Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".
статья (старшая группа) по теме
«Только тот, кто любит,
ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование гражданско-патриотической позиции
у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации, обеспечивает непрерывность процесса формирования патриотического сознания граждан как одного из факторов единения нации. Согласно Указу Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди мер, направленных на развитие воспитания и социализацию детей, отмечено внедрение современных программ гражданско – патриотического воспитания. В соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования №1155 от 17.10. 2013 г., социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых. Познавательное развитее – развитие интересов детей, любознательности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, чтобы достигнуть определенного результата по формированию гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста, необходимо находить нетрадиционные (инновационные) методы взаимодействия с ребенком, родителями. Причем такие методы, которые не казались бы скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизации, соразвития, креативности, открытости.
Определяя тему проекта, мы исходили из того, что проблема гражданско – патриотического воспитания на современном этапе актуальна и сложна. Гражданско – патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в работе с дошкольниками и их родителями. Это обусловлено особенностями дошкольного возраста, многоаспектностью понятия «патриотизм»
Учитывая требования ФГТ разработали долгосрочный проект «Формирование гражданско – патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями», направленный на реализацию образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Безопасность», «Физическая культура», «Труд».
Основная идея: создание единого пространства воспитания и развития детей в детском саду и семье для формирования у детей уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.
Целью проекта является освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений при формировании гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями.
Задачи:
1. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс по формированию гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста.
Проект реализуется в три этапа (организационно – подготовительный, основной, заключительный), разработано календарно – тематическое планирование, которое включает три блока: «Я и моя семья», «Моя малая Родина», «Наша Родина – Россия». Каждый блок реализуется в таких направлениях как, непосредственно образовательная деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых (в детском саду и дома) самостоятельная деятельность детей.
Решение поставленных задач в проекте возможно лишь при использовании новых форм взаимодействия с родителями, нетрадиционным подходом к проведению образовательной деятельности.
При реализации блока «Я и моя семья» использовали форму взаимодействия с родителями «Педагогическая гостиная». Родители представили мини – проекты «Герб семьи» и «Генеалогическое древо семьи» - познакомили с историей своей семьи: где родились их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения. Родители, выполняя мини – проекты проявили энтузиазм, фантазию. Продуктом каждого проекта стал собственный «Герб семьи» и «Генеалогическое древо семьи». В группе организовали конкурс «Герб моей семьи» направлен на повышение роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей, привитие чувства патриотизма через понимание ребенком значения семьи на основе совместных творческих исследований и создания семейной символики. Все участники конкурса оценивались: эстетичность оформления творческой работы; оригинальность, использование нетрадиционных технологий; степень участия детей в создании герба. Все участники награждены благодарственными письмами. Такие формы взаимодействия позволяют дать детям представления об индивидуальности каждой семьи.
Одним из эффективных способов сближения родителей, детей и педагогов являются совместные досуги. Организованное развлечение на «День матери» с трогательными стихами и танцами от детей и смешные веселые сценки и игры от родителей, показало чувство семейной сплоченности, умение восхищаться друг другом, чувства гордости за своих родителей, а за чашечкой чая в конце досуга всем было тепло и уютно от общения друг с другом.
Одним из разделов формирования гражданско-патриотической позиции у дошкольников является знакомство с родным краем. При знакомстве детей с темой «Край, в котором я живу», блока «Моя малая родина» использовали метод «коллективного педагога». В роли воспитателя выступал родитель - папа, который на личном примере познакомил детей с профессией нефтяника. Предложил детям исследовать – «Чёрное золото Югры». Дети выступали в роли первооткрывателей, исследователей. Самостоятельно проводимые опыты, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Основной целью проводимой работы является воспитание чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живет.
В рамках тематического блока «Моя Родина – Россия» организовали тематический вечер «Русская матрёшка» совместно с родителями. Создали мини – музей «Матрёшка», организовали «посиделки за самоваром» с целью пробудить в детях чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Особый интерес у детей вызвала совместная практическая деятельность, когда они сами изготовили матрёшек и украсили свои поделки. Мини – музей созданный руками педагогов, воспитанников и их родителей является интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребёнку. Позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Одним из разделов нашего плана являются «Главные праздники нашей страны». При проведении месячника оборонно – массовой и спортивной работы, посвященного Дню защитника Отечества дети нашей группы по плану преемственности со школой №5 посетили музей «Поиск». Руководитель музея и дети – экскурсоводы провели интереснейшую экскурсию по музею. Познакомили ребят с героическими подвигами соотечественников, о боевых наградах, поездках на места боевых сражений. А с каким трепетом дети брали в руки боевые награды, трогали экспонаты, все примерили на себя настоящую солдатскую пилотку. Посещение музея имеет для воспитания наших детей огромное значение, ведь образ мира дошкольника строится на основе собственных чувственных переживаний и впечатлений, значимым для ребенка является интерес и удивление от получения новой информации, которая прошла через его сердце. Особенно большой и яркий след в душе детей оставили военно – спортивные состязания «Аты – баты шли солдаты», проведенные совместно с родителями и кадетами школы №5. Кадеты показали строевые упражнения, сборку – разборку автомата Калашникова, рукопашный бой. Ребята вместе с папами активно участвовали в соревновательных играх. Благодаря таким мероприятиям у детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать кадетам в выдержке.
В планах 12 апреля «День космонавтики» организовать фестиваль детско-родительского творчества «Космос будущего». Главной целью данного мероприятия будет социальное партнерство детского сада с семьёй, побуждение родителей к совместной творческой деятельности.
9 мая планируем вечер памяти «Встреча с ветеранами». Такой подход дает возможность укрепить живую связь времен и поколений.
В группе имеется «Книга отзывов и пожеланий», которая позволяет оценить эффективность и воспитательную значимость данного проекта.
Реализация обозначенных подходов позволит нам надеяться на успешное складывание предпосылок формирования подлинно гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста, которые потом лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в перио...
Базовая модель обобщенного педагогического опыта Тема: «Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством дидактических игр и информационных компьютерных технологий».
Система комплексного использования дидактических игр и информационных компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР, имеющих ОНР....
Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".
laquo;Только тот, кто любит,ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....
"Педагогическая находка" Брейн - ринг «Путешествие по Экономике» для детей старшего дошкольного возраста
Брейн - ринг «Путешествие по Экономике»для детей старшего дошкольного возрастаЦель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета....
Выступление на педсовете Представление опыта работы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Экономическое образование понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями воспитанников....
Публичное выступление на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Пиши - стирай».
Дети нового поколения обычно коротают своё время сидя за играми в гаджетах. Круг их интересов изменился так радикально, что даже гениальным педагогам и любящим родителям трудно приспособитьс...