"Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста - первая ступенька на пути формирования толерантного сознания"
рабочая программа по теме
Программа направлена на формирование толерантности у детей дошкольного возраста, т.е. регулирование взаимоотношений детей, воспитание нравственного отношения к другому, формирование гуманных способов проявления сочувствия, понимания, сопереживания сверстнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность: обоснование темы.
Главная задача государства и общества по отношению к детям –
обеспечить оптимальные условия для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции вне зависимости от психофизических особенностей, т.е. защищать права каждого ребенка на любом этапе его развития и формировать у него основы уважительного отношения к правам окружающих и умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть; приобщать к общечеловеческим ценностям, стать толерантными.
Есть притча о том, как представители разных стран вели дела. Первые укрепляли границы, вторые – обучали войска, а третьи – строили мосты и дороги, чтобы дружить с народами других стран. Но труды строителей были напрасны – «пути дружбы» разрушались, потому что никто никому не верил.
Но однажды появился добрый Великан и помог людям поверить друг другу. Вот тогда все прекратили воевать, стали восстанавливать дороги и мосты, и стали учиться дружить.
Мы, педагоги нашего детского учреждения, не Великаны, но нам хотелось помочь детям подружиться, научить их сотрудничеству, показать, что можно выигрывать вместе, так, чтобы были только выигравшие. Научить понимать себя, свои чувства и желания, правильно их выражать, чтобы быть понятым и услышанным окружающими. Мы хотим научить девочек и мальчиков уважать себя, потому что с этого начинается уважение к другим.
Разработка проблемы становления внутреннего мира ребенка в педагогической науке и практике получило свое развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности педагогической работы с ребенком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, ставят новые цели образования, центром которого становиться личность и ее внутренний мир.
Основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. По мере освоения человеком социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта.
На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребенка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать это в воспитании нельзя. Поэтому воспитательный процесс возможен только через концентрацию внимания на развитии у ребенка представления о себе, своем сущностном «Я». Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения. Поведение дошкольника, так или иначе, соотноситься с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, являясь активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире.
Цель образовательной программы:
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста, т.е. регулирование взаимоотношений детей, воспитание нравственного отношения к другому, формирование гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику.
Задачи курса:
- Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе;
- Способствовать развитию эмоциональной сферы и расширению чувственного опыта;
- Обратить внимание ребенка на самого себя;
- Сформировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- Сформировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
- Способствовать формированию адекватной самооценки и самосознанию;
- Способствовать совершенствованию игровых, двигательных и коммуникативных навыков; закрепить нравственные представления и навыки эффективной их реализации в общении и игре.
- Активизация индивидуальных и творческих способностей;
- Воспитание социальной активности и доброжелательного отношения к окружающим.
программа «Социально – личностного развития ребенка дошкольника, его движение по пути самопознания» представлена в следующих этапах и разделах:
1. | 2. | 3. | 4. | |||
Период адаптации к ДОУ | К познанию мира - через познание себя | Мир ощущений, чувств, эмоций | Подготовка к школьному обучению | |||
2,5 - 4 лет | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |||
Цель: помочь детям в адаптации к условиям ДОУ: преодоление стрессовых состояний у детей, формирование активной позиции родителей к процессу адаптации |
Цель: ориентация на природную любознательность дошкольника, на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире. |
Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка и расширение его чувственного опыта, совершенствование коммуникативных навыков, воспитание доброжелательного отношения к окружающим. |
психологическая подготовка к школе
Цель: Помочь вступить ребенку в новый этап его жизни: к школьной жизни. Способствовать его личностному росту, развитию рефлексии, коммуникативных навыков, повышению самоуважения и уверенности в себе | |||
О ж и д а е м ы е р е з у л ь т а т ы. | ||||||
Ребенок обладает установкой положительного, доброжелательного отношения к миру и самому себе. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Постепенно у него формируется опыт правильной оценки хороших и плохих поступков, умение не ссориться | Через познание внутреннего мира сверстника, его внешних особенностей каждый ребенок открыл в себе что-то новое, удивительное; стал более уверенным, раскрепощенным. Нашел свое место в коллективе. Дети знают не только строение тела, но через развитие долговременной тактильной памяти понимают, рассказывают о собственном мире чувств, состояний и начинают пытаться анализировать его, управлять им. Развивается психологический контакт между детьми: дети легко работают в парах, учатся договариваться. | Знакомство с базовыми эмоциями позволяет детям адекватно реагировать на сложившиеся жизненные ситуации, пытаться находить бесконфликтное взаимодействие друг с другом. В каждой группе детей объединяют прочные межличностные связи. В каждом mini коллективе преобладает дружеская атмосфера, дети умеют самостоятельно организовываться в игровые объединения. | К концу дошкольного детства дети, уверенные в себе, умеющие: адекватно оценивать, ограничивать и соотносить свои желания, возможности и мечты; преодолевать трудности, стоящие на пути достижения цели; осознанно выполнять установленные нормы поведения. Дети умеют видеть и понимать другого человека, отзывчивые, более справедливые, проявляющие сопереживание, сочувствие к людям; строящие свои взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, т.е. «толерантные». |
Организация и методика проведения
совместной деятельности педагога с детьми.
Система игровых тренингов, рассчитанная для детей с младшего по старший дошкольный возраст (2,5-7 лет) проводятся 1-2 раза в неделю в течении всего учебного года. Длительность каждого тренинга составляет для:
2,5-4 лет – 15 минут;
4-5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут;
6-7 лет – 30 минут,- без перерыва.
Младший возраст.
Дети младшего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому основная содержательная форма приобщения детей к окружающему миру - народная культура (разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки», и «догонялки»). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.
Чтобы уменьшилось воздействие стрессовых факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Педагог содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам.
Структура и форма совместных встреч.
Все игры и упражнения, в течение одной встречи, объединены сказочно-игровым сюжетом, чтобы от быстрой смены ролей, образов малыши не переутомлялись и не теряли интерес.
- Совместная деятельность начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошкой по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроить на совместную групповую работу.
- В основную часть - входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
- Заканчивается каждая встреча спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Со среднего дошкольного возраста
В основе совместной деятельности детей с педагогом – игровые упражнения (развивающие, релаксационные, графические и др.), дискуссии, рефлексивно-дидактические игры и творческие задания.
В отличие от традиционных учебных занятий совместная деятельность по самопознанию проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по комнате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что такие встречи строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных упражнений, практически исключается умственная перегрузка.
Решение задач данного курса невозможно без активного участия родителей, воспитателей. Дневники, которые называются «Это Я», «Мой мир» и «Радиостанция ХДОП», дети заполняют на занятиях, а также дома вместе с родителями. Затем в форме индивидуальных или групповых бесед их содержание может обсуждаться в детском саду. Хорошим дополнением является формирование в группах уголков по самопознанию, экспозиционных выставок семейных фотографий и творчества (поделок).
Хорошо, если, начиная день, дети и педагоги соберутся вместе, чтобы узнать:
- с каким настроением они пришли сегодня в детский сад;
- чем бы они хотели заняться в течение дня;
- с кем из детей и педагогов ребенок хотел бы пообщаться сегодня.
Заканчивается день подведением итогов: что из того, что планировалось и хотелось, удалось, а что – нет. Почему это не получилось? Выясним, что ребенок предпримет, чтобы достичь выполнения своей цели в следующий раз.
Такие беседы в начале дня настраивают детей на общий позитивный лад, рождают чувство симпатии друг к другу, помогают почувствовать каждому свое присутствие в группе как важное и значимое для других. Вечерний анализ – это рефлексия своих дел, поступков и самого себя.
При работе с дошкольниками нам, педагогам, психологам важно
учитывать следующие параметры:
- Учитывайте «экологию» речи: делая выводы, избегайте обобщений.
- Не приклеивайте ярлыки: «это хорошо», «это плохо»
- Предоставляйте детям право выбора.
- Начинайте каждый тренинг с минуты встречи: участники подходят друг к другу, рассказывают о своих чувствах по поводу встречи.
- Почаще используйте рефлексию по поводу прошлой встречи.
- Придумывать «приветствие» могут и ведущие, и сами участники, предварительно обсудив, каким оно будет и о чем.
- Заканчивать тренинг следует «прощанием». Оно может варьироваться по содержанию: можно использовать «стихи-прощалки», «стихи-благодарилки» или просто подойти к участникам, поблагодарить их и попрощаться до следующей встречи.
- Рекомендуется подбирать для некоторых упражнений музыкальное сопровождение, учитывая их типы и цели.
- И последнее: чувствуйте себя немного режиссером, но не увлекайтесь постановкой, немного артистом, но не переигрывайте.
Учебно-тематический план.
Младший возраст.
Месяц | № п/п | Тема встречи | Учебные часы |
сентябрь | 1. 2. | Первичное обследование детей, знакомство с родителями «Божья коровка» | 4 ч. 4 ч. |
октябрь | 2. 3. 4. | «Божья коровка» «Листопад» «Мячик» | 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
ноябрь | 4. 5. 6. | «Мячик» «Прогулка в осенний лес» «Мыльные пузыри» | 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
декабрь | 7. 8. 9. | «Прогулка в зимний лес» «Зайка» «Новый год» | 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
январь | 10. 11. | «Мячики» «Зайка» | 4 ч. 4 ч. |
февраль | 12. 13. | «Мыльные пузыри» «Непослушные мышата» | 4 ч. 4 ч. |
март | 14. 15. 16. 17. | «Мамин день» «Мишка» «Непослушные мышата» «Музыканты» | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
апрель | 17. 18. 19. | «Музыканты» «Колобок» «Котята» | 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
май | 19. 20. 21. | «Котята» «Божья коровка» Вторичное обследование детей. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Всего : 72 ч.
Пояснение: 1 уч.час = 1 акад.час = 15 мин.
Средняя группа.
Месяц | № п/п | Тема встречи | Учебные часы |
сентябрь | 1. 2. | Первичное обследование детей: Скрининг Индивидуальное обследование | 2 ч. 6 ч. |
октябрь | 3. 4. 5. 6. | «Я среди других!» Здравствуйте, это я! Я дарю тебе улыбку. Дружба начинается с улыбки. Настроение. Каким я себя вижу? | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
ноябрь | 7. 8. 9. 10. | «Что я могу». Что я слышу? Что я вижу? Мой любимый вкус Мой любимый запах. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
декабрь | 11. 12. 13. | Дотронься до радуги. Мои чувства. Я могу быть другим (пантомические игры, ИЗО деятельность) | 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
январь | 14. 15. 16. | Мой портрет (аппликация). Рисование себя в полный рост. Рисование на воздушных шарах своего портрета.
| 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
февраль | 17. 18. 19. | Вообразилия. Что в тебе и во мне общего. Итоговое занятие: «Загадочный зоопарк». | 4 ч. 2 ч. 2 ч. |
март | 20. 21. 22. 23. | «Я и другие». Что значит быть другом. Дружба. Письмо другу. Я и мои друзья. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
апрель | 24. 25. 26. 27. | Давайте подружимся. Ссора. Как помириться. Заключительное: «Коммуникативные игры».
| 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
май | 28. 29. | Вторичное обследование детей: Скрининг. Индивидуальное обследование. | 2 ч. 6 ч. |
Пояснение: 1 уч.час = 1 акад.час = 20 мин. Всего: 72 ч.
.
Старшая группа
Месяц | № п/п | Тема встречи | Учебные часы |
Сентябрь | 1. 2. 3. 4. | Первичное обследование детей: Скрининг Индивидуальное обследование «Я среди других (Школа 2100)». Я – уникален (глаза, волосы, рост, вес, ладонь, ступня…) Мы все разны ИлиЧем мы похожи и чем отличаемся друг от друга. Что я люблю… (есть, делать, играть…) | 3 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. |
Октябрь | 5. 6. 7. 8. | Моя семья Мои друзья Мои сказочные сны Мои мечты | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Ноябрь | 9. 10. 11. | Город Дружбы. (Заключительная встреча). «В мире чувств». Ознакомление с эмоциями. Ганичева, сказка «Про чувства». Робость | 4 ч. 2 ч. 2 ч. |
Декабрь | 12. 13. | Радость – грусть. Зависть | 6 ч. 2 ч. |
Январь | 14. 15. 16. | Обида Злость Страх – 1. | 2 ч. 4 ч. 2 ч. |
Февраль | 17. 18. 19. | Страх – 2. Удивление (интерес, любопытство). Самодовольство (хвастовство) – гордость. | 4 ч. 2 ч. 2 ч. |
Март | 20. 21. 22. 23. | Стыд, вина. Лень. Ябедничество. Жадничество (сластена). | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Апрель | 24. 25. 26. 27. 28. | Обманщик. Отвращение, брезгливость. Несловесное общение (День открытых дверей). Несловесное общение – 2 (листовая работа, н/п игра) Творческая мастерская «Взлохмаченные человечки». | 2 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. |
Май | 29. 30. 31. | Коммуникативные игры. Вторичное обследование детей: Скрининг Индивидуальное обследование. | 4 ч. 3 ч. 1 ч. |
Всего : 72 ч.
Пояснение: 1 уч.час = 1 акад.час = 25 мин.
Подготовительная группа
Месяц | № п/п | Тема встречи | Учебные часы |
Сентябрь | 1. 2. | Первичное обследование детей: Скрининг Индивидуальное обследование | 2 ч. 6 ч. |
Октябрь | 3. 4. 5. 6. 7. | Социально-психологическая подготовка к школе С.А.Козлова. Мое имя, дом, семья. (стр. 5 – 10, 11) Для чего нужны руки, ноги. (стр. 12 – 14) Что ты знаешь о своих глазах. (стр. 18 - 20) Я умею управлять собой, думать. (стр. 15 -17, 21 – 27) Что такое воспитанный человек (стр. 28 – 30) (как сделать, чтобы в школе тебя полюбили?) (стр. 40 – 46) | 2 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 2 ч. |
Ноябрь | 8. 9. 10. 11. | Что такое школа?: Твоя дорога в школу. Что нужно ученику в школу? (стр. 30 - 35 ) Который час? или Режим дня. (стр.36 -38 ) Я и Мой мир. Карлин Флойд. Как работает мозг? или Мой мир (образ мира) Основные потребности. Жизнь. | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Декабрь | 12. 13. 14. 15. | Основные потребности счастья: Любовь (окруж. меня люди). Оснвные потребности счастья: Сила (гордость). Основные потребности счастья: Свобода (сам приним. реш.) Основные потребности счастья: Радость (развлечения). | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Январь | 16. 17. 18. | Заключительное . Мои главные потребности и желания. Как я познаю реальный мир, или 5 чувств познания. (стр.24-29) Шар, в котором заключены наши знания. . (стр.30-33) | 4 ч. 2 ч. 2 ч. |
Февраль | 19. 20. 21. 22. | Картинки с красными, желтыми, зелеными лампочками. (стр34-38). Краснолампочковые слова. (стр.41-42) Радиостанция ХДОП. Что я ХОЧУ. . (стр.43-45) Как я ДЕЛАЮ, или Мои «колеса поведения». . (стр.46-47) | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Март | 23. 24. 25. 26. | Моя ОЦЕНКА. . (стр.48-50) Что я ПЛАНИРУЮ. . (стр.51) Мой план. . (стр.52-55) Извинения. . (стр.56) | 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. |
Апрель | 27. 28. | Вторичное обследование детей: Скрининг Индивидуальное обследование | 4 ч. 4 ч. |
Май | 29. | Коммуникативные игры | 8 ч. |
Всего : 72 ч.
Пояснение: 1 уч.час = 1 акад.час = 30 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
О роли воспитателя в социально личностном развитии детей дошкольного возраста.
Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально - личностному развитию детей. Социализация детей сегодня - этопроц...
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастных группах малокомплектного сельского детского сада»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В настоящее время о...
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»
«Актуальность и система работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста в разновозрастной группе малокомплектной сельской дошкольной группы»...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Индивидуальный образовательный маршрут, как средство развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности (формирование элементарных математических представлений)
В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят п...
Консультация для педагогов «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как путь формирования экологической культуры»
Консультация для педагогов«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как путь формирования экологической культуры»...