Первые помощники на пути к науке
опыты и эксперименты на тему
В условиях ФГОС ДО дети любого дошкольного возраста становятся экспериментаторами, а родители и педагоги - первые помощники в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokaeva_zv_pervye_pomoshchniki_na_puti_k_nauke_ili_eksperiment.docx | 13.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Зоя Прокаева, воспитатель СП «Детский сад «Василек» ГБОУ ООШ №20
Первые помощники на пути к науке или эксперимент для ребенка.
Уважаемые взрослые! Слово «эксперимент» ассоциируется с наукой. Так и есть, только в условиях ФГОС ДО дети любого дошкольного возраста становятся экспериментаторами, а педагоги и родители – первые помощники в совместной и самостоятельной деятельности детей. Рассмотрим с вами случаи, когда ребенок выступает в роли экспериментатора. Костя, как зачарованный, остановился возле лужи. Прежде всего, он попытался измерить ее глубину. Разумеется, самым примитивным способом: постепенно погружая ботинки с пятки на носок, все дальше и дальше удаляясь от "берега". К восторгу Кости, лужа оказалась не только огромной, но и глубокой. Далее в ход были пущены такие измерительные приборы как прутик и палочка.
Когда "море" было изучено вдоль и поперек, маленький исследователь принялся бросать камешки, наблюдая за всплеском воды и кругами, превращающимися возле "берега" в настоящие волны.
Наконец, и этот эксперимент был завершен. А что, если теперь забросить мяч на самую середину, а затем при помощи все тех же камешков пригнать его к противоположной стороне лужи?
Костя так и сделал. Но его опыт дал совершенно неожиданный результат: мяч сам каким-то чудом возвращался назад.
- Что такое? Отчего бы? – размышляет мальчик. – Ах вот она, разгадка!
Появившаяся рябь на воде подсказывала, что это ветер гнал мяч прямо к Косте. Опыт повторялся еще и еще все с тем же результатом.
Однако почти все открытия сопряжены не только с победами… Костю ждала неудача. Мяч неподвижно застыл в самой середине лужи. Ветер утих, а камушки, как нарочно, пролетали мимо!
Стоит ли описывать Костино смятение! наконец, мужественный экспериментатор ринулся за мячом в самую пучину прямо в ботинках. Когда он был уже у самой цели, во дворе появилась мама… Взрыв гнева последовал мгновенно: мать отшлепала сына.
- Несносный! Что натворил!.. Погоди у меня! Дома я тебе добавлю!
Сын плакал…
Уважаемые взрослые, давайте подумаем, какие особенности появились в действиях ребенка. Можно ли оправдать действия матери? Как вы поступили бы на месте этой матери?
Игры, которые содержат в себе элементы экспериментирования, как, например, в описанном примере, особенно увлекают ребенка, особенно увлекают ребенка, он невольно может забыть о наставлениях и запретах взрослых. Это и случилось с Костей. Будучи в роли экспериментатора, он выглядел, с точки зрения взрослого, злоумышленником: залез в лужу, промочил ноги. В данном случае мальчиком руководствовало стремление к узнаванию нового. Задача взрослого – предоставить детям возможность открывать мир, но не стихийно, а целенаправленно, предупреждая тем самым рождение экспериментов с отрицательными последствиями. Важно предвидеть, основываясь на знании своего ребенка, в каких пределах допустимо предоставлять ему самостоятельность.
Физические меры воздействия в любом случае недопустимы. В данном же случае наказание вообще не оправдано: ребенок не допустил ничего аморального. Достаточно было ограничиться строгим внушением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Первая ступень на пути социализации или адаптация к детскому саду
«Я понимаю, что наш малыш еще не готов к поступлению в детский сад, но мне срочно нужно выходить на работу» - говорят одни родители.« Мы целенаправленно готовили нашего ребенка к детскому саду, ...
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
«ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ»
Консультация для родителей «ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ»...
Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"
В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....
Консультация для родителей "Закаливание-первый шаг на пути к здоровью"
В консультации отражены игры для закаливания и показатели контроля эфективности закаливания....
"Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста - первая ступенька на пути формирования толерантного сознания"
Программа направлена на формирование толерантности у детей дошкольного возраста, т.е. регулирование взаимоотношений детей, воспитание нравственного отношения к другому, формирование гуманных способов ...
Закаливание или первый шаг на пути к здоровью
Рекомендации по закаливанию детей...