конспект непосредственной образовательной деятельности "Времена года"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятие разработано для детей старшей группы, с целью закрепления знаний о временах года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для детей старшей группы | 40.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область
«Речевое развитие»
Тема : «Времена года»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Подготовила:
ВоспитательМБДОУ
«Детский сад «Аленка»
Дубинина Светлана Александровна
п.Тюльган – 2015г.
Тема: «Времена года».
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Цель:развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, отображающих мир природы;
Задачи:
Воспитательные:воспитывать любовь и интерес к поэтическим произведениям;
Развивающие:развивать звуковую и интонационную культуру речи
детей на примере поэтических произведений известных авторов.
Образовательные:формировать умение вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста;закрепить умения подбирать рифму
Работа над словарем:поэт, рифма
Материалы и оборудование:экран, проектор для демонстрации слайда «Времена года»,видео письмо, почтовая посылка с дидактическим материалом, макет временного дерева.
Приемы руководства деятельностью детей:
1.Приемы постановки цели и мотивации деятельности детей;
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД;
3. Приемы активизации практической деятельности детей;
4. Приемы поддержания интереса детей;
5.Примы оценки и самооценки.
Виды детской деятельности в НОД:
-Индивидуальная работа.
-подгрупповая работа.
-коллективная работа.
Игровая:Дидактические игры «Съедобный – не съедобный», «Собери снеговика», «Перелётные и зимующие птицы» отгадывание загадок, оформление Временного дерева,
Коммуникативная:развитие воображения детей, поддержание беседы на заданную тему
Цель: расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
Трудовая:самообслуживание, совместные действия.
Цель: вырабатывать привычку самостоятельно убирать материалы после продуктивной деятельности.
Продуктивная:оформление временного дерева
Музыкально-художественная: слушание
Цель: формировать способность эмоционально воспринимать речь воспитателя, по средствам музыкального и поэтического произведения.
Восприятие литературных произведений:сопоставление поэтического слова и иллюстрации, подбор слов в рифму, повторение известных стихов о временах года
Цель: развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову
Планируемые результаты:
Личностные: знание, особенности времен года.
Интеллектуальные:участие в беседе, высказывание своего мнения.
Критерии оценки деятельности детей в НОД
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
4. Эмоциональность
5. Проявление волевых усилий.
6. Самооценка.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Познавательное развитие | Просмотр презентации | развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), отображающих мир природы |
Социально коммуникативно развитие | Коммуникативные игры | Развивать воображение детей, умение поддержать беседу на заданную тему, расширять представление детей о многообразии окружающего мира. |
Речевое развитие | Чтение стихов, составление рифмы | Закрепить знание известных поэтических произведений о временах года, учить подбирать слова в рифму; развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткость к поэтическому слову |
Художественно-эстетическое развитие | Оформление Временного дерева | привлекать детей к созданию предметных и сюжетных композиций с целью закрепления знаний об основных приметах времени года |
Физическое развитие | физкультминутки | Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни |
Аннотация
Конспект непосредственной образовательной деятельности составлен для педагогов дошкольного образования, предназначен для работы с детьми старшей возрастной группы (5-6 лет)по образовательной области «Речевое развитие». Для развития свободного общения взрослого с детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.
В программе «От рождения до школы» отмечены основные целевые ориентиры, по которым педагог формирует у детей представления о чередовании времен года и их характеристиках, данные моменты отражены в ходе непосредственной образовательной деятельности.
Занятие помогаетс помощь литературных, поэтических, художественных произведений объяснять детям разницу между временами года.
В ходе целенаправленных занятий у дошкольников развиваются предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства, отображающих мир природы.
План НОД
- Вводная часть: 3 мин.
- психологический настрой на занятие, снятие напряжения;
- создание проблемной ситуации;
- создание мотива для деятельности детей;
- определение цели;
- физкультурная пауза.
- Основная часть: 17 мин
Слушание стихов под музыку
Рассматривание иллюстраций
Разгадывание загадок
Словарная работа
Игры «Рифмы», «Собери снеговика», «Съедобный - несъедобный»;
Оформление «Временного дерева»
- Заключительная часть: 5 мин.
Оценка деятельности детей и самооценка
Подведение итогов НОД
Ход непосредственной образовательной деятельности
Части НОД | Содержание | Области |
1.Вводная часть: -психологический настрой на занятие, снятие напряжения; - создание проблемной ситуации; - создание мотива для деятельности детей; - определение цели; - физкультурная пауза. | - Здравствуйте дорогие ребята! - Я рада видеть всех вас, вы все такие красивые! Подойдите по ближе (Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.) Собрались все дети в круг: Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. - Давайте подарим друг другу хорошее настроение. - Я хочу с вами познакомиться, а в этом нам поможет веселый микрофон. Вы будите называть свое имя и любимое время года (например: меня зовут Светлана Александровна, мое любимое время года – зима.) (Дети передают по кругу микрофон, называя свое имя и любимое время года) Будем знакомы - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (ответы детей) Я предлагаю вспомнить обо всех временах года. -А сколько всего времен года! ( четыре) | Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие |
2.Основная часть: -Слушание стихов под музыку -Рассматривание иллюстраций -Разгадывание загадок -Словарная работа -Д/Игры: «Перелетные и зимующие птицы», «Съедобный - несъедобный» «Собери снеговика»; -Оформление «Временного дерева» | -Ребята, садитесь на стульчики поудобнее, посмотрите, почтальон, принес посылку. Как вы думаете, что нужно сделать, прежде чем открыть посылку? (ответы детей) Правильно нужно прочитать, от кого она и для кого прислана. (Зачитывается надпись:Для детей старшей группы детского сада «…» от Старика-Годовика) - Ой, ребята, а вы знаете кто такой Старик-Годовик?(Ответы детей) -Интересно, тут еще видео письмо. Давайте посмотрим. Видео (На экране проектора появляется видео сообщение от Старика-годовика.) - Алло, Алло, а в какой детский сад я попал? -Ну хорошо, значит все правильно сделал.- Вы меня хорошо видите? (ответы детей) - Здравствуйте ребята! Зовут меня Старик-годовик, Я к порядку привык. И сегодня по порядку, Я задам для вас загадку! Первая загадка? Тройка, тройка –пролетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит –царица Белокожа, белолица. Как махнула рукавом Всё покрыла серебром! (зима) Молодцы ребятки! Возьмите из посылочки Конвертик со снежиночкой. -Прежде чем открыть конверт, давайте расскажем, что мы знаем о зиме. - Скажите на чем можно кататься зимой? (Можно кататься на коньках, санках, лыжах. - Какой праздник мы отмечаем зимой?(любимый праздник – Новый год! Дед Мороз приносит подарки.) -Молодцы, старик-годовик предлагает нам поиграть в игру «Собери снеговика»! ((Набор: 3 круга разной величины, трапеция, 4 овала, треугольник, пластилин черного цвета. Дети по очереди берут один из элементов и ставят его на нужное место. В итоге получается накладная аппликация снеговика.) А сейчас мы с вами украсим зимнее дерево. (Дети подходят к столу с дидактическим материалом оформляют совместно с воспитателем)Вот какая красота у нас получилась. Возвращаемся на места. (видео запись) 2. Слушайте вторую загадку: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. (Весна) Молодцы! Возьмите из посылки конверт на котором нарисована ласточка. - Ребята давайте вспомним с вами признаки весны. С наступлением весны, что происходит со снегом? (Снег тает ) - Кто возвращается к нам из тёплых краёв?(Птицы: Скворцы. Ласточки. Грачи. Утки. Журавли) -Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг? (Перелётные птицы). -А тех птиц, которые остаются с нами зимовать, как называют? (Зимующими птицами). Старик- годовик, прислал нам изображения птиц зимующих и перелетных, но к сожалению все они перемешались, нам нужно их разделить. Зимующих птиц помещаем на облачко со снежинкой. (Дети выполняют задание самостоятельно:Ворона. Воробей. Голубь. Синичка. Дятел и т. д). А перелетных птиц располагаем на облачко где изображено солнышко (Самостоятельная работа детей:Скворцы. Ласточки. Грачи. Утки. Журавли и т.д.) - Будьте внимательны. - Вы замечательно справились с заданием! Игровая минутка: ДЕСЯТЬ ПТИЧЕК – СТАЙКАПой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, серенькое перышко. Это – зяблик, это – стриж, Это – развеселый чиж. Ну а это – злой орлан. Птички-птички, по домам! Давайте мы украсим с вами весеннее дерево. Выходите все ребята (видео запись) 3.Третья загадка, вы готовы послушать? Оно соткано из зноя, И несет тепло с собою Реки согревает, «Купайтесь!»- приглашает. Вы любите его за это Всем известно это … (лето) - Раз загадку отгадали, возьмите из посылки конверт, на котором нарисована бабочка. -Прежде чем открыть конверт, давайте вспомним, что мы делали с вами летом. (ответы детей: купались, загорать, кататься на велосипеде, собирали ягоды.) Нам прислали необычные загадки. Это загадки – рифмы о цветах. Много лепесточков острых Красных, белых, пестрых На меня ты погляди-ка, Называюсь я... (Гвоздика). Капли солнца спозаранку Появились на полянке. Это в жёлтый сарафанчик Нарядился .. . (Одуванчик). Каждый, думаю, узнает, Если в поле побывает, Этот синенький цветок, Всем известный ... (Василёк). Стоит в саду кудряшка – Белая рубашка. Сердечко золотое, Что это такое? (Ромашка). Вы замечательно справились с заданием! Мне нужна помощь, нужно украсить летнее дерево, помогайте все. (видео запись) 4. Четвертая загадка небольшая, а отгадать ее всем надо Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья.(осень) Не забудьте достать мой четвертый конверт. -Давайте подумаем и скажем, какая бывает погода осенью ? (ответы детей: когда солнышко греет- теплая и солнечная , когда тучки- прохладная, дождливая, пасмурная) -Что мы надеваем? (куртки, шапки, сапожки) -Кто знает, что означает золотая осень? (это когда листья на деревьях становятся желтыми, красными и от этого на улице очень красиво) - Молодцы! А что же у нас в конверте? Ребята Старик -годовик приготовил для вас ещё одну интересную игру, а называется она «Съедобный-несъедобный» Я буду вам называть гриб, а вы будете отвечать съедобный он или нет (игра с волшебным клубочком) Съедобные: (опята, грузди, лисички, подосиновик, подберезовик, масленок) Несъедобные: (мухомор, поганка) Предлагаю украсить последнее осеннее дерево - Посмотрите у нас получилось украсить сегодня четыре дерева : зимнее, весеннее, летнее и осеннее. Сколько времен года столько и деревьев Посмотрите на экран, старик годовик еще что-то хочет сказать, слушаем внимательно (видео запись) Ребята, вы молодцы! Какие красивые деревья у вас получились. А теперь наступает самый ответственный момент. Вы будете делать волшебное дерево. Инструкции-подсказки находятся в посылке. Чтобы все получилось, не забудьте сказать волшебные слова…. У вас должно получится необычное дерево которое будет Вам напоминать обо всех временах года. До, свидания ребята! Желаю всем удачи. Воспитатель: - Нам нужно выполнить последнее задание, для этого мне нужны помощники. (Дети встают и располагают сезонные деревья от зимы до осени) - Пришло время произнести волшебные слова: Встаньте все деревья в ряд Покажите весь наряд. Сделаем кружок и вот Получился круговорот. Скажем дружно 1,2,3. Волшебство нам покажи. - Посмотрите что у нас получилось, это дерево действительно необычное. Если на него посмотреть можно побывать сразу во всех временах года. Придумала мать дочерям имена: Вот Лето и Осень, Зима и Весна. Приходит Весна – зеленеют леса, И птичьи повсюду звенят голоса. А Лето пришло – всё под солнцем цветёт, И спелые ягоды просятся в рот. Нам щедрая Осень приносит плоды, Дают урожаи поля и сады. Зима засыпает снегами поля, Зимой отдыхает и дремлет земля. Ребята вы Молодцы! Все задания Старика – годовика мы выполнили. | Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, |
3.Заключительная часть. Рефлексия. -Оценка деятельности детей и самооценка -Подведение итогов НОД | Давайте с вами снова встанем вокруг нашего дерева и вспомним, чем мы сегодня занимались. - Ребята, скажите, что вам больше всего запомнилось и понравилось? Выслушать ответы детей - А сейчас, посмотрите я еще что-то нашла в посылке. (Достается корзинка с листьями) - Посмотрите ребята, сколько в корзинке разноцветных листьев. Если вам занятие понравилось, выберите яркие листочки : желтые, красные или зеленые. А если вам было не интересно, то коричневый листик. Покажите свой выбор. (обратить внимание на причины) -Каких листиков больше? ( ответы детей) Как красиво. Я думаю, что вам было интересно. Спасибо всем за внимание! | Соиально- коммуникативное развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по образовательной области «Коммуникация» (начала грамоты) для детей 7 года жизни Тема: "Скоро, скоро Новый год!».
Итоговая непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" (начала грамоты) для детей 7 года жизни на закрепление умений и навыков детей, актуализацию знаний....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Весёлое путешествие» для детей I младшей группы (2-3 года)
Цель: Развитие представлений у детей о диких животных.ЗадачиУчить детей узнавать и называть диких животных.Развивать речевую активность, интерес к художественному слову.Воспитывать любовь к живо...
Образовательная область «Социализация». Конспект непосредственной образовательной деятельности « Что такое дружба» в старшей группе.Занятие было показано на конкурсе "Воспитатель года"
Интеграция образовательных областей: Социализация, коммуникация, музыка, здоровье, физическая культура, художественное творчество.Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, проду...
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»
Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующего вида воспитанников шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество» с использованием ИКТ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующего вида воспитанников шестого года жизни по образовательной области «Художественное творчество» с использо...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация без наклеивания Тема: «Домик для воробья»
Уважаемы коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы. Представляю вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная обла...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы (2-3 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии «Пальчиковая гимнастика» Тема: «Зайку бросила хозяйка»
Уважаемые коллеги! Для тех, кто интересуется использованием в своей деятельности здоровьесберегающих технологий (в частности пальчиковая гимнастика) в детском саду представляю конспект для детей ...