ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ» Тема: «Масленица-кривошейка». Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи. Вид проекта: творческий.
проект (подготовительная группа) на тему
Цель: познакомить дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».
Задачи:
1. познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
2. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
3. воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenitsa_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ»
Тема: «Масленица-кривошейка».
Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.
Вид проекта: творческий.
Актуальность: Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Искусство способно вводить ребенка в мир природы, мир характеров окружающих его людей, в историю, мир красоты и нравственности. Одной из главных задач является необходимость донести до сознания детей, что они являются носителями русской национальной культуры, воспитание дошкольников в национальных традициях. Для этого нужно обратиться к истокам русской культуры и в, первую очередь, к фольклору.
Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Поэтому очень важно привить любовь к народному творчеству в детстве….
В своей деятельности мы используем жанры, доступные для детей: потешки, заклички, пословицы, народные игры, сказки. Познавательно-речевую активность осуществляем посредством изучения русской народной культуры.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Цель: познакомить дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».
Задачи:
1. познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;
2. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;
3. воспитывать любовь к Родине, ее традициям.
Основные направления реализации проекта:
- Беседы о днях недели масленицы, обычаях и традициях провода зимы и встрече весны русского народа,
- Музыкальное занятие, посвящённое русским народным масленичным песням.
- Изобразительная деятельность с продуктивной деятельностью: аппликация «Солнышко», рисунок «Солнце улыбается», лепка блинов из пластилина.
- Праздник «Масленица» (в музыкальном зале).
- Русские народные забавы на улице.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по сбору материала и иллюстраций по теме «Масленица». Подобрать детскую и познавательную литературу, картины, иллюстрации, видеоматериал, музыкальный материал.
- Чтение и заучивание русских народных потешек, закличек по теме.
- Прослушивание и исполнение русских народных масленичных песен.
- Разучивание подвижных игр «Золотые ворота», «Горшок», «Сидит Ваня на лугу», «Идёт матушка Весна».
- Разработка папки передвижки «Маслена-неделя в гости прилетела».
- Информационный материал для родителей на стенд.
- Подготовка совместно с родителями костюмов, декораций, оборудования и угощения для праздника.
- Изготовление чучела Масленицы из подручных материалов и установление ее в группе, а во время народных забав – на участке.
Обеспечение:
- Специальная методическая литература.
- Аудио и видеозаписи по теме.
Предполагаемый результат:
- устойчивый интерес к культуре русского народа;
- знание детьми устного народного творчества, песен, игр.
Продукт проектной деятельности:
Оформление выставки детских рисунков «Солнце улыбается»
Заканчивается проект проведением праздничного гуляния на участке детского сада, с народными играми, забавами.
Ход:
Дети играют в игрушки. Начинает звучать народная песня, в исполнении детского коллектиа «Выпадала мать-пороха».
Восп.: Ой, ребята, какая песня знакомая звучит, про что это? (про Масленицу!) Да и вправду, Масленица. Неделя-то нынче масляная! А давайте поиграем в Масленицу? Удобно нам будет играть, игрушки-то не убраны? (убрать игрушки) Предлагаю собраться вокруг Масленицы (чучело). Дети быстро убирают игрушки и становятся вокруг Масленицы. Воспитатель запевает, дети подхватывают:
Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько:
С блинцами, с каравайцами, с вареничками.
С сыром, маслом, калачом да печёным яйцом!
В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.
А помнит, как называется первый день масленичной недели? (встреча). Конечно, встреча!
Восп.: Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка!(3 раза) У-у-у! (бубен)
Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько !(3 раза)У-у-у! (бубен)
Восп.: Вот и к нам масленица пришла. Как вы знаете, её празднуют всю неделю. И всю неделю пекут…(блины). Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму, а встречает…(весну).
Восп.: Каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который, как вы правильно сказали, называется «встреча». А кто с кем встречается? (зима с весной). А что мы с вами делали, когда встречали Масленицу? (чучело). Вот она, наша Масленица! Помните, как мы её делали всей группой? А кто такая Масленица? (Масленица – символ уходящей зимы).
Ребенок: Ой, да Масленица во двор въезжает,
Ой, да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
Восп.: А после встречи Масленицы, какой день начинался? (Следом за понедельником, «встречей» шёл вторник) Кто запомнил, как он называется? («заигрыши»). На что похоже это слово? (на игру)
А чем занимались в этот день? (начинали кататься с гор, строили снежные крепости, артисты давали уличные представления, устраивали веселые концерты, скоморохи пели весёлые частушки).
А какие народные игры вы знаете? А в какие любите играть?
Может сыграем в игру «Звонарь»? (бубен) сначала нам надо выбрать ведущего. Какие считалочки вы знаете? (ответы детей). Отлично!
Ребенок: Я возьму себе дуду
И по улице пойду,
Громче дудочка гуди,
Мы играем, ты – води!»
Игра «Звонарь»
Ведущий ходит вокруг Масленицы с бубном и собирает себе в колону детей, к кому он подходит, тот становится позади ведущего:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Все вместе: Маслена масленица,
Мы с зимой прощаемся,
На санях катаемся,
Блинами объедаемся!
Понравилась игра? Здорово поиграли!
Восп.: Сегодня какой день недели? (среда). Среда в масленице называлась «лакомка». Вот сегодня у нас «лакомка». В среду ваши папы – приходили в гости на блины к тёщам – маминым мамам.
Ребенок: Ой, ты лакомка-среда!
Масляна сковорода!
По законам старины –
Едем к тёще на блины!
Восп.: В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, также пекли блины.
А почему же блины главное лакомство масленицы?
Подсказка: На что похож блин? (На солнце)
Сравните его с солнышком. (круглый, жёлтый, горячий)
Из какой муки можно испечь блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной)
С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)
Молодцы, много вы знаете про блины! А блинную разминку проведём? (Дети проводят разминку – стихотворение с движениями, которые они придумали и уже выучили)
Их готовить нелегко:
Яйца, соль и молоко,
Сахар, дрожжи и мука -
Всё взбивается слегка
Деревянным круглым пестом
В жидкое сырое тесто.
В сковородке выпекаем -
Сладким мёдом поливаем
Или сыром посыпаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные блины!
Восп.: У меня есть идея! Давайте сделаем украшение для блинов? Присаживайтесь за столы. Поделка-украшение для блинов «Солнышко».
Нам понадобятся зубочистки со срезанными концами, клей-карандаш, два квадрата из красной и жёлтой бумаги, ножницы и фломастеры. Из квадрата делаем круг, срезая уголки, затем другой круг, поменьше. Намазываем зубочистку клеем и прикладываем к большому кругу. Теперь намазываем меньший круг клеем и прикладываем к большему. Всё, украшение готово! Во время поделки проговорить попевки:
Бабушка для деток
Испекла салфеток,
А салфетки из муки
Получаются тонки.
Знают внуки-шалуны,
Что салфетки те … (блины)
Жёлтый, вкусный, ароматный
И на вкус такой приятный!
Словно солнышко горит,
Скушать быстренько манит,
Только мама испечёт,
А он прыг и прямо в рот!
Ой, ребята, посмотрите всем поделки достались? Кому-то не хватило, что же делать? Давайте ещё сделаем! После того как все сделают поделки, выходят в круг и все вместе запевают:
Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка!(3 раза) У-у-у! (бубен)
Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько !(3 раза)У-у-у! (бубен)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия образовательной деятельности для детей подготовительной группы ТЕМА «Восточный календарь» Образовательная область:"Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие
КОНСПЕКТ занятия по художественно- этетическому воспитанию для детей подготовительной группы ТЕМА:" Восточный календарь" Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитиеОбразовател...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие для средней группы на тему: «Космическое путешествие»
Цель: познакомить и сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:ОбразовательныеПродолжать знакомить детей с историей развития космонавтикиДать первоначальные сведения о планетах, ...
Конспект открытого педагогического мероприятия на тему: "Дары Осени" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" /старшая группа/
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в старшем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с признаками осенних явлений природы и жизни людей....
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «А» Тема: «Правила дорожные детям знать положено» (образовательная область «познавательное развитие», «художественно – эстетическое развитие»)
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по ПДД в старшей группе...
Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме: «Обрядовые и обереговые куклы». Образовательная область: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. (Подготовительная группа)
В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы ...
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..
Технологическая карта мероприятия НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа) на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...