Конспект по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе " Теремок".
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

 

Занятие по формированию математических представлений, закрепление геометрических фигур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анкета13.85 КБ
Файл Математика мой лучший урок30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Анкета-заявка

 на участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»

по        дошкольному       направлению 
(на 2015/2016 учебный год) 

Анкету-заявку надо отправить вместе с работой

1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Радченко Ирина Владимировна

2. Год, месяц день рождения  29 июля 1976  года

3. Место работы  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 37 хутора Галицын муниципального образования Славянский район

полный адрес: индекс 353582 ,Краснодарский край, Славянский район, хутор Галицын, улица Мира 42 «а»

 федеральный телефонный код города   8(86146) телефон 9-65-69

e-mail для переписки mbdouds37@yandex.ru 

4.Должность воспитатель

5. Педагогический стаж работы 10 лет

6. Преподаваемый предмет Познание (ФЭМП)

7. Класс проведения урока средняя  группа количество детей в группе 20

8. Домашний адрес автора (полностью) индекс 353582, Краснодарский край, Славянский район, хутор Беликов, улица Шоссейная, 43 

Сотовый телефон  8(918)0184594

 Е- mail: culigina.t@yandex.ru

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Шапран Екатерина Ивановна

телефон для связи 96-5-69 федеральный код города телефон 8(86146)

e-mail:  mbdouds37@yandex.ru 

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ

Заведующий МБДОУ д/с о/в № 37                                                        Е.И.Шапран

М.П.                                                                               Дата заполнения 08.10.2015г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 37хутора Галицын

муниципальное образование Славянский район

«Теремок»

Конспект образовательной деятельности

образовательная область «Познание»

формирование элементарных математических представлений

в средней группе

        

                                                       Воспитатель:

Радченко Ирина Владимировна

2015 г.

Пояснительная записка.

        Занятие математической направленности, образовательная область «Познание» формирование элементарных математических представлений составлено в соответствии с Программой  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Безопасность» Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, использовались ИКТ, а также технологии коллективного воспитания.

        В процессе занятия происходила интеграция следующих образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Социализация».

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности

        Цель занятия: Закрепление и представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике.

         Задачи: Продолжать формировать умения узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; обследовать форму этих фигур зрительно и на ощупь, находить сходство и различия между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме. Развивать познавательный интерес, воображение, мышление; умение узнавать предметы круглой, треугольной и квадратной формы в окружающем. Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение определять геометрические фигуры на ощупь. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

        Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:  наглядный метод (объёмные геометрические фигуры в занимательном исполнении), наглядно-практический метод (мешочек с блоками Дьенеша, складывание геометрических фигур из счётных палочек), словесный метод (беседа о представлении детей о геометрических фигурах), прием эмоциональной заинтересованности (поселить всех героев в теремок), игровой прием (игрушка-Мышка).

         Занятие проводится с группой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение поселить в теремок все геометрические фигуры. Дети закрепляют представления о геометрических фигурах. Воспитатель подводит детей к тому, что геометрические фигуры имеют сходства и различия между собой (дети самостоятельно выкладывают фигуры из разного раздаточного материала).

        Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (у теремка дверь закрыта на замок, нужно получить ключ). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы  педагога, играют в игру «Подбери большие и маленькие предметы». В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия.

        В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы получить ключ и открыть замок, что бы поселить героев в теремок. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет  умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.

        Все поставленные  задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.

        Предварительная работа: дидактические игры с блоками Дьенеша: «Покажи и назови», «Найди все такие, какие покажу», «Найди все не такие», «Разложи по цвету», «Определи на ощупь;

- складывание геометрических фигур и счётных палочек;

- разучивание пальчиковых игр «Дом и ворота», «Во что превращается круг?»;

- подвижная игра «Мышки»;

        Материал:

Объёмные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник;  фланелеграф с изображением домика – теремка из цветных полосок, крючки на липучках; конверт с изображением больших и маленьких геометрических фигур; бубен; игрушка Мышка; мешочек с геометрическими фигурами, три тарелочки с маркировкой (красного, жёлтого и синего цвета); на каждого ребёнка 4 красные и 3 зелёные палочки, верёвочка; медали с изображением геометрических фигур; фонограмма, магнитофон.

Ход занятия:

Воспитатель приглашает детей посмотреть на фланелеграф (это полянка),  на котором выложен дом с воротами. На воротах висит замок.

Воспитатель:  

Посмотрите:

На полянке вырос домик

С крышей, с кругленьким окном.

Это не простой домик.

Этот домик – теремок.

Как вы думаете, ребята, какие сказочные герои могут тут поселиться?

Дети: Мышка, лисичка, медведь.

Воспитатель: В домике будут жить не зверюшки, а совсем другие герои. Хотите узнать, кто это? Тогда располагайтесь поудобнее перед нашей полянкой и слушайте.

(Дети садятся на стульчики.)

Сказка будет не простая-

Интересная такая:

Будем слушать и играть

И фигуры узнавать.

На полянке теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Из леса на полянку вышел Треугольник.

(На ширме появляется Треугольник – с фигурами действует и говорит воспитатель.)

Воспитатель: Посмотрите, у Треугольника есть три стороны (показывает стороны) и три угла (показывает). Кто сможет их показать? Серёжа, покажи, где у треугольника углы?

(Предлагает двум – трём детям показать углы, затем другим детям провести пальцем по сторонам.)

Воспитатель: Сколько у Треугольника сторон? Давайте вместе сосчитаем! Вот и познакомились мы с первым героем нашей сказки.

Подошёл Треугольник к воротам,

Видит – заперты ворота.

(Треугольник подходит к воротам и стучится.)

Треугольник:

Эй, ворота, отворитесь, отворитесь!

Теремочек, отопрись, отопрись!

Воспитатель: Не открываются ворота. Давайте поможем Треугольнику ворота в дом открыть. Поднимите ручки и сделайте домик из пальчиков – вот так (показывает).

Пальчиковая игра « Дом и ворота»

На полянке дом стоит, (Пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены,  соприкасаются только кончики пальцев.)

Ну, а к дому путь закрыт. (Большие пальцы обеих рук подняты вверх, остальные пальцы в горизонтальном положении; кончики средних пальцев соприкасаются.)

Мы ворота открываем, (Ладошки поворачиваются параллельно друг другу.)

В этом домик приглашаем. (Руки разводят в стороны ладонями вверх.)

Воспитатель: Открылись ворота! Но на двери большой замок. А ключа – то и нет! Что же нам делать? Как помочь Треугольнику?

Дети: Давайте найдём ключи.

Воспитатель: Ребята, вы заметили: тут, рядом со ступеньками дома, лежит конверт. Посмотрим, что в нём? Может быть, тут ключ спрятан.

(В конверте находятся плоскостные изображения геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник.)

Дидактическая игра «Подбери большие и маленькие предметы».

Воспитатель предлагает детям выбрать из геометрических фигур большие и маленькие треугольники. Когда все дети справятся с заданием, замок с двери убирается.

Воспитатель: Спасибо, дети, за помощь! Дальше сказку хотите послушать? Тогда слушайте.

Зашёл Треугольник в теремок и стал там жить – поживать, радоваться и песни петь.

Воспитатель: Протяните ваши ручки, а весёлый Треугольник по ним попрыгает.

(Дети протягивают руки вперёд. Треугольник перескакивает с руки на руку, с угла  на угол и поёт: «Прыг – скок, прыг – скок, прыгай, прыгай, уголок».)

Вот какой весёлый Треугольник!  (Вешает Треугольник на крючок.)

А с другими сказочными героями познакомиться хотите? Тогда слушайте сказку дальше.

Стало Треугольнику Скучно в теремке жить одному. Посмотрел он в окошко, видит – катится Круг.

(На ширме появляется Круг, катится и поёт.)

Песня Круга:

Я похож на колесо,

Монетку и колечко.

Ото всех я отличусь –

Везде всегда качусь.

Воспитатель: Подкатился Круг к теремочку и спрашивает:

- Кто – кто в теремочке живёт?

- Кто –кто в невысоком живёт?

Треугольник:  Я – весёлый Треугольник. А ты кто?

Круг: А я – Кружок. Меня пустишь в теремок?

Треугольник: А что ты умеешь делать?

Круг: Я умею с горочки катиться. Знаешь, как это весело!

Треугольник: Не знаю. А ты покажи!

Круг: Я бы показал, да горки нет.

Воспитатель: Как же быть? Как помочь Кругу?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, горку можно сделать из рук;  показывает: одну руку нужно поставить вертикально, а вторую – под наклоном к ней. Дети делают « горку».

Круг: Какие вы молодцы, сколько горочек сделали! Сейчас, прокачусь!

(Круг катится по рукам детей, напевая: «Вот качусь я вверх, вот качусь я вниз».)

Воспитатель: Ребята, почему Круг так легко катится? У него нет углов – ему ничего не мешает.)

А Треугольник мог бы с горки скатиться? Почему?

Дети: Ему углы мешают.

Воспитатель: Да, ему углы мешают, он может только съехать, встав на одну из сторон, вот так. ( Показывает.)

А у Круга есть стороны?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, у  Круга нет ни углов, ни сторон.

Круг: Ещё я могу превращаться в разные предметы или прятаться в них.

Воспитатель: Ребята, давайте походим по нашей группе и посмотрим – во что может превратиться Круг. Что в нашей группе круглое?

(Дети находят и называют предметы круглой формы: часы, тарелка, круглая картина и т. п.).

Круг: Спасибо вам, ребята! Треугольник, пустишь меня в теремок?

Треугольник: Конечно, заходи!

Воспитатель: Зашёл Круг в теремок, и стали они вдвоём жить. А сказка наша дальше продолжается.

На полянке теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Треугольник в нём живёт и Кружок,

Но спешит ещё к ним один дружок.

Вам представить очень рада

Я волшебного квадрата.

( Появляется Квадрат.)

Песня Квадрата:

Я услышал: на поляне

Есть красивый теремок.

И живут там, поживают

Треугольник и Кружок.

Квадрат: Тук, тук, тук. Треугольник и Кружок, пустите меня в свой теремок!

Треугольник: Пустим, если на наши вопросы ответишь. Вот чем ты на меня, Треугольника, похож?

Квадрат: Не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Квадрату. Чем похожи Треугольник и Квадрат.

Дети: У квадрата и треугольника есть углы и стороны.

Треугольник: Ну что ж, у нас с тобой много общего. А что ты умеешь делать? Прыгать умеешь?

Квадрат: Не знаю. Я попробую.

(Воспитатель предлагает детям протянуть руки вперёд. Квадрат медленно перепрыгивает с руки на руку, повторяя: « прыг – скок»)

Круг: А катиться ты можешь?

Квадрат: Катиться? Не знаю…

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, может ли Квадрат катиться?

Дети: Нет.

Воспитатель: А почему?

Дети: Квадрат не катится, потому что ему мешают углы.

Квадрат: Ну вот, не умею я катиться…

Круг: Ладно, Квадрат, не расстраивайся. Может быть, ты поиграешь с детками.

Квадрат: Да! Я знаю много игр.

Дидактическая игра: «Построим фигуру».

( Воспитатель даёт задание: «Составьте из красных палочек квадрат. Что есть у квадрата? Составьте из верёвочки круг. Составьте из зелёных палочек треугольник»).

( Появляется игрушка Мышка.)

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с Мышкой.

Мышка: Молодцы, ребята! Я знаю новую игру.

Динамическая игра: « Мышки».

Вышли мышки как – то раз

Посмотреть – который час.

Вдруг раздался страшный звон,

(Звуки бубна.)

Убежали мышки вон!

(Дети убегают, Мышка их догоняет.)

Воспитатель: Как весело мы поиграли! Чуть про сказку нашу не забыли. А сказка – то кончается так: пустили Треугольник и Круг в свой теремок Квадрата и стали вместе жить – поживать, в весёлые игры играть.

Понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Мышка: Пи – пи –пи, и мне понравилась! Я тут в норке сидела – всё слышала. Я ведь тоже люблю разные фигуры, и у меня есть любимая игра с фигурами. Давайте в неё поиграем!

Воспитатель: А где же твои фигурки?

Мышка: Я их спрятала, а вы найдите.

(Дети находят мешочек с блоками Дьенеша.)

Мышка: Кто мне поможет их достать и по тарелочкам разложить? Но фигурку сможет взять только тот, кто её на ощупь определит и правильно назовёт.

Дидактическая игра с блоками Дьенеша « Определи на ощупь».

Дети поочерёдно определяют на ощупь и называют фигуру, достают её из  большого мешочка, показывают другим детям и кладут в тарелочку с маркировкой геометрических фигур. Игра повторяется до тех пор, пока дети не достанут все блоки.

Воспитатель: Спасибо, Мышка за игру. Приходи к нам ещё раз в гости. До свидания! Ребята, кто вам из персонажей сказки понравился больше всего. Выберите себе одну из медалей с изображением геометрических фигур.

Дети прикрепляют выбранные фигуры.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по формированию элементарных математических представлений 1 младшая группа "Путешествие на поезде"

конспект по формированию элементарных математических представлений 1 младшая группа...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в младшей группе

Конспект по формированию элементарных  математических представлений в младшей группе...

Конспект по формированию элементарных математических представлений. Вторая младшая группа.

Конспект по формированию элементарных математических представлений. Вторая младшая группа....

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений в младшей группе. "Письмо от Ласточки"

Цель: знакомство детей с сравнением двух групп предметов способом наложения и приложения.Задачи:- упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться словами &laq...

Конспект занятия формированию элементарных математических представлений в младшей группе Тема: Вот, как много мы умеем»

Конспект занятия  формированию элементарных математических представлений в младшей группеТема: Вот, как много мы умеем»...