соответствие инвентаря и оборудования. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих друзей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое действие.
Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.
Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Всё это способствует физическому развитию детей.
Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
Например, для закрепления навыков построения в шеренгу, круг, два круга, колонну мы используем игру «Дружные ребята». Дети по сигналу воспитателя разбегаются по залу, и пока звучит бубен или музыка, бегают по залу врассыпную. Как только бубен перестаёт звучать, воспитатель даёт команду: «В колонну за Сашей становись». Дети должны быстро, соблюдая дистанцию, встать в колонну. Далее звучит бубен или музыка, дети разбегаются по залу и бегают пока звучит бубен или музыка. Далее воспитатель даёт следующую команду, и дети должны её выполнить. Перед игрой воспитатель обязательно обговаривает технику безопасности при беге по залу. Ходьба и бег со сменой направления. Эти игровые упражнения вызывают быстроту реакции детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве, слухового внимания.
В процессе таких игровых упражнений выявляются дети, которые затрудняются выполнить то или иное задание и воспитатель на прогулке уже может, подобрав группу, используя игровые приёмы, закрепить навыки выполнения упражнений.
Также нашим детям очень нравятся игры с парашютом.
Парашют можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений и игры с парашютом.
«Удержи мяч на парашюте»
Дети становятся в круг, держась за парашют. Воспитатель кладет мяч в центр парашюта. По команде воспитателя дети поднимают и опускают парашют не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший. Когда дети удерживают один мяч, добавляется второй, и дети должны уже удержать два мяча. Когда уже удерживается два мяча, добавляется третий.
«Перемена мест»
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветовой сектор.
Дети произносят слова: Скучно, скучно, нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три – Красные беги!
Дети, стоящие под этим цветом пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.
Правила игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местом.
«Мышеловка»
Ход игры:
Группа детей делится на две команды.
Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за петельку, поднимая парашют вверх. Звучит музыкальное сопровождение. Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом. По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков - «мышей»
Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры. После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.
Игры с «Парашютом» положительные эмоций, радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии. Они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Если сделать парашют многоцветным, то это расширяет рамки применения данного пособия для закрепления цвета, навыков счёта, для организации различных игр и развлечений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
На занятиях мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения) и игровых технологий.
Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.
Благодаря подбору игровых приёмов дети, играя, выполняют задачи для выработки необходимых педагогу на данном этапе знаний, умений и навыков. Также игровые формы работы с дошкольниками отлично подходят для формирования общности группы, взаимопомощи и доверия друг другу.
Стараемся обеспечивать детям психологический комфорт, даём ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
На занятиях используем народные игры. («Путешественники», «Золотые ворота», «Летчики», «Гуси – лебеди», «Пожарные на учениях»). Так же проводим ролевые игры, которые имеют серьезные различия между и отражают особенности мужественного начала у мальчиков и женственности у девочек. В играх для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость. Например, в распределении ролей (девочки – пчелки, а мальчики – медведи, девочки грациозные лани, а мальчики отважные и сильные охотники). Обязательно при оценке игры отмечаем ее положительные стороны, называем детей, удачно выполнивших свои роли, в которых они проявили смелость, выдержку. И наоборот отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей.
Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.
На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.
Для физического развития детей и как следствие для развития двигательных навыков практикуем такие игры, как «Кто вперёд», «На перегонки», «Мы спортсмены», дети с удовольствием выполняют эти упражнения, как настоящие спортсмены. Увлеченность интересной задачей в подвижной игре помогает ребенку овладевать боле высокой техникой движений, которая является стимулом совершенствования движения стремлением как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха.
Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду.
С родителями проводились родительские собрания на тему «В здоровой семье здоровые дети», дни открытых дверей, привлекаем родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, проводим беседы и консультации о здоровом образе жизни и физическом развитии детей.
В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.
Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которых сделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.
Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, мягкие модули. Также в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, «Дорожки здоровья», организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все оборудование доступно детям.
На улице имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием. Расположено оборудование по краям площадки, а большая часть ее используется для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, праздников и досугов.
Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»
города Невинномысска
Опыт работы: «Игровые технологии в организации образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
Воспитатель: Дигалова Н.А.
2021
Дошкольный возраст характеризуется развитием всех двигательных способностей: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. Средством развития этих способностей являются подвижные игры.
Актуальность: на сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Проблема: состояние здоровья детей, малоподвижность образа жизни, скудность познания содержания подвижных игр, утрата осмысления нравственно-культурного значения игр.
В связи с этим возникла идея о необходимости создания «игрового часа» с детьми на свежем воздухе.
Цель: внедрение и использование специально подобранных подвижных игр на улице для всестороннего и гармоничного развития детей дошкольного возраста и, как следствие, повышение интереса к игре.
Задачи:
Образовательная - совершенствовать двигательные действия и физические качества через подвижные игры (быстрота, выносливость, ловкость, ориентировка в пространстве, координация, сила). Способствовать развитию творчески мыслящего человека, умеющего ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности.
Оздоровительная – укреплять морфофункциональные системы организма, формировать высшие психические функции организма (логическое мышление, воображение, память, слух, и т.д.) способствовать накоплению положительных эмоций.
Воспитательная – воспитывать эмоционально-волевую сферу дошкольника, сознательно действующего в меру своих возможностей, коммуникативные качества. Воспитывать потребность в организации и проведении подвижных игр.
Основные понятия:
Подвижная игра - одно из важных средств, всестороннего развития детей, характерной особенностью которого является комплексное воздействие на организм и на все стороны личности ребенка.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.
Технология – это система методов создания, применения, определения всего воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных особенностей детей.
Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, не бояться ошибок.
Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, общаются в деловой обстановке.
Классификация подвижных игр:
1. По двигательному содержанию (игры с бегом, с прыжками, метанием, лазаньем, ползанием, перелазанием, ловлей и передачей мяча, с различными предметами).
2. По возрасту детей.
3.По степени подвижности (малой, умеренной, тонизирующей, тренирующей).
4.По степени сложности их содержания.
5. По форме организации (линейные, круговые, врассыпную).
6. По месту проведения игры (летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе).
7. По пособиям, используемым в подвижных играх.
По содержанию игры делятся на сюжетные и бессюжетные; игры с пением, хороводные игры, игры с музыкальным сопровождением; спортивные игры и игровые упражнения («сбей кеглю», например); игры с элементами соревнований. Спортивные упражнения также могут включаться в содержание подвижных игр.
Подвижные игры находят своё отражение в различных видах деятельности и способствуют развитию познавательных способностей и психических функций: сенсомоторных (зрительное и осязательное восприятие, величина, пространственные отношения), активизации мышления (сравнение величин), памяти и внимания (слуховое и зрительное восприятие игры, название инвентаря, частей тела), развитию речи и грамматических знаний (дифференциация звуков и букв, правильного произношения, подбор признаков к предметам), закреплению элементарных математических представлений (о счёте, ориентирование в числовом ряду, сравнение количеств), расширении знаний об окружающем мире (дорожное движение, одежда, посуда, электроприборы), формированию общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия).
Успешность проведения игры зависит от профессиональной подготовки воспитателя, учёта индивидуальных особенностей детей, от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы.
Необходимо учитывать, что дети младшего возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей, прежде всего, находит отражение не общение со сверстниками, а отображение жизни взрослых или животных. Когда он вживается в образ, включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр младших дошкольников носят сюжетный характер.
На пятом году жизни характер игровой деятельности меняется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт. Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.
Подбор игр также зависит от условий работы каждой возрастной группы. Важно учитывать подбор подвижных игр на уже освоенные двигательные действия детей, дозировку, безопасность, соответствие инвентаря и оборудования. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребёнку понять себя, своих друзей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое действие.
Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.
Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплению сердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизация обмена веществ, развивается двигательный аппарат. Всё это способствует физическому развитию детей.
Игры, тесно связаны с положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.
Например, для закрепления навыков построения в шеренгу, круг, два круга, колонну мы используем игру «Дружные ребята». Дети по сигналу воспитателя разбегаются по залу, и пока звучит бубен или музыка, бегают по залу врассыпную. Как только бубен перестаёт звучать, воспитатель даёт команду: «В колонну за Сашей становись». Дети должны быстро, соблюдая дистанцию, встать в колонну. Далее звучит бубен или музыка, дети разбегаются по залу и бегают пока звучит бубен или музыка. Далее воспитатель даёт следующую команду, и дети должны её выполнить. Перед игрой воспитатель обязательно обговаривает технику безопасности при беге по залу. Ходьба и бег со сменой направления. Эти игровые упражнения вызывают быстроту реакции детей, способствуют развитию ориентировки в пространстве, слухового внимания.
В процессе таких игровых упражнений выявляются дети, которые затрудняются выполнить то или иное задание и воспитатель на прогулке уже может, подобрав группу, используя игровые приёмы, закрепить навыки выполнения упражнений.
Также нашим детям очень нравятся игры с парашютом.
Парашют можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений и игры с парашютом.
«Удержи мяч на парашюте»
Дети становятся в круг, держась за парашют. Воспитатель кладет мяч в центр парашюта. По команде воспитателя дети поднимают и опускают парашют не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший. Когда дети удерживают один мяч, добавляется второй, и дети должны уже удержать два мяча. Когда уже удерживается два мяча, добавляется третий.
«Перемена мест»
Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветовой сектор.
Дети произносят слова: Скучно, скучно, нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три – Красные беги!
Дети, стоящие под этим цветом пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.
Правила игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местом.
«Мышеловка»
Ход игры:
Группа детей делится на две команды.
Первая команда («Мышеловка») встаёт вокруг парашюта, держась рукой за петельку, поднимая парашют вверх. Звучит музыкальное сопровождение. Вторая команда («Мыши») пробегают под поднятым парашютом. По сигналу (выключив музыкальное сопровождение) первая команда детей приседает, накрывая игроков - «мышей»
Правила игры: Игроки, оказавшиеся в «мышеловке» под парашютом, выбывают из игры. После этого игра продолжается с включением музыкального сопровождения.
Игры с «Парашютом» положительные эмоций, радость, оживление, способствуют развитию творчества и фантазии. Они учат согласованности, умению чувствовать других игроков, развивают внимание, воображение, координацию, укрепляют различные группы мышц. Если сделать парашют многоцветным, то это расширяет рамки применения данного пособия для закрепления цвета, навыков счёта, для организации различных игр и развлечений. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
На занятиях мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения) и игровых технологий.
Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.
Благодаря подбору игровых приёмов дети, играя, выполняют задачи для выработки необходимых педагогу на данном этапе знаний, умений и навыков. Также игровые формы работы с дошкольниками отлично подходят для формирования общности группы, взаимопомощи и доверия друг другу.
Стараемся обеспечивать детям психологический комфорт, даём ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.
На занятиях используем народные игры. («Путешественники», «Золотые ворота», «Летчики», «Гуси – лебеди», «Пожарные на учениях»). Так же проводим ролевые игры, которые имеют серьезные различия между и отражают особенности мужественного начала у мальчиков и женственности у девочек. В играх для мальчиков делается упор на развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – на чувство ритма, красоту движений, гибкость. Например, в распределении ролей (девочки – пчелки, а мальчики – медведи, девочки грациозные лани, а мальчики отважные и сильные охотники). Обязательно при оценке игры отмечаем ее положительные стороны, называем детей, удачно выполнивших свои роли, в которых они проявили смелость, выдержку. И наоборот отмечаем нарушения правил и связанные с этим действия детей.
Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.
На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.
Для физического развития детей и как следствие для развития двигательных навыков практикуем такие игры, как «Кто вперёд», «На перегонки», «Мы спортсмены», дети с удовольствием выполняют эти упражнения, как настоящие спортсмены. Увлеченность интересной задачей в подвижной игре помогает ребенку овладевать боле высокой техникой движений, которая является стимулом совершенствования движения стремлением как можно лучше выполнить игровую задачу и достигнуть успеха.
Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду.
С родителями проводились родительские собрания на тему «В здоровой семье здоровые дети», дни открытых дверей, привлекаем родителей к участию в спортивных праздниках и развлечениях, проводим беседы и консультации о здоровом образе жизни и физическом развитии детей.
В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.
Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которых сделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.
Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, развития равновесия используются различные дорожки, мягкие модули. Также в группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, «Дорожки здоровья», организации подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Все оборудование доступно детям.
На улице имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием. Расположено оборудование по краям площадки, а большая часть ее используется для проведения подвижных игр, физкультурных занятий, праздников и досугов.
Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
г. Красноармейск, Саратовская область МБДОУ «Детский сад № 14» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» «Учимся играя»
Цель: прививать навыки здорового образа жизни через игровую деятельностьЗадачи:Образовательные: Учить детей различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету.Развивающие: Развивать м...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие». Раздел «Физическая культура» в подготовительной к школе группе.
Конспект НОД по физической культуре с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологии....
Конспект открытой организованной образовательной деятельности по образовательной области "Физическое развитие" с использованием технологии коммуникативных игр "Для того чтоб защитником Родины быть, нужно осень ее любить" во второй младшей группе
Конспект ООД с использованием коомуникативных игр...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» для средней группы.
Тема: «Цветок здоровья»Цель: Повышать интерес к движениям при закреплении навыков уже освоенных движений: сохранения равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке боком приставным...
Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие на тему: «Путешествие в Страну ЗДОРОВЬЯ» подготовительная к школе группа
Непосредственно- образовательная деятельность по образовательной области физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие на тему: «Путешествие в Страну ЗД...
«Применение социо- игровой технологии в организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»
Выступление: Опыт работы «Применение социо - игровой технологии в организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»...
г. Красноармейск, Саратовская область МБДОУ «Детский сад № 16» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» «Учимся играя»
Цель: прививать навыки здорового образа жизни через игровую деятельностьЗадачи:Образовательные: Учить детей различать близкие цветовые тона, соотносить предметы по цвету.Развивающие: Развив...