«Педагогические ситуации» в рамках программы «Давайте жить дружно» (Выступление на педсовете)
учебно-методический материал (средняя группа)
«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого».
Древнеиндийское выражение.
Мне ближе наше народное - «конструктивное»: «Лучше худой мир, чем добрая ссора».
Но, с учетом своей профессии, самое жизнеутверждающее – «Давайте жить дружно!»
В реальности же мы часто конфликтуем, тем самым, усложняя жизнь себе и нашим ближним.
Это в нашей профессии относится, к сожалению, и к конфликтам с родителями.
В большинстве случаев они возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей.
Но пусть это будут конструктивные конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию
взаимоотношений.
Главная и непростая задача воспитателя – найти правильный выход из конфликтной ситуации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Педагогические ситуации» в рамках программы
«Давайте жить дружно»
(Выступление на педсовете)
«Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого». Древнеиндийское выражение.
Мне ближе наше народное - «конструктивное»: «Лучше худой мир, чем добрая ссора».
Но, с учетом своей профессии, самое жизнеутверждающее – «Давайте жить дружно!»
В реальности же мы часто конфликтуем, тем самым, усложняя жизнь себе и нашим ближним.
Это в нашей профессии относится, к сожалению, и к конфликтам с родителями. В большинстве случаев они возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей. Но пусть это будут конструктивные конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Главная и непростая задача воспитателя – найти правильный выход из конфликтной ситуации.
Чтобы расположить к себе собеседника, стараюсь использовать рекомендации психологов:
применять «Правило трех плюсов»: + Улыбка + Имя собеседника.+ Комплимент (лучший комплимент для родителей – похвала их детей).
не использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает противную сторону к психологической защите в виде «нападения».
лучше использовать метод «Я-сообщения», выразив свои чувства, например: « Мне жалко, что…».
не брать всегда «огонь на себя», предлагать обращаться к помощи специалистов (психологов), помня о границах своей компетенции.
и совершенно недопустима установка на родителя как на соперника: (поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенного человека).
важно помнить – родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.
Предложенные педагогические ситуации – наиболее часто встречающиеся в работе воспитателя. И способы их преодоления и предотвращения, в какой-то мере, «типичны, стандартно наработаны» воспитательским опытом (примерно одинаковые ответы при обмене мнениями с коллегами).
И они совпадают с основной стратегией поведения, выделенные наукой.
Примеры;
- Мама обращается с претензией к воспитателю, потому что ее ребенок не принимал активного участия в утреннике: «Почему моему … не дали читать стихи и роль в сценке? Это уже не в первый раз!»
Чтобы наладить контакт с родителем, следует всегда внимательно выслушать маму
Родители очень часто обижаются, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают ( прочитать стихотворение он пока стесняется, страшновато ему одному стоять перед полным залом).
Что на самом деле говорит родитель. Маме важно видеть успехи и достижения своего ребенка. Тем более, когда идет речь о таком публичном пространстве, как утренник в детском саду. Также такая реакция мамы может быть связана с оценкой ее как успешного родителя со стороны других родителей. Как на это реагировать…
Воспитателю нужно донести до родителя, что важно уважать желание ребенка не участвовать активно в утреннике. Объяснить ситуацию: «Мы так же, как и Вы, обеспокоены тем, что Мише, пока с трудом, даются выступления. Знаем, что он выучил стихотворение, жаль, что не захотел его рассказать. Ищем разные способы, как его привлечь. Готовы Вас выслушать, чтобы вместе помочь Мише выступать на праздниках».
И : «Пожалуйста, не переживайте, ваш ребенок обязательно будет участвовать во всех наших утренниках: дать стихотворение – не входит в основной сценарий, но соответствует теме и, если не захочет «выступить индивидуально» : «Давай расскажем вместе» - и если ребенок молчит, а «говорит воспитатель» - родителю этого «достаточно» ).
2. Мама, забирая ребенка из детского сада, не может найти «домашнюю» игрушку и обращается к воспитателю: «..., у нас опять пропала игрушка! Саша пришел сегодня с роботом, и где он? Вы не видели? Куда все девается?...»
Вопрос домашних игрушек в группе детского сада – один из самых частых. На первой встрече с родителями нужно обсудить правила и договориться, что можно приносить в группу, а что нет. Например, игрушки, которые представляют большую материальную ценность, памятные вещи не стоит давать, потому что они могут сломаться или потеряться. Оформить памятки для родителей с правилами на эту тему, разместить информацию на стенде, своей странице на сайте. Отдельно следует уделить внимание конфликтам между детьми в группе, когда игрушка ломается, теряется или «пополам никак не делится.
Что на самом деле говорит родитель. Слова мамы о том, что игрушек, которые ребенок приносил в детский сад, было уже много, позволяют сделать вывод: сама игрушка не представляет какую-то ценность для мамы. Однако ее слова имеют претензионный оттенок. Для ребенка эта игрушка может иметь разное значение. Возможно, это очередной подарок, который он принес в группу, чтобы быть принятым в игру или обменяться. Бывает, что родители утром дают ребенку игрушку, чтобы избежать слез при сборе в детский сад или при расставании Данную ситуацию нужно внимательно рассмотреть. Можно задать уточняющие вопросы об игрушке: как выглядит игрушка, как часто ребенок берет ее поиграть на улице и в детский сад, не оставил ли он ее сегодня дома. Можно предложить вместе с ребенком поискать игрушку на площадке или в группе вместе с другими детьми, превратив это в игру-приключение. (Это и моя «основная позиция» в данной ситуации, с «индивидуальными вариациями»).
3. Мама выражает недовольство тем, что ребенка заставляли спать: «Оля мне пожаловалась, что ее заставляют спать в тихий час. Она прекрасно засыпает, если посидеть рядом и почитать ей книжку, мы всегда так делаем дома! Неужели Вам это сложно сделать?...»
Процесс засыпания у детей происходит по-разному: кто-то нуждается при засыпании в определенных педагогических воздействиях: засыпает мгновенно, положив голову на подушку, кому-то нужно поворочаться, выбрать удобную позу, кто-то засыпает под сказку, кто-то в тишине, кто-то не заснет без любимой игрушки и т. д. Некоторым следует помочь прикосновением, кому-то добрым словом. Сказать: «Закрой глазки и тихо-тихо полежи». Если постепенно узнать про индивидуальные особенности засыпания детей и постараться по возможности их учитывать, то трудностей со сном в группе не возникнет.
Что на самом деле говорит мама ребенка. Ей поступила жалоба от дочки, она реагирует. В форме претензии она выражает недовольство, потому что дома у них проблем со сном нет. Если прислушаться к словам мамы, то, возможно, будет слышаться тревога: «Дочке плохо и одиноко засыпать, меня нет рядом, и никто ей не может помочь». Она хочет сказать, что ребенку трудно засыпать одному и было бы хорошо, если бы воспитатель подошел к этому режимному моменту с душой. Как на это реагировать? Попросить рассказать, как засыпает ребенок дома, какие ритуалы сна приняты в семье. Очень важно поблагодарить маму за информацию и сказать, что теперь будут учитывать все эти моменты во время дневного сна. Например: «Да,…, спасибо, что пришли поговорить. Принимаю ваши пожелания: стараюсь всегда читать детям сказки перед сном. К сожалению, сегодня не получилось (были объективные причины). Не переживайте, мы также хотим, чтобы дети полноценно отдыхали в «тихий час» и все для этого делаем с любовью.
«Умение ладить с людьми приходит с усталостью от конфликтов».
(И в этом тоже «житейская» мудрость).
Но, самое главное - «Давайте жить дружно!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Давайте жить дружно"
Программа направлена на формирование навыков общения у дошкольников....
Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"."
Методические разработки в рамках проектной деятельности "Давайте жить дружно"....
Рабочая программа "Давайте жить дружно"
Рабочая программа "Давайте жить дружно"...
Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)
Конспект НОД: «По дороге дружбы» с детьми второй младшей группы (в рамках проекта «Давайте жить дружно»)...
Конспект интегрированного занятия с использованием игровых ситуаций для детей средней группы по духовно-нравсвенному воспитанию"Давайте жить дружно".
Конспект интегрированного занятия с использованием игровых ситуаций для детей средней группы по духовно – нравственному воспитанию «Давайте жить дружно» Блог воспитателя общеразвивающего детского сад...
КОНСПЕКТ Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта «Давайте жить дружно!»
Цель: упражнение детей в правильном поведении в типичных конфликтных ситуациях, в поиске компромиссного решения; закрепление умения уступать друг другу и считаться в игре не только...