План по самообразованию воспитателя А. К. Имашевой
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
План по самообразованию воспитателя А. К. Имашевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upravlenie_obrazovaniya_administratsii_shapka_po_samoobrazovaniyu.docx | 40.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Советского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение –
д\с «Тополек» с. Александровка Советского района Саратовской области
413222, Саратовская область, Советский район, с. Александровка, ул. Школьная, д.17.,
т. 8(845-66)6-41-68, E-mail – alexandrovka.topolek@yandex.ru
Подготовительная группа
«Кораблик»
План работы по самообразованию
Воспитателя
А.К.Имашевой.
2015 – 2016 уч.год.
Актуальность.
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, придумывать сказки. Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Мозговая деятельность ребёнка образна, красочна, богата ощущениями, звуками и формами, как говорил К.Д. Ушинский, поэтому народное творчество оказывает на ребёнка такое яркое впечатление.
Народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками.
Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Изучив программу воспитания и обучения «От рождения до школы», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
С чего я начала?
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы», систематизировала полученные знания.
Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательной области «Художественное творчество», включающий в себя и анкетирование родителей. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой.
Проанализировав всё выше сказанное, я пришла к данной теме самообразования. И она звучала так: «Знакомство с народным творчеством,
как средство развития
художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.»
Форма
Индивидуальный план работы по самообразованию
ФИО | Имашева Альфия Кабдракимовна |
Образование | среднее – профессиональное, в 2009 году окончила Саратовский областной социально – педагогический колледж по специальности « Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области немецкого языка 1 – 4 классов» |
Стаж | 3 г.3 мес. |
Квалификационная категория | 1-я категория |
Тема самообразования | «Знакомство с народным творчеством, как средство развития художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет» |
Форма
| Кружок |
Цель : | Развить у ребёнка творческие способности через приобщение его к русскому народному прикладному искусству. |
Задачи: | 1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью. 2. Формирование обобщённых знаний и умений: • Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов) ; • Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиций. 3. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. |
Задачи поставленные перед воспитателем: | - Изучить научную, учебно - методическую литературу по вопросу русских народных промыслов. |
Формы представления результатов самообразования: | - Доклады; - консультации; - семинары; - проведение мероприятий; -Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках». |
Месяц | Содержание работы. |
Сентябрь | 1.Беседа с детьми на тему: «Золотая хохлома» Цель: продолжать знакомить детей с историей народных промыслов. Учить различать народные промыслы (Хохломские, Дымковские, Филимоновские изделия. Просмотр компьютерной презентации «Глиняная народная игрушка» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме. Взаимодействие с музыкальным руководителем: пение русских народных песен |
Октябрь | 1.Оформление уголка для кружка «Знакомство с народным творчеством» Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти перпендикулярные, параллельные и наклонные полоски, ломаные линии и елочки. 8. Мастер класс для педагогов по ручному труду: «Использование шерстяных ниток для украшения Филимоновских игрушек» |
Ноябрь | 1.Рисование «Разноцветные орнаменты», « Узор на ковре». «Филимоновские барышни». Знакомство с «Городецкой росписью». Цель: закреплять умение ритмично располагать узоры на полосе,знакомимся с городецкими узорами. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью. |
Декабрь | 1.Подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки». 7.Взаимодействие с музыкальным руководителем: подготовка к музыкальному развлечению «Зимние посиделки». |
Январь | 1.Музыкальное развлечение для родителей «Зимние посиделки». Цель: учить детей использовать ранее полученные знания и навыки о Филимоновской росписи. Совершенствовать умения на знакомых силуэтах составлять композицию из элементов – ёлочка, полоски, цветок. Воспитывать инициативу, самостоятельность, активность. |
Февраль | 1.Беседа о происхождении «Дымковской игрушки», рассматривание особенностей орнаментов и цветовой гаммы изделий. |
Март | 1.Чтение русской народной сказки о богатыре Иване Цель: Учить детей расписывать узорами игрушку-силуэт по народным (дымковским) мотивам. Использовать разные элементы росписи (прямые линии, волнистые, точки, кольца, круги, овалы). Дымковской барыни. |
Апрель | 1.Чтение стихов о дымковской игрушке. |
Май | 1.Оформление итоговой выставки работ по декоративному рисованию. |
Подведение итогов.
Разработан план на один учебный год кружка
«Знакомство с народным творчеством,
как средство развития
художественно – творческих способностей детей 5- 6 лет.» рассмотрен на педсовете и принят.
Оформлен мини уголок народного творчества;
В результате работы по теме самообразования у большинства детей повысился интерес к народному творчеству;
Расширилось представление о влиянии народного творчества на развитие ребенка.
Изучение литературы:
1. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуру. – М., 1983 г.
2. Ред. Некрасовой М. А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995 г.
3. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М., 1992г.
4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984 г.
5. Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н. Художественные промыслы России. – М., 1999 г.
6. Ред. Станицкий А. В. Народные художественные промыслы. – М., 1993г.
7. Супрун Л. Я. Резьба и роспись но дереву. – М., 1993 г.
8. Уткин П. И., Королёва Н. С. Народные художественные промыслы. – М., 1992 г.
Посещение городских художественно-эстетических методических объединений
Пополнение материалов для непосредственно образовательной деятельности
-Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»;
-Оборудования для нетрадиционного рисования (кисти, краски) ;
-Набор матрёшек;
-Расписные тарелочки.
Просмотр материалов и методических рекомендаций на сайте по дошкольному образованию.
1. «Электронная библиотека книг» http://www.knigka.info
2. «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru
Работа с родителями:
1. Консультация на тему «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
2. Выставка поделок «Народные умельцы».
Творческий отчёт о проведённой работе.
Приложение.
Оцените себя по 9-балльнон шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Предложите также оценить себя коллегам по этой карте. Сравните результаты и сделайте выводы.
Тестовый материал
Карта самооценки готовности к самообразовательной деятельности
I. Мотивационный компонент (9 – 81 балл)
- Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности
- Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии
- Чувство долга и ответственности
- Любознательность
- Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности
- Потребность в психолого-педагогическом самообразовании (ППСО)
- Потребность в самопознании
- Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для вас видов деятельности
- Уверенность в своих силах
II. Когнитивный компонент (6 – 54 балла)
- Уровень общеобразовательных знаний
- Уровень общеобразовательных умений
- Уровень педагогических знаний и умений
- Уровень психологических знаний и умений
- Уровень методических знаний и умений
- Уровень специальных знаний
III. Нравственно-волевой компонент (9 -81 балл)
- Положительное отношение к процессу учения
- Критичность
- Самостоятельность
- Целеустремленность
- Воля
- Трудоспособность
- Умение доводить начатое до конца
- Смелость
- Самокритичность
IV. Гностический компонент (17 – 153 балла)
- Умение ставить и разрешать познавательные задачи
- Гибкость и оперативность мышления
- Наблюдательность
- Способность к анализу педагогической деятельности
- Способность к синтезу и обобщению
- Креативность и ее проявления в педагогической деятельности
- Память и ее оперативность
- Удовлетворение от познания
- Умение слушать
- Умение владеть разными типами чтения
- Умение выделять и усваивать определенное содержание
- Умение доказывать, обосновывать суждения
- Умение систематизировать, классифицировать
- Умение видеть противоречия и проблемы
- Умение переносить знания и умения в новые ситуации
- Способность отказаться от устоявшихся идей
- Независимость суждений
V. Организационный компонент (7 – 63 балла)
- Умение планировать время
- Умение планировать свою работу
- Умение перестраивать систему деятельности
- Умение работать в библиотеках
- Умение ориентироваться в классификации источников
- Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации
- Умение владеть различными приемами
VI. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности (5 – 45 балов)
- Самооценка самостоятельности собственной деятельности
- Способность к самоанализу и рефлексии
- Способность к самоорганизации и мобилизации
- Самоконтроль
- Трудолюбие и прилежание
VII. Коммуникативные способности (5 – 45 баллов)
- Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег
- Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании
- Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего обучаемых)
- Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий
- Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности
Обработка и интерпретация результатов теста
По каждому из 7 факторов педагогического саморазвития подсчитать общее количество баллов. Об уровне парциальной сформированности и готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели, приведенные в таблице.
Компоненты профессионально-педагогического саморазвития (ППс) | Уровни ППС (в баллах) | |||
Низкий | Средний | Высокий | ||
Мотивационный | 35 и менее | 36-54 | 55 и более | |
2 | Когнитивный | 23 и менее | 24-36 | 37 и более |
3 | Нравственно-волевой | 35 и менее | 36-54 | 55 и более |
4 | Гностический | 67 и менее | 68-108 | 109 и более |
5 | Организационный | 27 и менее | 28-42 | 43 и более |
6 | Способность к самоуправлению | 19 и менее | 20-30 | 31 и более |
7 | Коммуникативный | 19 и менее | 20-30 | 31 и более |
Источники
- Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.421-424.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самообразованию воспитателя
Материал представляет собой план работы воспитателя по самообразованию за период учебного года...
План по самообразованию воспитателя
Воспитатель _______группы № __МБДОУ «Детский сад № __»Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском с...
План профессионального самообразования воспитателя на тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи.Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- научить детей различать ос...
Презентация плана по самообразованию воспитателя высшей категории, почетного работника общего образования Российской Федерации Шрамковой Г.Д. Тема: "Значение мелкой моторики в развитии речи у младших дошкольников"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
План работы по самообразованию Воспитателя А.К.Имашевой.
План работы по самообразованию...
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: " Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, повысить собственный профессиональный уровень по этому вопросу....
План по План по самообразованию воспитателя
1. Образование - Высшее2. Квалификация – первая категорияя2. Тема самообразования: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников3. Работ...