Проект "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями"
проект (старшая группа) на тему

Ирина Владимировна Федорова

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №19 «Радость»

Проект:                       

                                 

                                                          Формирование

                               гражданско-патриотической позиции

                              у детей старшего дошкольного возраста

                                       совместно с родителями

                                                                                                                                           

                                                                                                                                             

Утверждён на педагогическом                                                                                                   Составили:

         Совете Пр.№133 от26.09.2013                                                                                               Фёдорова И. В.                                                                

                                                                                                                                                          Панова В. И.

           

                г. Урай, 2013год

«Только тот, кто любит,

ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением,

 может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                С. Михалков

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Паспорт проекта:

Вид проекта: комплексный

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: 

  • старшая группа
  • Участники проекта:
  • - дети старшей группы,
  • - воспитатели,
  • - специалисты,
  • - родители воспитанников.

Проблема:

- недостаточно представлений у детей о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

- недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания.

 

Цель проекта:

Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений при формировании гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями (в соответствии образовательной области «Социализация» ФГТ)

Задачи проекта:

Содержание проекта:

Проект направлен на взаимодействие педагогов и родителей как условие единого подхода в образовательном процессе по формированию гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями.

Ожидаемые  результаты:

  1. Сформируется гендерная идентичность: психологическое ощущение ребёнком себя будущим мужчиной или будущей женщиной;
  2. У детей обогатятся представления о родной стране, малой родине, государственных и народных праздниках;
  3. Родители станут активными участниками в воспитательно - образовательном процессе при формировании гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проекта (старшая группа):

  • Альбомы: «Как провели лето мальчики и девочки», «Ханты – Мансийский автономный округ – Югра», «Город Урай», «Наша Родина – Россия», «Город герой Москва», «Русская матрёшка»,  «Военная техника», «Рода войск», «Открытки к 23 февраля», «Космос», «Великая Отечественная война»,«Ордена и медали ВОВ»,
  • Игры – макеты: «Улицы нашего города», «Кремль», «Красная площадь», «Вечный огонь», «Военный гарнизон», «Военная техника», «Юрта народностей ханты - манси», «Вечный огонь»
  • Дидактические игры: «Разложи и назови», «Кому, что нужно для работы», «Кем быть», «Собери ракету», лото «Животные»
  • Выставки: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Военная техника», «Русская матрёшка», «Космос будущего», «Портреты космонавтов», стенные газеты «День Победы»
  • Фотопанно: «Папы разные нужны – папы всякие важны», «Моя мама на работе», «Я и лес», «И я помогаю!»
  • Творческие работы детей: рисунки, аппликации, работы из пластилина.
  • Мини музеи: «ХМАО – Югра», «Наша родина – Россия», «Русская матрёшка»

Этапы работы:

Первый этап (сентябрь) – организационно – подготовительный

Определение темы, постановка целей и задач, определение проблемы проекта, предварительная работа с детьми и родителями, анкетирование родителей, привлечение специалистов, подбор материала и оборудования, создание условий для работы.

Второй этап (октябрь - май) – основной

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Сбор и накопление материала.

Третий этап (май) - заключительный

обобщение результатов проекта в различной форме, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Презентация проекта. Определение задач в работе с детьми в подготовительной группе.

Содержание проекта:

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Моя семья

«Я и моя семья»

+

Моя малая Родина

«Мой город Урай»

+

«Край, в котором я живу»

+

Наша Родина - Россия

«Россия – Родина моя!»

+

«Москва – главный город нашей Родины»,

+

«Главные праздники страны»

(23 февраля, 8 марта, День космонавтики,

9 мая – День Победы»)

+

+

+

+

Календарно – тематическое планирование по формированию гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

Непосредственно – образовательная деятельность

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие

 с семьёй воспитанников

«Моя семья»

НОД: «Я и моя семья»

Программное содержание: Формировать представления о мире семьи, закреплять знания у детей о самих себе, о своей семье, развивать  у  детей  коммуникативные  умения, расширять  представления  о  семье, учить  ориентироваться  в  родственных  отношениях, пополнять  знания  детей о родных  им  людях, прививать  любовь  к ним.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

  • Беседа «Герб моей семьи»

Цель: Вызвать желание создать свой семейный герб. Приобщать детей к истокам семейной культуры.

  • Беседа «Что такое генеалогическое древо семьи?»

Цель: Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем
 семейном хозяйстве.

  • Чтение художественной литературы: В. Осеева «Сыновья», «Просто старушка»
  • В. Драгунский «Сестра моя Ксения»
  • Художественное творчество (рисование)  «Дом, в котором  я живу»
  • Фотопанно «И я помогаю!»
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»
  • Игровые ситуации:

« Собираемся на прогулку», «Готовим ужин»

«День рождения дочки»

«Едем за покупками»

  • Рассматривание альбома  «Моя семья»
  • Дидактические игры:
  • «Профессии», лото «Кем быть», «Кому, что нужно для работы»,  «Это правда или нет?»

 

  • Педагогическая гостиная
  • Создание  мини – проекта «Герб моей семьи»
  • Создание  мини – проекта   «Семейное  древо»
  • Оформление фотоальбома «Как провели лето мальчики и девочки»
  • Оформление фотоальбома «Моя семья»
  • Составление рассказов «Как я провёл лето»
  • Составление рассказов о своей семье.
  • Досуг «День матери»

«Моя малая Родина»

НОД: «Мой город Урай»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о родном городе: название города, символика Урая. Развивать внимание и память.  Прививать любовь к родному городу.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

  • Беседа «Достопримечательности нашего города»

Цель: познакомить детей с понятием «достопримечательность», рассмотреть иллюстрации  памятных мест в городе.

  • Экскурсия «Улицы города»
  • Создание коллективного панно «Дома на нашей улице»
  • Чтение художественной литературы: произведения урайского писателя Г.К. Кайгородова «Аленький цветочек», «Стихи для детей», «Мир животных»
  • Рассматривание альбома «Мой город Урай»
  • Игры со строительным материалом: «По главной улице Урая»
  • Сюжетно-ролевая игра "Почта"
  • Создание альбома «Мой город Урай»
  • Создание макета «Улицы города»
  • Составление рассказов «Моё любимое место в городе»
  • Подбор художественной литературы о родном городе.

НОД:  «Край, в котором я живу»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с родным краем, его символикой.

Закреплять знания о коренных народах ХМАО-Югры. Расширять представления о природе родного края, животном и растительном мире.

Воспитывать у детей любовь к тому месту, где они родились и растут.

  • Фотопанно «Я и лес»
  • Метод коллективного педагога:

Рассказ родителя «Профессия нефтяника» (на личном примере)

Цель: познакомить детей с профессией нефтяника, особенностями добычи нефти.

  • Опытно-поисковая деятельность ««Нефть - богатство нашего края»»

Цель:

Опытническим путём познакомить детей со свойствами нефти; основной функцией нефти – топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей; Учить детей рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения.

Развивать мышление, воображение, речь детей.

  • Рассматривание карты

  « Югра – на карте России»

  • Рисование «Коренные жители Югры»
  • Чтение хантыйских сказок «Олененок и мышонок», «Рыбки и ворона», «Охотник и медведь»
  • Д.и «Растения нашего края»

«Животные нашего края»

«Я знаю…»

  • Рассматривание альбома «Ханты – Мансийский автономный округ - Югра»
  • Рассматривание иллюстраций о

быте народов ханты и манси.

  • Создание макета «Юрта народностей ханты - манси»
  • Пополнение книжного уголка  на тему «Мой край»
  • Составление рассказа «Мои родители – нефтяники»
  • Оформление папки – передвижки «Люби и знай свой край родной»

«Наша Родина – Россия»

НОД: «Россия – Родина моя!» (мультимедийная презентация)

Программное содержание:

Упорядочить и закрепить информацию о России. Ввести понятие «родина», воспитывать у детей чувства любви к своей стране.

НОД: «Москва – столица нашей Родины»

Программное содержание:

Формировать у детей первичные представления о Москве – столице нашей Родины,  о истории её возникновения.

Развивать внимание, мышление. Воспитывать интерес к познанию истории нашего государства.

Познание

Художественное творчество

Музыка

Художественная литература

Коммуникация

Социализация

  • Беседа и рассматривание иллюстраций русских национальных костюмов (картины, открытки)

Цель:

Познакомить детей  с русским народным костюмом, с его истоками и традициями.

  • Педагогическая гостиная:

Беседа «Наша добрая матрешка»

Цель: Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству России. Познакомить с искусством создания русской матрёшки.

  • Художественное творчество (лепка) «Матрёшка»
  • Беседа «Олимпиада  в Сочи»

Цель:

Дать представление об Олимпийских играх; Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой; Воспитывать чувство гордости за Россию.

  • А. Прокофьев «Люблю  березу  русскую…»
  • Загадки о животных и природе России.
  • Прослушивание гимна России
  • Аппликация «Флаг России», «Кремль» (методом обрывания)

  • Рассматривание альбома «Моя Россия»
  • Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
  • Д.И «Подбери словечко»
  • Раскраски «Герб России»

  • Создание макета «Кремль», «Красная площадь»
  • Подбор иллюстраций для оформления альбома «Старинная русская одежда»
  • Создание альбома «Олимпиада 2014», «Город герой Москва»
  • Заучивание стихотворения «Герб России» В. Степанов
  • Создание мини – музея «Русская матрёшка»

«Главные праздники страны»

НОД: 23 февраля - День Защитника Отечества

Программное содержание:  Познакомить с государственным праздником – Днем защитника Отечества.

Сформировать первые представления о родах войск, их символике.

Развивать интерес к познанию различных родов войск. Обогащать словарь за счет употребления в речи названий родов войск и их представителей. Воспитывать положительное отношение к службе в армии.

Познание

Художественное творчество

Музыка

Художественная литература

Физическая культура

Коммуникация

Социализация

  • Чтение художественной литературы:  Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»,   Л. Кассиль  «Твои  защитники», А. Барто «На  заставе», С. Маршак  «Пограничники»
  • Посещение музея «Поиск» (школа №5)

Цель: познакомить детей с героическими подвигами соотечественников, боевыми наградами. Воспитывать чувство гордости за героические подвиги земляков.

  • Встреча с кадетами

«Музыкально – спортивное развлечение»

  • Посещение библиотеки
  • Изготовление подарков для пап и дедушек к празднику;
  • Разучивание песен и танцев: «Наша Армия сильна», «Морячка»
  • ИЗО: «Портрет папы»
  • Создание панно «Рода войск»

  • Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Моряки»;
  • Дидактические игры «Разложи и назови», «Собери машину», «Подбери словечко» (Армия какая?)
  • Подвижные игры «Перетягивание каната»
  • Раскраски на тему:

 «Военная техника»

  • Консультация для родителей: Папка – передвижка «Жить – Родине служить» (из истории праздника 23 февраля)
  • Изготовление макетов:

«Военный гарнизон»

«Военная техника»

  • Создание фотопанно:

«Папы разные нужны – папы всякие важны»

  • Создание альбомов:

«Военная техника»

«Рода войск»

«Открытки к 23 февраля»

НОД:  «Наши мамы»

Программное содержание:  

дать представления о значимости матери для каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, любовь к маме

Познание

Художественное творчество

Музыка

Художественная литература

Коммуникация

Социализация

  • Прослушивание  детских песен о маме.
  • Заучивание песен и стихов  о маме.
  • ИЗО «Мамин портрет»; «Рисунок для мамы»
  • Изготовление подарков для мам, бабушек, сотрудников детского сада
  • Коллективная работа «Букет для мамы»
  • Чтение произведений о мамах: «Много мам на белом свете» В. Руссу, «Посидим в тишине» Е. Благинина
  • Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные)

«Кому что нужно для работы», лото «Профессии»

  • Сюжетно-ролевые игры: «Моя мама на работе» (продавец, парикмахер, врач), «Семья».
  • Панно «Моя мама на работе»
  • Составление рассказов о профессии своей мамы
  • Консультация для родителей: папка – передвижка «История возникновения праздника 8 марта»
  • Утренник  «8 Марта»

НОД:  12 апреля – День космонавтики

Программное содержание:  

Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии, развивать фантазию, воображение.

Познание

Художественное творчество

Художественная литература

Физическая культура

Труд

Коммуникация

Социализация

  • Беседа «Первые попытки покорения космоса»

Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

  • Беседа «Солнечная система»

Цель: закрепить понятие “Солнечная система”, уточнить знания детей о планетах солнечной системы.

  • Беседа-рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»
  • Беседа «Тренировка космонавта» 

Цель: обсуждение с детьми физических качеств, необходимых космонавтам и способы их развития.

  • Выставка "Портреты космонавтов"
  • Чтение рассказа «Первый в космосе» В. Бороздина
  • Чтение энциклопедической информации, посвященной полётам в космос, космической технике,

    космическим телам  (Энциклопедия дошкольника).

  • Рисование с элементами аппликации «Солнечная система»
  • Рисование  «Лети, ракета, к звёздам» 
  • Заучивание считалки «Планеты»
  • Дидактические игры: «Собери ракету», «Летает не летает»,
  • Игры со строительным материалом «Строим космическую станцию»
  • Сюжетно-ролевая игра «Тренировка космонавта»
  • Подвижная игра «Космонавты».
  • Консультация для родителей: папка – передвижка "День космонавтики"
  • Подбор литературы, плакатов  по теме
  • Создание альбома «Космос»
  • Подготовка рисунков к выставке «Я рисую космос»
  • Фестиваль детско-родительского творчества «Космос будущего»

НОД: 9 мая – День победы

Программное содержание:  

Уточнить и расширить представления детей о ВОВ,

Развивать интерес к истории нашей страны, воспитывать уважительное отношение к ветеранам ВОВ.

Познание

Художественное творчество

Художественная литература

Коммуникация

Социализация

Музыка

  • Беседа «Они сражались за родину».
  • Экскурсия к вечному огню, возложение цветов
  • Рисование  «Дети  рисуют  Победу!»
  • Художественный труд «Военная техника» (из бросового материала)
  • Чтение художественной литературы о войне
  • Прослушивание музыкальных произведений по теме.
  • Сюжетно – ролевые  игра: «Пограничники»
  • Раскраски на тему «День победы»
  • Игры со строительным материалом «Военный городок»

  • Создание альбомов «Ордена и медали ВОВ»
  • Подбор книг о ВОВ
  • Создание макета «Вечный огонь»
  • Создание стенных газет на тему «День победы»
  • Вечер памяти «Будем помнить!» - встреча с ветеранами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие деревянной ложки" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

Музыкальное развлечение совместно с родителями, для детей старшего дошкольного возраста. В  гости к ребятам приходит домовенок Кузя,который потерял свою деревянную ложку. У ребят на столах мешочк...

Брейн - ригн "С песней весело шагать" развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями

Музыкальное развлечение совместно с родителями. Ребята и родители делятся на две команды, отгадывают загадки про знакомые песненки из мультфильмов и весело их исполняют....

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

Вечер-развлечение для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями по ПДД "Уроки безопасности для Незнайки".

Сценарий досуга детей старшего дошкольного возраста и их родителей на закрепление правил дорожного движения....

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

«Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....

Выступление на городском фестивале "Педагогическая находка" на тему "Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями".

laquo;Только тот, кто любит,ценит и  уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»....