Психолого-педагогические подготовка ребенка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Именно в дошкольный период формируются
предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о
количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное
развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания,
мышления. Уровень развития психических функций есть лишь
предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется
тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки
По мнению А.А. Люблинской показателями психологической готовности ребёнка к школьному обучению являются:
- общее физическое развитие ребенка;
- владение достаточным объёмом знаний;
- овладение навыками, умением слушать речь;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогические подготовка ребенка к школе | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические подготовка ребенка к школе
.
Именно в дошкольный период формируются
предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о
количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное
развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания,
мышления. Уровень развития психических функций есть лишь
предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется
тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки
По мнению А.А. Люблинской показателями психологической готовности ребёнка к школьному обучению являются:
- общее физическое развитие ребенка;
- владение достаточным объёмом знаний;
- овладение навыками, умением слушать речь;
- владение связной, грамматически и фонетически правильной речью,
умение понимать прямо обращенную речь другого. Самостоятельно
строить предложения для выражения своих мыслей;
-развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев;
- подготовка к совместной работе. Умение слушать и не перебивать другого;
- сформулированность желания учиться. Интерес к знаниям, радость от узнавания нового.
1.Мотивационная готовность:
-потребность в знаниях, умениях;
-потребность в общении;
-наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний.
2. Интеллектуально-познавательная готовность. Развитость основных психических прогрессов:
-воспитания;
-памяти;
-воображения;
-мышления;
-речи;
-творческой деятельности.
3. Развитость практической деятельности ребёнка с материальными предметами:
-анализировать заданные образцы действий;
-оценивать полученный продукт и соотносить его с заданным образцом;
-выполнение деятельности методом проб и ошибок;
-наличие или отсутствие самоконтроля деятельности;
-копирование действий взрослого.
В.А. Крутецкий считает, что психологическая готовность дошкольников к обучению в школе состоит из объективной и субъективной готовности.
Объективная готовность - это обладание уровнем психического развития (внимание, память, речь, умственные операции).
Субъективная готовность - это желание учиться и готовность к новым формам взаимоотношения ребенка со взрослыми.
B.C. Мухина подробно рассматривает основные направления психологической готовности к школе. Она выделяет следующие аспекты готовности:
1. «Желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться».
2. «Достаточный уровень волевого развития ребенка. ... Соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением ...»
3. Относительная произвольность познавательной деятельности.
4. « ... уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка».
5. «... качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем. Общественные мотивы поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками» .
1. Общее развитие: развитие памяти, внимания, интеллекта (запас знаний и представлений, умение действовать в уме и т. д.).
2. Умение правильно управлять собой, длительное время сосредоточиваться на неинтересном, умение делать то, что надо, хотя совсем не хочется.
3. Мотивы, побуждающие к учению, то есть действительная и глубокая мотивация, способная побудить к знаниям, несмотря на трудности
Умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу и др. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Готовность к школьному обучению понимается как уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Авторы выделяют общую и специальную готовность к школе. Общая готовность включает физиологическую, физическую и психологическую готовность. К числу компонентов психологической готовности авторы относят интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.
Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным - грамотой, счетом, решением арифметических задач.
Под психологической готовностью дошкольников к обучению в
школе, понимаются не отдельные знания и умения, а их определённый
набор, в котором должны присутствовать все основные элементы,
определяющие структуру готовности.
В этом плане активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня подготовки детей к обучению в школе.
Литература:
1.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок в школе. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
2.. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа, 1988. - №6. – С.7-12.
3. Венгер А.Л., Гинзбург М.Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов и подготовительных групп детских садов. – М.: АПН СССР, 1983.
4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.:АРКТИ, 2005.- 80с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья посвящена вопросам организациии пихолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Речь идет о задачах, формах и принципах организации сотрудни...
Психолого-педагогические условия готовности ребенка к школе
Консультация для родителей будущих первоклассников...
Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»
Цель программы сотрудничества – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый блок...
Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе.
Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе. Основные психолого-педагогические критерии - это...
« Компоненты готовности к школе и психолого-педагогическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в школе».
Консультация в виде презентации для родителей и педавгогов...
Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"
Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...