Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы
статья (младшая группа) на тему
В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6 мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (15%), есть дети (69%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (16%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа:
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Создавая развивающую среду во второй младшей группе, воспитатель, прежде всего, уделяет внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Старается, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе имеется детская мебель, что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми педагог использует не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействует с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с примерной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др.). Поэтому все центры в развивающей среде старалась создать в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учесть основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, воспитатель учитывает следующие параметры:
содержательно-насыщенная, развивающая;
ü трансформируемая;
ü полифункциональная;
ü вариативная;
ü доступная;
ü безопасная;
ü здоровьесберегающая
ü эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе разделено на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности:
Учет возрастных особенностей детей.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дети 2 младшей группы соответствуют физическим и психологическим данным.
Основная группа: 25 детей - 2 группа здоровья , 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Воспитатель в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности в группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, воспитатель делает акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками.
Во время образовательной деятельности устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Музыкальный центр.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры: «Кубики цифры», «Числа и цифры», «Учись считать», ассоциация «Цвета, фигуры», «Цвета», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры: лото для девочек, лото для малышей, кубики «Собери сказку» Сложи узор, сложи Квадрат». Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки, мозаика.
Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, игры «Времена года», лото «Мир животных».
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Игры по звуковой культуре речи. Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Ассоциация», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Ромашка», лото «Кто, где живёт», «Подбери картинку». Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел?».
Игры на развитие связной речи: «Расти малыш», «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник», «Сказки» домино, «Что из чего?», «Где моя мама?», «Мама для мамонтёнка», «Животный мир, профессии» и др.
Центр книги.
В центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
характеристика группы | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной среды
во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,
воспитатель Степанова О.В.
Характеристика группы
В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6 мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой речевого развития, которым требуется помощь учителя-логопеда (15%), есть дети (69%), речевое развитие которых соответствует возрасту, у остальных детей (16%) – чистая речь.
Факты, полученные в результате анализа:
- Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Создавая развивающую среду во второй младшей группе, воспитатель, прежде всего, уделяет внимание созданию условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Старается, чтобы обстановка в группе была приближена к домашней, уютной. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Переставляется мебель в игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и внести в интерьер что-то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе имеется детская мебель, что создает уютную атмосферу, а так же игрушки детей, принесенные ими из дома. В работе с детьми педагог использует не авторитарную, а личностно-ориентированную модель воспитания, тесно взаимодействует с родителями с целью изучения потребностей ребенка. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка.
2. Реализация образовательных программ дошкольного образования.
Содержание образовательной деятельности выстроено в соответствии с примерной программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной и др.). Поэтому все центры в развивающей среде старалась создать в соответствии с этой программой, с рекомендациями по развивающей среде: учесть основные требования и основные принципы организации среды.
Создавая среду развития в группе, воспитатель учитывает следующие параметры:
- содержательно-насыщенная, развивающая;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
- здоровьесберегающая
- эстетически-привлекательная.
Кроме того, все пространство в группе разделено на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности:
- Учет возрастных особенностей детей.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дети 2 младшей группы соответствуют физическим и психологическим данным.
Основная группа: 25 детей - 2 группа здоровья , 1 ребенок – 1 группа здоровья. Инвалидов и с задержкой психического развития - нет.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр сюжетно - ролевой игры.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Воспитатель в своей группе постаралась создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.
Центр дежурства.
Большое значение в развитии личностных качеств ребенка имеет труд. Трудовые поручения и дежурства становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности в группе. Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.
Центр безопасности.
Создавая развивающую среду в группе, немало внимания я уделяла созданию комфортных условий для развития навыков безопасного поведения детей. В центре имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры.
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Физического развития»
Одной из основополагающих областей развития ребенка является «Физическое развитие». Создавая условия для реализации задач этой области в группе, воспитатель делает акцент на охране жизни и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками.
Во время образовательной деятельности устраиваются динамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми используются различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Театральный центр
Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.
Музыкальный центр.
В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха.
Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры.
Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Познание»
Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры: «Кубики цифры», «Числа и цифры», «Учись считать», ассоциация «Цвета, фигуры», «Цвета», «Форма», «Размер». Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка», «Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу». Развивающие игры: лото для девочек, лото для малышей, кубики «Собери сказку» Сложи узор, сложи Квадрат». Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки, мозаика.
Центр природы
В центре природы имеется: календарь погоды, инвентарь за уходом комнатных растений, муляжи фруктов, овощей, игры «Времена года», лото «Мир животных».
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Центр «Развитие речи»
В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. Игры по звуковой культуре речи. Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши», «Позови громко», «Эхо».
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Ассоциация», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Ромашка», лото «Кто, где живёт», «Подбери картинку». Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел?».
Игры на развитие связной речи: «Расти малыш», «Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала, что потом», «Иллюстрации к сказкам», «Предметы из сюжетов», «Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник», «Сказки» домино, «Что из чего?», «Где моя мама?», «Мама для мамонтёнка», «Животный мир, профессии» и др.
Центр книги.
В центре книги находится художественная литература соответственно возрасту и тематике. Привлечение внимания к оформлению книг, к иллюстрациям. Знакомство с писателями и их произведениями.
Выводы: развивающая предметно – пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует новым требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...
Создание развивающей предметно- пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.
Создание развивающей предметно- пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования....
Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
проектирование развивающей образовательной среды группы с учетом ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...