Дымковская свистулька
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект занятия о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушке».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dymkovskaya_igrushka.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная образовательная деятельность детей в средней группе.
Тема: «Дымковская свистулька»
Подготовила
воспитатель
Хорихина
Эльмира
Шевкетовна
2016 г.
Цель: закрепить знания детей о традиционных русских промыслах «Дымковской игрушке».
Задачи.
Образовательные:
- знакомство детей с декоративно – прикладным искусством;
- обобщение и закрепление знаний детей о «Дымковской игрушке»;
- знакомство с образцами геометрического орнамента, украшающего дымковские игрушки;
- учить видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.
Развивающие:
- активизация познавательной деятельности детей;
- развитие психических процессов: память, мышление, внимание;
- развитие творчества и художественных способностей, эстетического вкуса.
Воспитательные:
- воспитание уважения к предметам быта, как результатам человеческого труда;
- воспитание уважительного отношения к культуре, труду, дымковскому промыслу;
- воспитывать любовь к своей Родине, своему народу.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Развитие речи», «Физическая культура», «Музыка».
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Оборудование: демонстрационный материал, обожжённые игрушки, покрытые белой краской по количеству детей, гуашь, кисточки, образец, костюмы для детей и воспитателя, аудиокассета для проведения физкультминутки.
Предварительная работа: беседа с детьми о дымковском промысле, отбеливание обожженных дымковских игрушек.
Словарная работа: свистунья, Дымково, кокошник.
Содержание
1. Введение в игровую ситуацию.
(Дети сидят на стульчиках)
В. Ребята, сегодня я пришла в группу и обнаружила на столе необыкновенно красивый сундук, словно из сказки. Давайте посмотрим, что в нём.
Посмотрите, какие интересные, яркие игрушки в сундуке. Кто же принёс нам этот сундук? Удивительно. А мы ведь с вами знаем эти необыкновенные игрушки. Кто помнит, как они называются?
(дымковские) Молодцы, правильно.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Давайте поставим игрушки на стол, сделаем выставку – ярмарку. «Глазам радость, душе отрада».
2. Беседа.
В. Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).
А почему же они так называются? Сейчас я вам рассказу и покажу. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. Так и появились яркие, веселые, задорные дымковские игрушки.
Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносят свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну встречать.
(воспитатель берёт игрушку – свистульку)
В. Дети, как называется эта игрушка? (свистулька). Как она громко свистит.
Такую выставку – ярмарку устраивали на старинный русский праздник, который назывался «Свистунья». Взрослые и дети одевались в такие же наряды, в которые одеты и мы с вами. А назывался праздник «Свистунья» в честь особой игрушки, вот этой свистульки. Свист был слышен со всех сторон. Вот так праздник! Давайте и мы с вами повеселимся.
3. Физкультминутка (проводим 2 раза).
Мы игрушки расписные, (руки на пояс),
Хохотушки вятские, (руки на пояс, головою вправо, влево).
Щеголихи слободские, (руки в перед).
Кумушки посадские (руки на пояс, туловище вправо, влево)
У нас ручки крендельком (руки крендельком).
Щёчки будто яблочки (показываем на щечки).
С нами издавна знаком (руку праву в сторону).
Весь народ на ярмарке (руку левую в сторону).
4. Продуктивная деятельность
Ребята, а еще в этом красивом сундучке лежало письмо от дымковских мастеров, в котором они пишут, что злой волшебник Чернушка украл все их краски, и они остались без работы. Нечем теперь расписывать им дымковские свистульки. Ребята, давайте поможем дымковским мастерам и расколдуем свистульки, раскрасим их. Вот они на ваших столах, за которые я приглашаю вас сесть. Возьмите их в руки, посмотрите на них и найдите круги. Их мы будем раскрашивать красным цветом. А теперь наверху найдите ромб. Его мы будем раскрашивать желтым цветом. Рога коричневым цветом, а копыта и глаза черным цветом.
1 2 3 4 5
Начинаем рисовать
В право, влево повернетесь,
В мастеров все превратитесь
Теперь мы берем в руки кисточки, покажите, как вы их взяли. Правильно. Смачиваем волосики кисточки в красной краске (где она?) и начинаем раскрашивать круг. Покрасили. Помыли хорошо кисточку в воде, смочили только волосики кисточки в желтой краске и раскрашиваем ромб. За линию стараемся не выходить. Старайтесь не набирать много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку. Раскрашиваем аккуратно. Какие все молодцы, как они стараются!
Физкультминутка.
Мы старались рисовать (руки в стороны).
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны).
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд).
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки).
Кто закончил работу берет своих козликов и кладет их на стол, чтобы они подсохли.
Итог занятия.
- Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
-Чья работа больше всех нравится?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- Ребята кому мы сегодня помогли?
-А как называется старинный русский праздник?-
- Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.
Литература
1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1995. - 61с.
2. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать. - Липецк изд.: 1993. – 73с.
3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 124с.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Карапуз-дидактика», Творческий центр «СФЕРА», 2007. – 118с.
5. Халезова Н.В. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. -192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Конспект НОД "Дымковская игрушка- свистулька"
Образовательная деятельность направлена на ознакомление детей с народным промыслом - дымковская игрушка...
«Роспись дымковской игрушки «Свистулька-птичка».
Занятие для родителей: «Дымковская игрушка».Форма занятия: мастер-класс. Цель: формировать умение расписывать дымковскую игрушку (свистульку) в традициях промысла.Задачи:Обучающие· изучить ...
Досуговое мероприятие в старшей группе: мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки «Свистулька-Петушок»»
Досуговое мероприятиев старшей группе: мастер-класс по изготовлению Дымковской игрушки«Свистулька-Петушок»»...
Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки»
Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элемен...
Конспект занятия "Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки"
Познакомить с русской народной игрушкой свистулькой....
НОД "Птичка - свистулька" лепка по мотивам дымковской росписи
Развивать у детей желание лепить глиняные игрушки, делая их красивыми и выразительными...