ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ» Тема: «Масленица-кривошейка». Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи. Вид проекта: творческий.
проект (подготовительная группа) на тему

Яцкевич Евгения Константиновна

Цель: познакомить дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».

Задачи:

1. познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

2. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

3. воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ»

Тема: «Масленица-кривошейка».

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.

Вид проекта: творческий.

Актуальность: Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил бы себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Искусство способно вводить ребенка в мир природы, мир характеров окружающих его людей, в историю, мир красоты и нравственности. Одной из главных задач является необходимость донести до сознания детей, что они являются носителями русской национальной культуры, воспитание дошкольников в национальных традициях. Для этого нужно обратиться к истокам русской культуры и в, первую очередь, к фольклору.

        Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Поэтому очень важно привить любовь к народному творчеству в детстве….

        В своей деятельности мы используем жанры, доступные для детей: потешки, заклички, пословицы, народные игры, сказки. Познавательно-речевую активность осуществляем посредством изучения русской народной культуры. 

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Цель: познакомить дошкольников с русским обрядовым праздником «Масленица».

Задачи:

1. познакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

2. развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

3. воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

Основные направления реализации проекта:

  • Беседы о днях недели масленицы, обычаях и традициях провода зимы и встрече весны русского народа,
  • Музыкальное занятие, посвящённое русским народным масленичным песням.
  • Изобразительная деятельность с продуктивной деятельностью: аппликация «Солнышко», рисунок «Солнце улыбается», лепка блинов из пластилина.
  • Праздник «Масленица» (в музыкальном зале).
  •  Русские народные забавы на улице.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по сбору материала и иллюстраций по теме «Масленица». Подобрать детскую и познавательную литературу, картины, иллюстрации, видеоматериал, музыкальный материал.
  • Чтение и заучивание русских народных  потешек, закличек по теме.
  • Прослушивание и исполнение русских народных масленичных песен.
  • Разучивание подвижных игр «Золотые ворота», «Горшок», «Сидит Ваня на лугу», «Идёт матушка Весна».
  • Разработка папки передвижки «Маслена-неделя в гости прилетела».
  • Информационный материал для родителей на стенд.
  • Подготовка совместно с родителями костюмов, декораций, оборудования и угощения для праздника.
  • Изготовление чучела Масленицы из подручных материалов и установление ее в группе, а во время народных забав – на участке.

Обеспечение:

  • Специальная методическая литература.
  • Аудио и видеозаписи по теме.

Предполагаемый результат:

- устойчивый интерес к культуре русского народа;

- знание детьми устного народного творчества, песен, игр.

Продукт проектной деятельности:

Оформление выставки детских рисунков «Солнце улыбается»

Заканчивается проект проведением праздничного гуляния на участке детского сада, с народными играми, забавами.

Ход:

Дети играют в игрушки. Начинает звучать народная песня, в исполнении детского коллектиа «Выпадала мать-пороха».

Восп.: Ой, ребята, какая песня знакомая звучит, про что это? (про Масленицу!) Да и вправду, Масленица. Неделя-то нынче масляная! А давайте поиграем в Масленицу? Удобно нам будет играть, игрушки-то не убраны? (убрать игрушки)  Предлагаю собраться вокруг Масленицы (чучело). Дети быстро убирают игрушки и становятся вокруг Масленицы. Воспитатель запевает, дети подхватывают:

 Масленица-кривошейка! Встретим тебя хорошенько:

С блинцами, с каравайцами, с вареничками.

С сыром, маслом, калачом да печёным яйцом!

В первый день её встречают – весёлой песней зазывают.

А помнит, как называется первый день масленичной недели? (встреча). Конечно, встреча!

Восп.: Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка!(3 раза) У-у-у! (бубен)

Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько !(3 раза)У-у-у! (бубен)

Восп.: Вот и к нам масленица пришла. Как вы знаете, её празднуют всю неделю. И всю неделю пекут…(блины). Народ  шумно, разгульно и весело провожает зиму, а встречает…(весну).

Восп.: Каждый день масленицы имел своё название. Начинается она в понедельник, который, как вы правильно сказали, называется «встреча». А кто с кем встречается? (зима с весной). А что мы с вами делали, когда встречали Масленицу? (чучело). Вот она, наша Масленица! Помните, как мы её делали всей группой? А кто такая Масленица? (Масленица – символ уходящей зимы).

Ребенок:  Ой, да Масленица во двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

Ой, да Масленица, погости недельку,

Широкая, погости другую!

Восп.: А после встречи Масленицы, какой день начинался? (Следом за понедельником, «встречей» шёл вторник) Кто запомнил, как он называется? («заигрыши»). На что похоже это слово? (на игру)

А чем занимались в этот день? (начинали кататься с гор, строили снежные крепости, артисты давали уличные представления, устраивали веселые концерты, скоморохи пели весёлые частушки).

А какие народные игры вы знаете? А в какие любите играть?

Может сыграем в игру «Звонарь»? (бубен) сначала нам надо выбрать ведущего. Какие считалочки вы знаете? (ответы детей). Отлично!

Ребенок:  Я возьму себе дуду

И  по улице пойду,

Громче дудочка гуди,  

Мы играем, ты – води!»

Игра «Звонарь»

Ведущий ходит вокруг Масленицы с бубном и собирает себе в колону детей, к кому он подходит, тот становится позади ведущего:          

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Все вместе: Маслена масленица,
Мы с зимой прощаемся,
На санях катаемся,
Блинами объедаемся!

Понравилась игра? Здорово поиграли!

Восп.: Сегодня какой день недели? (среда). Среда в масленице называлась  «лакомка». Вот сегодня у нас  «лакомка». В среду ваши  папы – приходили в гости на блины к тёщам – маминым мамам.

Ребенок: Ой, ты лакомка-среда!

 Масляна сковорода!

 По законам старины –

 Едем к тёще на блины!

Восп.: В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, также пекли блины.

А почему же блины главное лакомство масленицы?

Подсказка: На что похож блин? (На солнце)

Сравните его с солнышком. (круглый, жёлтый, горячий)

Из какой муки можно испечь  блины? (гречневой, пшеничной, кукурузной)

С чем едят блины? (со сметаной, маслом, творогом, вареньем, икрой)

Молодцы, много вы знаете про блины! А блинную разминку проведём? (Дети проводят разминку – стихотворение с движениями, которые они придумали и  уже выучили)

Их готовить нелегко:
Яйца, соль и молоко,
Сахар, дрожжи и мука -
Всё взбивается слегка
Деревянным круглым пестом
В жидкое сырое тесто.
В сковородке выпекаем -
Сладким мёдом поливаем
Или сыром посыпаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные блины!

Восп.: У меня есть идея! Давайте сделаем украшение для блинов? Присаживайтесь за столы. Поделка-украшение для блинов «Солнышко».

Нам понадобятся зубочистки со срезанными концами, клей-карандаш, два квадрата из красной и жёлтой бумаги, ножницы и фломастеры. Из квадрата делаем круг, срезая уголки, затем другой круг, поменьше. Намазываем зубочистку клеем и прикладываем к большому кругу. Теперь намазываем меньший круг клеем и прикладываем к большему. Всё, украшение готово! Во время поделки проговорить попевки:

Бабушка для деток
Испекла салфеток,
А салфетки из муки
Получаются тонки.
Знают внуки-шалуны,
Что салфетки те … (
блины)        

Жёлтый, вкусный, ароматный

И на вкус такой приятный!

Словно солнышко горит,

Скушать быстренько манит,

Только мама испечёт,

А он прыг и прямо в рот!

Ой, ребята, посмотрите всем поделки достались? Кому-то не хватило, что же делать? Давайте ещё сделаем! После того как все сделают поделки, выходят в круг и все вместе запевают:

Ой, Масленица, кривошейка! Кривошейка!(3 раза) У-у-у! (бубен)

Сострячаем тебя хорошенько! Хорошенько !(3 раза)У-у-у! (бубен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия образовательной деятельности для детей подготовительной группы ТЕМА «Восточный календарь» Образовательная область:"Познавательное развитие", «Художественно-эстетическое развитие

КОНСПЕКТ занятия по художественно- этетическому воспитанию для детей подготовительной группы   ТЕМА:" Восточный календарь" Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитиеОбразовател...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие для средней группы на тему: «Космическое путешествие»

Цель: познакомить и сформировать у детей элементарные представления о космосе.Задачи:ОбразовательныеПродолжать знакомить детей с историей развития космонавтикиДать первоначальные сведения о планетах, ...

Конспект открытого педагогического мероприятия на тему: "Дары Осени" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" /старшая группа/

Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в старшем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с признаками осенних явлений природы и жизни людей....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по теме: «Обрядовые и обереговые куклы». Образовательная область: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. (Подготовительная группа)

В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы ...

Технологическая карта мероприятия НОД с детьми старшей группы ,Тема: «Спасем планету» (образовательная область «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие", " Социально-коммуникативное развитие")..

Технологическая карта мероприятия  НОД с детьми 5-6 лет(старшая группа)  на тему: " Спасем планету" . Интеграция областей: " Познавательное развитие " , " Худож...