Методики, направленные на измерение гендерной устойчивости дошкольников
материал по теме

Жирова Екатерина Николаевна

Представленные методики позволят педагогу выявить уровень сформированности гендерной устойчивости у дошкольников по трем показателям: полоролевая идентификация, сформированность представлений детей о специфике использования предметов в соответствии с полоролевым поведением, полоролевая воспитанность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki.doc634 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, направленные на измерение гендерной устойчивости дошкольников

  1. Стандартизированная беседа «Мальчики и девочки»  по Н.Е. Татаринцевой

Цель:  выявление представления детей об особенностях образа «Я» в соответствии с гендерной принадлежностью.

Содержание беседы с дошкольниками

1. Как тебя зовут?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Мальчик и девочка – одинаковые или разные?

4. В какие игры играют мальчики, а в какие – девочки?

5. С кем интереснее играть – с мальчиками или девочками?

6. Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

7. Когда вырастешь, будешь мамой или папой  (тётей или дядей)?

8. Кто в семье самый сильный?

9. Кто в семье создает уют в доме?

10. Что в семье делают папа и мама?

Ответы детей фиксировались в протоколе. При последующем анализе за каждый верный ответ детям начислялся 1 балл.

Оценка результатов беседы:

  • 9-10 баллов – высокий уровень сформированности представлений о гендерной принадлежности;
  • 5-8 баллов – средний уровень сформированности представлений о гендерной принадлежности;
  • 0-4 балла – низкий уровень сформированности представлений о гендерной принадлежности.

2. Тестовое задание «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные карточки с изображением игрушек (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в красную — игрушки для мальчиков, в синюю — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.

Оценка результатов тестирования:

 Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Описание: 4I2K6HKCHUA.jpgОписание: 4VR5GJrl1N4.jpgОписание: 9HwiCKLw2ds.jpgОписание: fGrFFQ-d3H4.jpgОписание: g7vB1Kfi1p4.jpgОписание: HWfXClPM8_A.jpgОписание: kpCh3p0Id6M.jpgОписание: KWVKiMqSbEo.jpgОписание: L7pyPRuagj0.jpgОписание: lfdtKBaHAik.jpgОписание: mPFXDT-ba10.jpgОписание: nwHdN0teMIQ.jpgОписание: OGOwedH1LAo.jpgОписание: pYz5h81dcDc.jpgОписание: qEvMrvigZfA.jpgОписание: rzPwr6z_xXY.jpgОписание: yCokBeppDJs.jpgОписание: zoXhnF-P_yk.jpg

  1. Стандартизированное наблюдение по И.П. Шелухиной

Цель: определение соответствия поведения детей в естественных условиях жизнедеятельности мужским и женским признакам и качествам личности.

В ходе наблюдения отслеживались:

1. Сформированность представления дошкольников о своём гендерном образе;

2. Сформированность представления о различиях полов;

3. Наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

4. Сформированность представлений от элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и к сверстникам своего и противоположного пола;

5. Наличие качеств мужественности и женственности;

6. Постоянство в проявлении способов поведения, соответствующих гендерной принадлежности, в различных ситуациях жизнедеятельности.

Оценка показателей полоролевой воспитанности детей осуществлялась по следующим критериям:

  • наблюдаемые характеристики преимущественно оцениваются 3 баллами – высокий уровень соответствия поведения ребенка его гендерной принадлежности;
  • наблюдаемые характеристики преимущественно оцениваются 2 баллами – средний уровень соответствия поведения ребенка его гендерной принадлежности;
  • наблюдаемые характеристики преимущественно оцениваются 1 баллом – низкий уровень соответствия поведения ребенка его гендерной принадлежности.

Наблюдение

(критерии полоролевой воспитанности дошкольников)

Высокий уровень:

  • представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
  • адекватные представления о различиях полов (во внешности, в поведении (дети знают, что мальчики и мужчины должны быть смелыми, честными, храбрыми, не должны постоянно и по любому поводу плакать, быть защитниками и т.д., девочки должны быть добрыми, ласковыми понимающими, отзывчивыми, заботливыми, не должны драться, должны носить платья, юбки и т.д.);
  • наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры (интерес к поведенческим проявлениям взрослых своего и другого пола, интерес к внешнему виду взрослых, интерес к поведению взрослых в семье, интерес к социальным ролям взрослых в зависимости от пола);
  • наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола (признаки женственности – отсутствие излишней суеты, ориентация на взаимоотношения, предпочтение игрушек для девочек (настольные игры, куклы мягкие игрушки и т.д.), предпочтение женской одежды, прически, аккуратность, отсутствие желания руководить, ориентация на «девичьи» игры (дочки – матери и т.д.), отсутствие потребности во вступление в конкуренцию, низкий уровень агрессивности, женственные манеры (движения тела, поступь, эмоциональность, жестикуляция, звук голоса, мимика, смех); признаки мужественности – храбрость, смелость, самостоятельность, непосредственность, простота, уважительное отношение к девочкам и женщинам, целеуствемленность, настойчивость, внешний вид);
  • наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности (представлено выше);
  • постоянство проявления мужского (женского) поведения в различных реальных и игровых ситуациях (девочки: скромность, нежность, мягкость, терпение, умение мирно разрешать конфликтные ситуации; мальчики: способность постоять за себя, выносливость, эмоциональная устойчивость, культура поведения по отношению к девочкам).

Средний уровень:

  • представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • представления о различиях полов частичные – о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
  • фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
  • наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
  • отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

  • представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • отсутствие представлений о различиях полов;
  • отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
  • проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания

Методика диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Игры, направленные на развитие психологической устойчивости

Рекомендации педагогам и родителям по организации игр для развития у детей психологической устойчивости....

Игровые методики, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. В данной публикации представлены коммуникативные упражнения, которые просто необходимы тр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Консультация для воспитателей «Диагностические методики, направленные на выявление знаний у дошкольников о здоровье»

Цель консультации: познакомить воспитателей с методиками диагностики знаний дошкольников о здоровье и объяснить, как они могут быть использованы для оценки уровня осведомлённости детей в этой области....