ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ
учебно-методический материал ( группа) на тему
Аннотация. Статья посвящена сбережению здоровья детей в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ Аннотация. Статья посвящена сбережению здоровья детей в детском саду Ключевые слова: трансформируемость, безопасность, доступность, полифункциональность, насыщенность. Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Здоровьесберегающая педагогика включает в себя такие направления: • последовательное формирование сберегающего здоровье образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья; • воспитание у детей культуры здоровья — грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, и потребность вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. Основными требованиями к здоровью сбережения детей являются системность, динамичность, практическая направленность. Системный подход определяет необходимость участия в сберегающей здоровье деятельности всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся и их родителей. Работу по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда происходит активное формирование личности ребёнка. Педагоги, работающие с обучающимися 5-7 лет, делают всё возможное, чтобы заложить основы необходимых знаний у детей. В соответствии с личностно-ориентированным подходом к сберегающим здоровье технологиям обеспечиваются безопасные комфортные условия для развития детей [1]. Сберегающий здоровье образовательный процесс осуществляется на основе личностно-развивающих ситуаций, относящихся к жизненно важным для обучающихся. Компетенции сбережения здоровье включают знание и соблюдение норм здорового образа жизни, культуры питания, правил личной гигиены, физическую культуру человека, свободу и ответственность выбора образа жизни. Педагоги соблюдают принципы непрерывности (на всех этапах образовательного процесса) и целостности (комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы всех участников образовательного процесса, а также направленность сберегающих здоровье воздействий на физический, психический и социальный компоненты здоровья). Целью нашей работы является создание среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей, их продуктивной учебно- познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) [4], предметно-пространственная среда нашей группы содержательно насыщена, полифункциональная, трансформируемая, вариативная, доступная, а также обеспечивает безопасность жизни детей, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них. Формы и дизайн предметов ориентированы на безопасность в обращении. И сегодня ваше знакомство начнется с приемной нашей группы. Приемная – это лицо группы. Ведь родители, приводя ребенка в детский сад, в первую очередь, попадают в уютную, красиво оформленную и безопасную приемную[2]. Безопасность состоит в том, что батареи закрыты защитными экранами, мебель закреплена, тем самым оберегая жизнь детей от ожогов и ударов. В работе с родителями мы стремимся к формированию у них представлений о влиянии здоровья ребёнка на успешность его обучения, повышение их активности в планировании и организации мероприятий, направленных на оздоровление детей в процессе образовательной деятельности (тематические родительские собрания, консультации педагогов и приглашённых специалистов), что отражено в родительском уголке (рукописные журналы, по безопасному дорожному движению) В каждом шкафчике наших детей находятся маршруты безопасного движения от садика до дома. Проводятся и различные спортивные праздники и досуговые мероприятия (День открытых дверей, например, посвящался «Здоровому образу жизни», «Мама, папа и я — спортивная семья», «Мы – мужчины!»), во время которых педагоги, родители и дети сотрудничают на благо здоровья. Также в нашей приемной есть солнышко « Здравствуй это я!», оно тоже имеет функцию сбережения здоровья, это помогает отслеживать эмоциональное состояние ребенка в течение дня (Рис. 1). Рисунок 1. «СОЛНЫШКО» На радуге размещаем работы детей, где мы тоже можем наблюдать их эмоциональное состояние, особенно это проявляется в ходе самостоятельной творческой деятельности ребят. Еще наша радуга многофункциональная она «работает» и как зрительный тренажер (рис.2). Рисунок 2. «РАДУГА» А теперь мы вас приглашаем в групповую комнату. Наша группа просторная и светлая, мебель соответствует возрастным особенностям детей. Она регулируется под рост ребенка и все шкафы и полки прикреплены к стенам для безопасности. В группе строго соблюдаются гигиенические требования и режим проветривания. Созданы центры отдыха – ковер и диван для проведения игр во время непосредственно образовательной деятельности, динамических пауз [3] и игр в свободное время (Рис.3). Рисунок 3. Дошкольникам свойственна психологическая пресыщаемость, они быстро утомляются, поэтому им необходимо частое переключение с одного вида деятельности на другой. В соответствии с возрастными особенностями во время занятий им необходимо давать возможность отдохнуть, подвигаться или отвлечься. Для этого мы используем релаксирующую музыку и включаем мини фонтан, что особенно расслабляет детей. В структуру непосредственно образовательной деятельности включаются так называемые «Динамические паузы». Это небольшие по времени, рассчитанные на 2-3 минуты, фрагменты непосредственно образовательной деятельности, которые могут включать упражнения: • Дыхательные; • Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координации движений (со стихотворным сопровождением и без него); • Пальчиковая гимнастика; • Гимнастики для глаз; • Коллективные игры с участием взрослого; • Подвижные игры с музыкальным сопровождением и без него. Физическое здоровье детей неразрывно связано с психологическим комфортом. Поэтому в непосредственно образовательной деятельности мы всегда стараемся реализовывать принцип комфортности и творчества. Принцип комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов, создание атмосферы, расковывающей детей, ибо никакие успехи не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе и подавлении личности ребенка. Так же для отдыха детей в группе организован центр уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами полистать журналы с модой, а также побыть наедине с игрушками, принесенными из дома. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, что является неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни приобретает общеобразовательное и сберегающее здоровье значение (самореализация в рисунках и т.д.)[5]. В центре творчества находятся как традиционные, так и нетрадиционные материалы для организации изобразительной деятельности дошкольников. Материал подобран с учетом интересов, предпочтений детей и безопасности. Для оформления интерьера группы широко используются работы детей, при изготовлении которых, дети обучаются безопасно использовать материалы по изодеятельности. Для эстетического восприятия и ознакомления с народным творчеством создан центр красоты, где расположены предметы народного промысла, различные формы скульптур, рассматривая их, у ребенка повышается эмоциональный настрой (Рис.4). Рисунок 4. Для развития экспериментальной деятельности дошкольников в группе создана лаборатория, которая оснащена материалами, позволяющими проводить интересные опыты с воздухом, водой и песком. А с образцами флоры в нашей группе дети знакомятся в центре природы, где узнают, как правильно ухаживать за растениями по предложенному алгоритму. С целью оздоровления детей в центре природы при помощи родителей установлен ионизатор и увлажнитель воздуха, что помогло снизить заболеваемость в группе. В физкультурном центре предусмотрено много нестандартного материала, сделанного своими руками и при активном участии родителей. Изготовлен материал для подвижных игр и физического развития детей (мячи, обручи, скакалки). Здесь же находятся дорожки для профилактики плоскостопия с пуговицами, пробками, а также дорожки, наполненные керамзитом. Также в нашем центре присутствует учет полоролевых особенностей девочек и мальчиков, например, в центре двигательной активности ленточки разные по цвету, мячи и зрительные тренажеры разнообразны по рисунку). Все оборудование прикреплено к стене для безопасности детей. Инвентарь эстетически оформлен [6]. Весьма актуальной проблемой в процессе педагогической деятельности является безопасность детей на дорогах города [7]. Для ее решения в нашей группе создан центр, посвященный правилам дорожного движения и заполненный различными играми, помогающими освоить и закрепить знания о безопасном
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме Требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными стандартами
Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. А также территории, прилегающей к группе или находящейся на небольш...
Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организаций.
Материал поможет правильно организовать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольных организа...
Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы
В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6 мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС....
Статья "Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в младшей разновозрастной группе в МКОУ Нижнекарачанская СОШ"
Развивающая предметно-пространственная среда включает все окружающие ребенка предметы, влияющие на его, как эмоциональное, так и психическое и эмоциональное развитие, которое он п...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13988767","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13988781","...