Обеспечение психологической комфортности в группе младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Карташева Светлана Сергеевна

Детский сад -это второй дом для ребенка. Как и что мы, педагоги, можем и должны сделать для того, чтобы ребенок чувствовал  в саду уют, тепло, востребованность и любовь?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение психологической комфортности в группе младшего дошкольного возраста.

Психологическая комфортность - это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Для ребенка  - это  такое состояние, которое  указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые ребенком, находясь в детском саду;

Детский сад – особое место для ребенка. "Сад" – место "сияния", взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз. Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить, какая атмосфера в группе. Это  атмосфера раскованности или закрытости, спокойcтвия  или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. 

Атмосфера психологической комфортности  в группе  определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми. Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему и ребенка и взрослого. Как же создать спокойную обстановку?

Прежде всего, мы сами должны быть спокойны и доброжелательны. Необходима ровная манера поведения с детьми.  Необходимо отслеживать свое психологическое состояние  для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости, не допускать психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит  то, что тычет, талдычит, жучит…»

Поэтому, необходимо говорить не громко и не слишком быстро.

 Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следить за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает.

Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность

-Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

-Не навреди! Ищи в детях хорошее.

-Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.

-Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.

-Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

-Не оскорбляй ребенка ни при каких обстоятельствах.

-Хвали в присутствии коллектива.

-Оценивай поступок, а не личность.

  -Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него,    хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

 Для того, чтобы каждому ребенку в группе было комфортно, надо принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

 Плохих детей нет. Есть плохие педагоги и родители. Дети не сами такие на свет народились.. . дети - это "промакашки" они копируют, то что они видят.. . они копируют наше поведение, они копируют поведение окружающих.. . да каждый из нас рождается уже с заложенными данными и характером и у каждого свои наклонности и в зависимости от окружающего нас мира, проявляются те или иные наклонности.. . так что это не дети плохие, а тот круг общения и поведения, который окружает их....

 2. Отношение между самими детьми 

Для положительных межличностных отношений, поддержания интереса детей к сверстникам,  необходимо использовать  различные игры и игровые упражнения, побуждающие детей говорить друг другу ласковые слова, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, делать друг другу приятное. Созданию доброжелательных отношений между детьми способствует  совместный просмотр детских работ, фотографий, беседы о родителях малышей.

Для разрешения и отвлечения детей от конфликтов между собой можно предложить

-поиграть в хороводные игры: «Пузырь», «Карусель», «Зайка беленький сидит», «Заинька попляши».

-  организовать совместные сюжетно-ролевые игры с куклами и другими игрушками: «Купаем куклу», «Оденем куклу на прогулку»;

-организовать рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в книгах;   коллективные работы художественного творчества;

- использовать театральную деятельность.

 С целью формирования доброжелательного отношения друг к другу можно использовать

- методику «У нас все хорошие». (Она проводится 2-3 раза в месяц не более 10 мин.). Воспитатель, собрав всех детей, коротко говорит о каждом ребенке, выделяя его положительные качества и добрые поступки. (Например, «Самой аккуратной во время обеда была Аня, ее салфетка самая чистая...»)

-методика - игра «Потопаем-похлопаем» формирует опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Воспитатель называет разные поступки, а дети их оценивают (например, «Есть снег» - топаем; «Покатать друг друга на санках? - похлопаем»)

-Еще один прием - это методика «Плохой заяц - это, кажется

про меня». Не называя имени провинившегося ребенка,  проигрываем ситуацию с игрушкой. Осуждение детьми действий персонажа подводит нарушителя к выводу: это он поступил не лучшим образом. Данный прием необходимо использовать сразу после того, как ребенок в чем-то провинился. 

-Разучивание стихотворений, потешек, мирилок;

Я люблю свой детский сад

В нем полным - полно ребят

Может - сто, а может - двести

Хорошо, когда мы вместе

Все на месте? Все мы тут?

Повернулись, оглянулись

И друг - другу улыбнулись.

-Упражнение: «Здравствуй»

Сейчас мы поприветствуем друг друга не совсем обычными способами.

Поздоровайтесь руками, плечами, спинками, щеками, пятками. Вот как весело мы поздоровались.

-«Утро радостных встреч», дети после выходных рассказывают: кто, чем занимался в выходные дни, где были, рады снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети с помощью воспитателя могут рассказать о событиях, которые произошли в детском саду в его отсутствие.

3.Окружающая обстановка, развивающая среда.

Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что ребенок-дошкольник знакомится с окружающим миром с помощью зрения, слуха, движений. Значит, все, что его окружает, должно развивать эти органы чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт. Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта

развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.  Поэтому при создании интерьера группы нужно ориентироваться на то, чтобы создать атмосферу тепла и мягкости, ведь это их второй дом, где будут жить взрослые и дети. Именно жить, а не обучаться или только играть. Важно, чтобы и дети, и все работающие в группе взрослые чувствовали себя уютно, спокойно в этом помещении.

4.Работа с родителями.

Работа с родителями  важна  для  создания  комфорта  в  группе.  Если  у родителей  возникает  недоверие, появляются  претензии,  то  это сильно  сказывается  на  работе группы. Многие из нас  сами растят детей или растили, тем не менее, находясь в позиции педагога, забываем о страхах и противоречивых чувствах, когда сами приходили в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание. Чего же хочет родитель от нас?

- Родителю хочется получить поддержку. Для них  важно признание того, что они действительно много делают для ребенка.

- Для родителя важно, чтобы педагог был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок воспитателю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.

- Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке.

- Родитель хочет получить от воспитателя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации.

Педагог должен стараться  подходить к  каждому  родителю  индивидуально,  со  вниманием.  Постоянно  обновлять  ширмы  с  различной  интересной  и  необходимой  информацией,

 фотовыставки  о  жизни  в  группе,  выставки  детских  рисунков  и  поделок,  привлекаем  родителей к участию  в  выставках  ДОУ,  в  создании  интересного интерьера  группы.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность  в своих силах,  в своей значимости и ценности для нас, взрослых.  

                                                   Воспитатель ГБДОУ77Санкт-Петербург

Фрунзенский район Карташева С.С.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская психологическая программа с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей»

              Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрес...

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание в группе младшего дошкольного возраста«Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»...

Картотека игр на психологическую разгрузку для детей младшего дошкольного возраста.

В картотеке собраны наиболее понравившиеся детям первой младшей группы игры на психологическую разгрузку....

Рекомендации для педагогов по созданию позитивного психологического климата в группе детей дошкольного возраста:

В дошкольном детстве соблюдение прав ребенка на охрану здоровья имеет особое значение, ведь здоровье зависит от эмоционального состояния детей. Именно поэтому, мной были разработаны рекомендации для п...

Рекомендации для педагогов по созданию позитивного психологического климата в группе детей дошкольного возраста

В данной статье я предлагаю рекомендации для педагогов по созданию позитивного психологического климата в группе детей дошкольного возраста...

Перспективное планирование "Обеспечение психологического благополучия с детьми среднего дошкольного возраста"

Для обеспечения эмоционального благополучия у детей среднего дошкольного возраста необходимо одно условие - это содание социальной ситуации....