Театральная постановка в группе
консультация ( группа) на тему
В нашем детском саду проходит театральный фестиваль "Сказочная страна". При постановки своих спектаклей педагоги столкнулись с некоторыми проблемами. Для решения которых и была создана эта консультация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_spektaklem.docx | 29.01 КБ |
spektakl.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша!
Проникнется и мудростью, и
добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он
Жизненной тропой!
Г. Попова
Театральная педагогика предполагает личностно – ориентированный подход к воспитанию детей и создает условия, в которых естественным образом в процессе творческого общения со взрослыми обеспечивается субъективная позиция ребенка. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Вопрос к участникам
- А как считаете вы, что развивает театрализованная
деятельность у дошкольников?
Предлагаю вам, выбрать утверждение, с
которым вы согласны, и объяснить его (участники работают с
утверждениями)
- Я считаю, что театрализованная деятельность
способствует познанию окружающего мира потому что……
- Театрализованная деятельность развивает память,
воображение и мышление, потому что…
- Я согласна, что театрализованная деятельность
способствует умению передавать эмоциональные состояния так как…
- Я уверена, что театрализованная деятельность формирует
интерес к литературе и театру, потому что…
- Театрализованная деятельность побуждает к созданию
новых образов, так как…….
Безусловно, воспитание у детей интереса к театру возможно только в том случае, если сами взрослые увлечены этой деятельностью. Поэтому одно из главных условий достижения успеха в данной технологии – это увлеченность и профессионализм педагога, его готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками.
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. Поэтому в ходе подготовки к спектаклю стараемся соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.
В этом году в нашем детском саду пройдет фестиваль театров «Сказка в ладошке». И сегодня мне представилась возможность поговорить с вами о том, как лучше выстроить свою работу, для получения удовольствия, наслаждения от работы и конечно, положительного конечного результата.
Можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором.
-Доступность содержания;
-Простота и быстрое развитие сюжета;
-Яркость эмоционального насыщения образов;
-Четкость характеров героев;
-Богатство и точность языка.
В младших группах сюжет простой, одноплановый.
Главные герои - животные, причем русских сказок. Обязательно присутствует антропоморфизм (очеловечивание животных).
В старших группах - волшебные сказки, самый большой и древний вид сказок. Герои олицетворяют добро и зло.
Добро - сочетание внешней красоты и мудрости, терпеливости, верности, любви, смелости, мужественности, ловкости. Зло - сочетание жадности, вредности, зависти, колдовства.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведении, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе
Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, мы проводим беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес. Если вы хотите, чтобы спектакль был особенно интересен детям, выбирайте незаезженный сюжет или по - новому трактовать старую сказку. В этом вам хорошими помощниками могут стать и сами дети. Дайте волю их фантазии, спросите как они представляют того или иного героя или может им хотелось бы изменить конец сказки. Результаты скомпонуйте, и смело воплощайте в жизнь.
Сказки В. Сутеева, Е. Карганова, Б. Заходер.
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают им название. Например: «Отъезд купца», «Чудище и купец», «Возвращение купца» и т.д.
Вступительная и заключительная часть. Зачин спектакля.
Очень внимательно и серьезно мы продумываем вступительную и заключительную части. В разных сказках выход героев на сцену разный, но все герои представляются в начале сказки.
Особое внимание в каждой сказке уделяется зачину. Он дает настрой детям и публике, на сказочное настроение.
Например, в русских народных сказках - это закличка, присказка, хороводное пение.
В волшебных сказках зачин -выход героев, песня.
Большая роль отводится заключительной части. В младших группах она веселая, добрая, в старших - торжественная. В конце спектакля все дети поют заключительную песню, после которой мы представляем каждого артиста.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Кроме известных этюдов на эмоциональную сферу. Можно применять этюды на выразительность жеста
Гномы
Воспитатель читает текст, дети показывают (выбираются гномы заранее) – невербальная коммуникация
Чем похожи – чем отличаются
Рассуждать – развивают мышление
Птица – самолет, белка – кошка.
Этюды – диалоги.
Диалоги
Выбрать детей случайно, импровизированно, подогревать интерес детей атрибутами.
Цепочка слов.
Хорошо и плохо. Тема, как сказки, так и свободная: Хорошо в деревне жить! Колобок вкусный это хорошо…..
Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно привлечь кукол, с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
После проигрывания этюдов, для сплочения коллектива можно поиграть в этюды для расслабления мышц – массаж. Или коллективные коммуникативные игры на сплочение, развитие эмпатии к друг другу.
Медвежонок Жак, Попугай, поезд Чух – чух, липучка – присоединение по одному.
Справа, справа от меня есть одно местечко
Момент выбора детей на роли должен проходить без особых травм. Воспитатель должен обосновывать выбор, по необходимости даже придумать дополнительные роли.
Интерес детей постепенно снижается, поддержать его поможет музыка и изо деятельность.
Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Подбор музыкального материала, важная составляющая. Обратиться за помощью к детям или родителям. Озвучить спектакль могут тоже дети – с шумовыми инструментами.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Заодно, можно подумать о декорациях, пусть незначительных. Бутафория, которая помогает в создании образа
Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.
Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» — или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.
Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.
Седьмой этап — репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.
Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех. Любой малыш значительно больше перевоплощается, глубже входит в роль. С большим интересом ее играет в настоящем костюме. Поэтому костюмам и атрибутам придаем важнейшее значение.
Место ребенка на сцене
Здесь два основных правила:
1. Все герои находятся на сцене.
2. Только в старших группах дети могут уйти за занавес и то на несколько минут.
Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные.
Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.
Роль и место взрослого на сцене.
В спектакле для младшего и среднего возраста мы находимся с детьми на сцене. Они чувствуют себя защищенными, поэтому действие идет очень спокойно и непринужденно. Мы не боимся войти в действие спектакля, когда это требуется, подсказать словами, жестами, мимикой.
Начиная со старшей группы все спектакли, дети играют одни. Мы сидим в зрительном зале, среди публики, но на первом ряду. «Артисты» видят нас и поэтому чувствуют себя не одиноко перед зрителями.
Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, стараемся указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления. Сюрпризный момент. Приготовить поощрение
Последний, заключительный, этап — это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.
Что будут вспоминать дети, простившись с детским садом? Трудно
сказать. Но важно, наполнить их жизнь творчеством, сделать ее яркой и
интересной. У каждого из нас свой подход, свой метод. И все же есть
вещи, бесспорные для всех. Это воспитание добротой и вниманием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
не перегружать детей; не навязывать своего мнения; не позволять одним детям вмешиваться в действия других; предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
1 . Выбор пьесы или инсценировки 2. Деление пьесы на эпизоды 3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. 6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. 7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением. 8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. 10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Доступность содержания; Простота и быстрое развитие сюжета; Яркость эмоционального насыщения образов; Четкость характеров героев; Богатство и точность языка. В. Сутеева Е. Карганова Б. Заходер. С. Маршак
Этюды на выразительность жеста Этюды – диалоги Игровой массаж Коммуникативные игры
Как на пишущей машинке Две хорошенькие свинки Все постукивают Все похрюкивают Туки-туки-туки-тук! Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк !
уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем ) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?)
выразительности и четкость речи взаимодействие с партнерами, умения слышать и слушать друг друга
Место ребенка на сцене Все герои находятся на сцене. Только в старших группах дети могут уйти за занавес и то на несколько минут.
Источник шаблона: Якушевская Юлия Сергеевна Учитель информатики МОУ «Кадетская школа-интернат № 9» г. Омска Сайт конкурса http://pedsovet.su При оформлении слайдов использовала векторный редактор Xara Xtreme Pro 5 и векторный клипарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная постановка сказки «Под грибом» в средней группе № 5 «Ягодки»
Театральная постановка сказки «Под грибом» в средней группе № 5 «Ягодки» Подготовили и провели: Савина Екатерина Александровна...
Театральная постановка о правах человека по мотивам сказки «Колобок» в подготовительной группе
Непосредственно – образовательная театральная постановка в подготовительной группе...
Театральная постановка русской народной сказки - "Заячья избушка" (старшая группа)
Театрализованная деятельность в детском саду самый любимый, доступный и демократичный вид деятельности детей. Конечно, мы все знаем и понимаем, что театр формирует эстетический...
Театральная постановка для детей второй младшей группы "Теремок"
Сценарий для инсценировки русской народной сказки "Теремок" с детьми младшего возраста...
Театральная постановка "Заюшкина избушка" в средней группе
Программное содержание: Создать игровую мотивацию. Закрепить знания о русской народной сказке. Подготовить детей к драматизации. Упражнять их в изображении героев сказки с помощью мимики, жестов, инто...
Театральная постановка "Заюшкина избушка" в средней группе
Программное содержание: Создать игровую мотивацию. Закрепить знания о русской народной сказке. Подготовить детей к драматизации. Упражнять их в изображении героев сказки с помощью мимики, жестов, инто...
Театральная постановка «Каша из топора» для детей подготовительной группы (использовалась на театральном конкурсе «Воплощение 19»)
Театральная постановка «Каша из топора» для...